Кадры решили
Виктор Косаковский снял фильм «Акварель» со скоростью 96 кадров в секунду. После сенсации на Венецианском кинофестивале весь Голливуд записался на мастер-класс к документалисту из Петербурга
В кино было несколько революций: в 1927 году появился звук, в 1935-м — цвет, потом цифровые технологии, 3D. Но формат кинопоказа 24 кадра в секунду почти сотню лет остается неизменным. Считается, что это то количество, которое мозг воспринимает как непрерывное движение. При этом современные камеры уже давно позволяют снимать и 25 кадров в секунду, и гораздо больше — без потери качества изображения. В «Акварели» мы с командой доказали, что возможно не только сделать фильм в этом формате, но и показать его так: 96 кадров в секунду. Зритель получает совершенно новый опыт. Увидев такое кино, никто больше не захочет смотреть обычные картины.
Но есть проблема — нужны специальные проекторы. В мире их всего два: один — в Европе, другой — в США. Даже на Венецианском фестивале я пошел на компромисс и продемонстрировал «Акварель» 48 кадров в секунду, снизив скорость в два раза. Решил не ждать, когда технология станет более распространенной, потому что и так можно составить представление о том, как изменится восприятие. В родном Петербурге на закрытии фестиваля «Послание к человеку» картину тоже показывали 48 кадров в секунду. А чтобы увидеть ленту, как она была задумана, надо переоборудовать кинотеатры по всей Земле. Но для этого необходима работающая бизнес-модель, потому что переоснащать их, когда нет контента, глупо.
Вообще, попытки увеличить число кадров уже предпринимал Джеймс Кэмерон, в «Хоббите» Питера Джексона — частота 48, а у Энга Ли в «Долгой прогулке Билли Линна в перерыве футбольного матча» — 120. Но и у Ли, и у Джексона этот прием производит впечатление трюка, а вот большого драматургического смысла в нем нет. К тому же картинка при увеличении скорости съемки напоминала по качеству сверхрезкую цифровую.