Герой пьесы Чехова «Три сестры» постоянно напевает странную песенку. К чему она?

Наука и жизньКультура

Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета»

Иван Романович Чебутыкин — герой пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры» — постоянно напевает странную песенку «Та-ра-ра-бумбия». К чему она?

Доктор филологических наук Иван Пырков

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет актрисы и певицы Эмили-Мари Бушо. 1895 год. Музей искусства «Метрополитен», Нью-Йорк.

В драматургии Чехова сильны «подводные течения»: самое важное остаётся недосказанным. И, к сожалению, подтекстовый смысл несуразной чебутыкинской припевки современному читателю и нынешнему зрителю не очень понятен.

«Три сестры» поначалу приняли далеко не все читатели и зрители: фабулы практически нет, сюжет размыт, мотивировки героев не ясны. Почему, в самом деле, сёстры, стремящиеся вырваться из уездного города, просто не могут купить билет, сесть в поезд и поехать в столицу? Что им мешает? «Мы не видим реальной причины, — писал публицист и критик А. И. Богданович, — которая мешала бы им (сёстрам. — И. П.) осуществить свою мечту». Её не видят и такие театральные обозреватели, как И. П. Игнатов, М. С. Ольминский и многие другие. Выдающийся специалист в области психологии искусства Л. С. Выготский в знаменитой книге «Психология искусства» обобщил первые отклики на чеховскую пьесу, увидев в них попытку свести всю многомерность и художественную глубину «Трёх сестёр» к «драме железнодорожного билета». В самом деле, «Москва у Чехова — это образ мечты, это ”не станция ”Москва-пассажирская” или ”Москва-товарная”. Это — Москва-символическая… На такую станцию билетов… не продают».

Cёстры не едут «в Москву», они продолжают оставаться… чужими в своём собственном доме. Точно так же, если разобраться, как хозяева вишнёвого сада почему-то не продают его часть под дачи, чтобы спасти тем самым от полной вырубки… Антон Павлович видел в таких ситуациях, когда бездействие ведёт к драме, не драму как раз, а комедию или даже… водевиль. Только особый, «чеховский» водевиль, где на первый план выходит лирическое звучание темы.

Режиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко сумели уловить тонкий настрой пьесы и создать особую чеховскую атмосферу в Московском Художественном театре, где 31 октября 1901 года и началась богатая сценическая история «Трёх сестёр». Они оба, независимо друг от друга, вспоминали, что Чехов называл пьесу «весёлой комедией» и «водевилем».

И тут самое время подробнее представить Ивана Романовича Чебутыкина — наиболее водевильного персонажа во всей пьесе. Ну кто бы ещё кроме Ивана Романовича придумал подарить Ирине серебряный самовар. Бывает, как мы знаем, «самоварное золото», а бывает — и самоварное серебро! Самовар — символ дома, очага, но Прозоровым их губернский дом не мил, и чебутыкинский жест оказывается прекрасно-бессмысленным. Доктор постоянно совершает неуклюжие поступки, говорит невпопад, не слышит или не хочет слышать собеседников. «Бальзак венчался в Бердичеве», — сообщает он собеседникам непонятно зачем и по какому поводу. Но фразы его не исчезают, а как бы зависают в невесомости разобщённости. Пластика его образа сродни танцу с неочевидным ритмом. Газетой в руках он отгораживается от повседневности и в то же время оказывается — волей или неволей — причастным к узловым эпизодам разворачивающейся драмы. Вот он неуместной репликой развенчивает монолог Ольги: «…радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно». Иван Романович (смеясь): «Чёрта с два!» Будто в неуклюжей попытке вырваться из силков времени, он роняет фарфоровые часы, которые немедленно разбиваются, и зачем-то при этом восклицает: «Вдребезги!» Кулыгин, учитель гимназии, муж Маши, подбирает осколки и журит Чебутыкина, как гимназиста: «Разбить такую дорогую вещь — ах, Иван Романыч, Иван Романыч! Ноль с минусом вам за поведение!» Ирина грустно замечает: «Это часы покойной мамы». Чебутыкин, как будто бы не улавливая грусти, произносит странную, непонятную до поры фразу: «Мамы так мамы. Может, я не разбивал, а только кажется, что разбил. Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет».

И раз за разом Иван Романович зачемто повторяет куплет: «Та-ра-ра-бумбия… Сижу на тумбе я…» Заметим: герой даже в драматических обстоятельствах остаётся ему верен:

Ольга (обнимает Ирину). Ужасный сегодня день… Я не знаю, как тебе сказать, моя дорогая…

Ирина. Что? Говорите скорей: что? Бога ради! (Плачет).

Чебутыкин. Сейчас на дуэли убит барон.

Ирина. Я знала, я знала…

Чебутыкин (в глубине сцены садится на скамью). Утомился… (Вынимает из кармана газету.) Пусть поплачут… (Тихо напевает.) Та-ра-ра-бумбия… сижу на тумбе я…»

Автор не в первый раз использует этот рефрен. Ещё в рассказе «Володя большой и Володя маленький» (1893) «Та-ра-рабумбия» звучит из уст сына очередного чеховского военного доктора. Видимо, для Чехова обращение к странной «…бумбии» не случайно, значит, здесь должен быть какой-то скрытый смысл.

Художник В. Г. Серебровский. Плакат к спектаклю «Три сестры». Театр им. Максима Горького, Магдебург (ГДР, 1979 год).

В примечаниях к Полному собранию сочинений и писем писателя приводится объяснение: «Возможно, это русская транскрипция припева известной французской песенки — своеобразного гимна парижского полусвета XIX века». Но почему именно Чебутыкин озвучивает в пьесе этот «гимн»?

Звучная «та-ра-ра-бумбия» восходит к имени балаганного актёра и солдата Таррара (1720—1798), прославившегося обжорством и цирковыми трюками. После смерти Таррара его имя закрепилось в звукоподражании «Таррар-бом-ди-эй», передающем раскаты фанфар, и было обыграно сначала в мюзиклах нью-йоркского Бродвея, а чуть позже в знаменитых куплетах англичанки Лотти Коллинз (Tivoli Music Hall, 1891 год), где припев повторялся восемь раз. После выступлений, имевших оглушительный успех, блистательную Лотти прозвали «мисс Та-ра-ра-бумбия». Ну а далее — Париж, песенку напевает Эмили-Мари Бушо, запечатлённая на картинах гениального Тулуз-Лотрека. Псевдоним у Эмили был красивый — Полер, Полярная звезда, она и правда была звездой парижского варьете «Фоли-Бержер» и зажигательно исполняла модную песенку: «Я девушка из хорошей семьи, с миленькой живой мордашкой, которая получила хорошее монастырское воспитание, — пела Полярная звезда и добавляла не без кокетства: — Меня прозвали сумасбродной, потому что вместо того, чтобы слушать урок и прилежно писать диктант, я, не стесняясь, повторяла: «Тама-ра-бум-ди-э!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слайд-шоу Слайд-шоу

Новые разработки и прототипы

Популярная механика
Четыре юных кавалера: истории любви Ирины Аллегровой Четыре юных кавалера: истории любви Ирины Аллегровой

Её называют императрицей российской эстрады не только из-за любимой песни

Cosmopolitan
Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф

Очерк четвёртый: «Стремление к истине ценнее обладания ею»

Наука и жизнь
7 смешных медицинских открытий: герои Шнобелевской премии 7 смешных медицинских открытий: герои Шнобелевской премии

Открытия, которые сначала заставляют засмеяться, а потом — задуматься

Популярная механика
Сидящие под дождём Сидящие под дождём

У насекомых и пауков особые взаимоотношения с окружающим миром

Наука и жизнь
15 главных битв 1939–1945 15 главных битв 1939–1945

Третья часть списка самых крупных сражений и операций Второй мировой войны

Дилетант
Что такое альфа-гал и с чем его (не) едят Что такое альфа-гал и с чем его (не) едят

Укус клеща — неприятное событие, которое может стать для кого-то судьбоносным

Наука и жизнь
Инопланетяне среди нас: мог ли Марс быть колыбелью земной жизни Инопланетяне среди нас: мог ли Марс быть колыбелью земной жизни

Гипотезу о том, что жизнь зародилась на Марсе, можно назвать необычной

Популярная механика
Петербургские «Кресты» Петербургские «Кресты»

Имена арестантов «Крестов» вошли в учебники, само здание — памятник архитектуры

Дилетант
Большие носовые пазухи обрекли пещерных медведей на веганскую смерть Большие носовые пазухи обрекли пещерных медведей на веганскую смерть

Вероятно, причиной гибели пещерных медведей послужили крупные носовые пазухи

N+1
Взлом без кражи Взлом без кражи

Британский Центр правительственной связи в поместье Блетчли-парк

Дилетант
Основатель Suitsupply — о первом костюме, правильной цене и женской моде Основатель Suitsupply — о первом костюме, правильной цене и женской моде

Фокке де Йонг — о том, как бренду удается держать приемлемые цены

РБК
Шерстяной покров Шерстяной покров

Астхильдур Магнусдоттир рассказала, почему она выбрала жить в мире с природой

Вокруг света
Будущее, которое никому не нужно: почему обязательная маркировка товаров бесполезна для экономики Будущее, которое никому не нужно: почему обязательная маркировка товаров бесполезна для экономики

Предприниматели просят приостановить внедрение обязательной маркировки товара

Forbes
Не все дома! Гуф, Киркоров и другие звезды, которые лежали в психушке Не все дома! Гуф, Киркоров и другие звезды, которые лежали в психушке

Жизнь звезд — штука сложная, иногда она требует помощи врачей

Cosmopolitan
Бесполезные машины механика Ника Ремеджа: торжество абсурда Бесполезные машины механика Ника Ремеджа: торжество абсурда

Ржавые колеса, полиэтиленовые пакеты, стоптанная обувь – в дело идет все

Популярная механика
Витамин В9 против стресса, и не только Витамин В9 против стресса, и не только

Витамин В9 необходим организму всегда, а особенно в условиях стресса

Здоровье
Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть

Почему для некоторых работает одна схема похудения, а для других — нет?

Psychologies
Сватовство Майорки Сватовство Майорки

Архитектор Мануэль Вильянуэва поженил полуразрушенную виллу и современный дизайн

AD
Парадокс удачи: большое число претендентов на победу может снизить накал конкуренции Парадокс удачи: большое число претендентов на победу может снизить накал конкуренции

Принято думать: чем больше конкурентов, тем ожесточеннее борьба

Forbes
Какую операционную систему выбрать: Windows и альтернативы Какую операционную систему выбрать: Windows и альтернативы

Даже если вам кажется, что выбор ОС очевиден, не спешите с выводами

CHIP
Ранние зародыши мыши не смогли полноценно развиться в космосе Ранние зародыши мыши не смогли полноценно развиться в космосе

Кажется, в этом виновата в большей степени радиация, чем невесомость

N+1
Пропуск в чужую жизнь: почему пандемия не оправдывает нарушения конституционных прав Пропуск в чужую жизнь: почему пандемия не оправдывает нарушения конституционных прав

Не стоит абсолютизировать толкование термина «государственные интересы»

Forbes
Вошли во вкус Вошли во вкус

После распада СССР в страну хлынули импортные снеки и напитки

Лиза
ОСАГО-2020: что изменилось и как с этим жить ОСАГО-2020: что изменилось и как с этим жить

Страховщики пересчитали страховые коэффициенты для всех водителей

РБК
Как известные мужчины борются со стрессом? Советы от 11 звезд Как известные мужчины борются со стрессом? Советы от 11 звезд

Звездные способы борьбы со стрессом, которыми ты тоже можешь воспользоваться

Playboy
Глава 4: Наследие Глава 4: Наследие

– Мальчик, ты не понял. Водочки нам принеси, мы домой летим!

Esquire
Все они одинаковые Все они одинаковые

Раз за разом ты создаешь отношения, которые обречены на провал

Cosmopolitan
7 возрастных изменений, которые могут стать неожиданностью 7 возрастных изменений, которые могут стать неожиданностью

К некоторым физиологическим проявлениям возраста мы не готовы

Cosmopolitan
Сердце железной дороги: как обеспечивают безопасность движения Сердце железной дороги: как обеспечивают безопасность движения

Жизнь Москвы и Московской области невозможно представить без железных дорог

Популярная механика
Открыть в приложении