Глава из книги «Бизнес из ничего» Владислава Моисеева

ForbesБизнес

Как Дмитрий Гришин совместил несовместимое

В декабре выходит в свет книга Владислава Моисеева «Бизнес из ничего, или как построить интернет-компанию и не сойти с ума». Forbes публикует главу из книги, посвященную Дмитрию Гришину, сооснователю Mail.ru Group

52594.jpg__1543587259__34988.jpg
Фото Александра Карнюхина для Forbes

Книга Владислава Моисеева «Бизнес из ничего, или как построить интернет-компанию и не сойти с ума» — совместный проект Лаборатории «Однажды», издательства «Альпина Паблишер» и Фонда развития интернет-инициатив. Книга посвящена историям семи крупных российских IT-предпринимателей, их ошибкам и провалам, удачам и прорывам. Герой этой главы — Дмитрий Гришин, председатель совета директоров и сооснователь Mail.Ru Group, основатель венчурного фонда Grishin Robotics. По мнению журнала Forbes, Гришин — один из тех, кто определяет лицо современного российского интернета. Его вклад в развитие нового технологического рынка отмечал журнал MIT Technology Review, а GQ в 2017-м назвал Гришина «Бизнесменом года».

В активах Mail.Ru Group, как в песне Псоя Короленко, есть все. Cоцсети, игры, сервисы электронной коммерции, мессенджеры, медиапроекты. Проще сказать, чего там нет. Ежемесячная аудитория одной только почты в дневное время составляет 32,3 млн пользователей. 97 миллионов человек каждый месяц пользуются сервисами ВКонтакте, 71 миллион — Одноклассниками, 9,2 миллиона — Моим миром.

История Дмитрия Гришина удивительна своей строгой последовательностью и логичностью. Он словно всю жизнь знал, чем будет заниматься, и никуда не сворачивал. Начал программировать еще в детстве, закончил физико-математическую гимназию, потом Бауманку и за очень короткое время сделал впечатляющую карьеру — превратился из простого программиста в председателя совета директоров и сооснователя Mail.Ru Group. Он не занимался ничем другим, кроме компьютеров и сетей, просто целенаправленно и фанатично долбил в одну точку. И это сработало.

Гришин напоминает вечного студента. Дело не только в относительно юном возрасте, хотя он и самый молодой из героев книги. Просто он полагает, что привычка вечно учиться — самый важный навык в ведении успешного IT-бизнеса и вообще в реалиях современного мира. Нельзя что-то придумать, закрыться в своей раковине и мариноваться там до какого-нибудь пришествия.

История Гришина интересна еще и тем, что в начале своего пути он вовсе не был предпринимателем до мозга костей и мог бы никогда им не стать, если бы не стечение обстоятельств. После университета Дмитрий просто пришел в красивый офис, занял стол и начал работать в качестве наемного сотрудника. Но крах доткомов заставил его превратиться из наемного сотрудника в предпринимателя. Никакой бизнес-романтики. Просто это был единственный способ продолжать заниматься любимым делом.

Оси и сети

В 1995 году в моей жизни произошли два очень важных события. Первое — я поступил в Бауманку, второе — состоялась премьера Windows 95. Ее презентовали на выставке в московском Манеже. Я пришел туда и у кого-то отжал большую пустую рекламную коробку с логотипом Windows 95. Она потом еще очень долго стояла у меня в общаге, и все думали, что я каким-то образом связан с Microsoft.

Я действительно был очень впечатлен Windows. Настолько, что у меня появилась гениальная идея написать свою собственную операционную систему. Поэтому на первом курсе Бауманки я усиленно пытался на Паскале напрограммировать свою Windows. В тот момент разворачивалась большая битва между Windows и OS/2. Microsoft еще не захватила единоличное лидерство, Windows 95 была просто одним из игроков, который пытался делать оконный интерфейс. У всех стоял DOS, и я подумал, что сделаю свою ось с окнами и раздам ее по университету. Не скажу, что у меня был какой-то бизнес-план. Было скорее ощущение, что начинается что-то большое, и мне хотелось быть частью этого. Сегодня я понимаю, что оказался прав: рынок тогда еще не был монополизирован и перепахан, возможность выстрелить с оконным интерфейсом оставалась. Сейчас это звучит смешно, но на тот момент нынешние гиганты были еще карликами, совсем не страшными, и сегодняшнее их положение в мире не было столь очевидно.

Другая важная идея, которая меня очень заинтересовала еще в университете, — сеть. Мы с однокурсниками начали тянуть провода по общаге, создавали локальную сеть из нескольких компьютеров, чтобы играть. Потом компьютеров стало около тридцати, структура разрасталась. Чуть позже у нас произошел большой прорыв — мы протянули кабель в соседнюю общагу. Так у нас появилось два кластера. Интернета еще не было, работала только локальная сеть. Но на третьем курсе появился какой-то очень медленный выход в интернет, и началась большая, но на тот момент еще весьма туманная история с вебом. Все это было в совершенно зачаточном состоянии, но нам было весело и прикольно. Мы понимали, что находимся в какой-то точке отсчета, вот только чего именно?

Дошираковая долина

В Бауманке я застал старую советскую преподавательскую школу. Нас заставляли чертить на ватманах. Две недели работаешь над каким-нибудь редуктором, приносишь чертеж, а преподаватель ручкой перечеркивает и говорит, что вот здесь неправильно и здесь. Это всегда было очень обидно, приходилось все переделывать. Я тогда думал, ну почему нельзя изначально чертить на компьютерах и экономить уйму времени.

В то время вся наша общага была безумно увлечена программированием. О деньгах еще мало кто думал: тогда всем казалось, что реально зарабатывать можно только на интернет-доступе. Как раз начали появляться первые провайдеры, и это действительно было единственное место, где люди получали какие-то ощутимые деньги. У нас же, студентов, было просто ощущение чего-то большого, непонятного, но неотвратимого. И нам хотелось сделать хотя бы кусочек этого большого, чтобы другие начали пользоваться плодами этой работы. Если ты сделал какую-то программку и пять-шесть человек начинали ей пользоваться, это был успех. Вопрос денег был вторичен, главное — что-то создавать, причем лучше других: тот, кто круче всех напрограммирует — тот самый крутой.

Каждый студент в общаге копил деньги и собирал себе компьютер из бэушных деталей. Тогда программирование еще шло рука об руку с железом, ты должен был разбираться и в том, куда засунуть какую-нибудь деталь и что сделать, чтобы она прижилась. У всех компьютеры стояли в полуразобранном виде, их адская начинка жужжала и мигала. Разделения на софт, железо, мобайл — ничего такого еще не было. Тогда все это называлось просто технологиями. Нашел хорошую видеокарту на рынке, воткнул в компьютер — ой, не работает. Что делать? Начинаешь искать софт, если не ищется, — допрограммируешь что-то сам. Сейчас многие умничают о том, что уже тогда была четкая картина, видение технологического будущего, в котором мы сегодня живем. Нет, четким было только предчувствие, все остальное — ретроспективные домыслы.

Общага Бауманки чем-то напоминала Силиконовую долину. Все одинаково голодные, все что-то придумывают и друг с другом это обсуждают. Только в долине, наверное, дерутся существенно реже. Даже в туалетах и ванных постоянно шли какие-то интеллектуальные дискуссии. Стоишь ты перед зеркалом, бреешься и обсуждаешь с соседями по раковине компиляцию ядра Linux. Помню, как несколько человек стояли с бритвами и ругались о том, что так компилировать нельзя, а вот так — можно. Уже тогда приходило понимание, что ты не один, нужно уметь кооперироваться, договариваться. Это была отличная почва для рождения предпринимательского начала.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В поисках смысла: что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть В поисках смысла: что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть

Как ответить себе на извечные вопрос: быть или не быть?

Forbes
Раскрыть глаза Раскрыть глаза

По данным Минздрава, примерно 8% младших школьников страдают близорукостью

Добрые советы
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
С новосельем! С новосельем!

Шоу–рум старейшей венецианской марки переехал в здание напротив

SALON-Interior
Ученые выяснили, почему зумеры стареют раньше положенного срока Ученые выяснили, почему зумеры стареют раньше положенного срока

Почему зумеры выглядят гораздо старше своих лет?

Psychologies
«Храм появляется там, где есть вера» «Храм появляется там, где есть вера»

Когалым становится местом паломничества и поклонения святыням

Огонёк
Подводные торпеды для смертников и еще 4 поразительные фотографии с войны Подводные торпеды для смертников и еще 4 поразительные фотографии с войны

Как выглядел бронепоезд изнутри и другие ретрофотографии

Maxim
Forbes назвал самых высокооплачиваемых волшебников Forbes назвал самых высокооплачиваемых волшебников

Forbes назвал самых высокооплачиваемых волшебников

Forbes
«Мама стала моей соперницей» «Мама стала моей соперницей»

Что делать, если мать видит в вас лишь удачливого конкурента в жизненном забеге?

Psychologies
Эмоциональный ритейл: в чем особенности модного бизнеса в России Эмоциональный ритейл: в чем особенности модного бизнеса в России

О том, как изменилась модная индустрия в России за 25 лет

Forbes
Фрэнсис Скотт Фицджеральд Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Фрэнсис Скотт Фицджеральд и его роман со спиртным

Playboy
Как менялся стиль Дмитрия Маликова Как менялся стиль Дмитрия Маликова

Одно можем сказать точно: прическа «императора твиттера» не менялась совсем

GQ
Как «большие данные» меняют большой спорт Как «большие данные» меняют большой спорт

В профессиональном спорте ожидаемо коммерческое применение больших данных

Forbes
Мировая провокация: самые дорогие перфомансы и инсталляции Мировая провокация: самые дорогие перфомансы и инсталляции

Чем инсталляция отличается от перформанса и кто все это покупает

Forbes
Гражданство в обмен на инвестиции: россиянам продолжают продавать паспорта Гражданство в обмен на инвестиции: россиянам продолжают продавать паспорта

Где недвижимость не нужно покупать и почему кипрский паспорт дороже мальтийского

Forbes
23 классические шутки Марка Твена, которые должен знать каждый 23 классические шутки Марка Твена, которые должен знать каждый

Цитаты великого юмориста Марка Твена

Maxim
Эмоциональная устойчивость: 8 способов пережить трудные времена Эмоциональная устойчивость: 8 способов пережить трудные времена

Можно ли научиться стойкости?

Psychologies
«Нечего нам делать в этом Лефортово». Суд продлил арест братьям Магомедовым «Нечего нам делать в этом Лефортово». Суд продлил арест братьям Магомедовым

В деле «Суммы» появился новый эпизод о хищении 300 млн

Forbes
Революция авокадо: как заработать на потребительском буме в Китае Революция авокадо: как заработать на потребительском буме в Китае

КНР становится конечным пунктом назначения для товаров из других стран

Forbes
Верит твердо в героев спорта Верит твердо в героев спорта

Президент фитнес-клубов World Class Ольга Слуцкер о культуре ЗОЖ и феминизме

Cosmopolitan
«Шокировать зрителя — не моя цель» «Шокировать зрителя — не моя цель»

Виктор Гинзбург — о том, как он оказался в Москве и чем ему близок Пелевин

OK!
Почему сексизм в рекламе так сложно искоренить Почему сексизм в рекламе так сложно искоренить

Почему 7 из 10 женщин чувствуют, что реклама делается не для них

Forbes
Гендерные игры. Как строить бизнес с мужчиной Гендерные игры. Как строить бизнес с мужчиной

Женщины-руководители предпочитают возглавлять коллектив, состоящий из мужчин

Forbes
Есть песня прямо о нас — называется «Всё» Есть песня прямо о нас — называется «Всё»

Эта пара прошла испытание огнем, водой и медными трубами

OK!
10 автомобильных моторов, по которым мы скучаем 10 автомобильных моторов, по которым мы скучаем

Лучшие автомобильные двигатели, которые ушли слишком рано

Популярная механика
Обнаружена планета у летящей звезды Барнарда Обнаружена планета у летящей звезды Барнарда

«Суперземля» обнаружена у одной из ближайших к нам звезд

Forbes
Huawei Kirin 980: на что способен мобильный процессор нового поколения Huawei Kirin 980: на что способен мобильный процессор нового поколения

Kirin 980 - первый в мире мобильный процессор, изготовленный по 7-нм техпроцессу

CHIP
Вагон раздора Вагон раздора

Обновление подвижного состава обходится российской экономике слишком дорого

Эксперт
Еда – метафора любви Еда – метафора любви

Зачем мы грызем морковь или тянемся за булочкой?

Psychologies
Bloomberg рассказал о распространении влияния Евгения Пригожина в Африке Bloomberg рассказал о распространении влияния Евгения Пригожина в Африке

Структуры Евгения Пригожина внедряются и укрепляют влияние в африканских странах

Forbes
Открыть в приложении