Как пенсионер «Автоваза» построил бизнес на производстве электроколясок для инвалидов
В 2010 году Сергей Перевезенцев, отработав 43 года на «Автовазе», вышел на пенсию и открыл свое дело. Сначала производил снегоходы, а затем решил улучшать мобильность российских инвалидов. Сейчас его небольшой цех с полусотней сотрудников выпускает почти полторы тысячи электрических инвалидных колясок в год, своей продукцией он серьезно намерен потеснить контролирующих отечественный рынок иностранных конкурентов. Работу Перевезенцев называет хобби, новое увлечение у него сегодня — производство детских электрокаров, выпуск которых он готов довести до 1 млн в год.
«Не лежать же я должен»
Сергей Перевезенцев окончил Горьковский политехнический в 1967 году. И сразу же по распределению уехал в Тольятти — запускать ВАЗ. Начал мастером участка, потом стал начальником цеха, затем — начальником отдельного производства. Более 10 лет Перевезенцев руководил опытно-промышленным производством «Автоваза», в 2010 году с должности генерального директора дочернего предприятия ООО «Автоваз-Перспектива» ушел на пенсию. «Работа для меня как хобби. Не лежать же я должен, — замечает Перевезенцев. — Решил попробовать себя в бизнесе».
Созданная им компания «Вояджер» выпускала снегоходы под маркой «Пегас». Конь с крыльями тут ни при чем: в названии заложены инициалы жены — Перевезенцевой Галины Сергеевны. Технику делали по разработкам Тольяттинского политехнического института, с которым Перевезенцев много лет сотрудничал. Но снегоходы — продукт специфический, сезонный. Да и выйти на рынок за пределами Самарской области не удалось. Чтобы производство летом без заказов не простаивало, пришлось искать какое-то дополнительное направление. «За границей я часто бывал, всегда удивлялся, как там много инвалидов-колясочников, — рассказывает Перевезенцев. — У нас же инвалидов как будто бы и не было. И тема доступной среды для человека с ограниченными возможностями вообще не обсуждалась».
С 2014 года в ассортимент «Вояджера» добавляются так называемые технические средства реабилитации (ТСР) — электрические коляски и компактные лестничные подъемники. Последние производятся в виде гусеницы, на которую при необходимости закрепляется коляска, которую электромотор устройства поднимает по лестнице.
Через какое-то время ТСР становятся основным продуктом, а сама компания переименовывается в «Подъем». «У меня стратегическая цель — вытеснить с рынка аналогичную импортную технику. А это достижимо только одним способом — делать лучше», — рассказывает Перевезенцев.
Просторное светлое помещение с огромными столами, на которых идет сборка продукции, по периметру стеллажи с комплектующими... Опытный производственник Перевезенцев сразу определил, что для обеспечения качества достаточно оставить за собой всего две ключевые операции — сварку каркаса и сборку готового изделия. А изготовление всего остального можно заказать поставщикам. «Зачем мне покупать станки по миллиону каждый, нанимать сотни людей, когда есть готовые производства? — замечает Перевезенцев. — Мне сейчас поставляют 96 предприятий со всей России. Из Китая берем только электродвигатели и электронику для управления. Общая локализация сейчас составляет 93%».