Как «Дело Серебренникова» освободило театры от закона о госзакупках
В Госдуме в третьем чтении принят закон о смягчении требований к госзакупкам в сфере культуры. Forbes Life поговорил с директорами главных московских театров о том, почему это важно и как теперь изменится их жизнь
Драматическая ситуация с Кириллом Серебренниковым и его коллегами наглядно доказала несовершенство действующего закона о госзакупках. Театральная общественность настойчиво требовала перемен — и была услышана. Мы узнали у руководителей театров, как была устроена их работа раньше и какие перемены должны произойти после принятия нового закона.
Скорректирована максимальная сумма, которую можно потратить на закупку у единственного поставщика — единовременно она составляет 600 000 рублей, в годовом объеме — 30 млн рублей
Марина Андрейкина, директор МХТ им А.П. Чехова: «Необходимость увеличения связана с объективными причинами, в частности, с инфляционными процессами. Допустим, потребности театров за пару лет не поменялись, но цены ведь выросли. Увеличены годовые лимиты для такого рода закупок: с 20 до 30 млн рублей (если это не превышает 50% всех закупок). Это особенно важно для маленьких театров. Дело в том, что на практике конкурсные процедуры зачастую либо вообще не дают экономии, либо дают минимальную, а затраты на их проведение существенны. Эти затраты особенно ощутимы для небольших организаций».
Антон Гетьман, директор Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко: «Приведу пример: театр постоянно сотрудничает с несколькими юридическими компаниями для получения необходимых консультаций и разъяснений. Ведь изменения и уточнения в порядок использования трудового, гражданского, налогового и иных законов вносятся постоянно. И это нормальный процесс. Не существует такого театра (и не только театра, я думаю), в котором можно собрать юристов, одинаково ориентирующихся во всех областях права и порядке его применения. Поэтому юридическое сопровождение работы театра необходимо постоянно. Для этого театр заключает договора с несколькими юридическими компаниями, оказывающими консультационные услуги на постоянной основе. Более того, мы обращаемся к таким компаниям, которые знают особенности работы бюджетных учреждений, что критически важно. Опыт проведения конкурентных процедур на приобретение подобных услуг, показал, что это неэффективно: на конкурс заявляются компании, которые агрессивно демпингуют, сражаясь за получение контракта. Получив статус победителя, выясняется, что такая компания не только не обладает необходимыми квалифицированными кадрами, опытом работы и компетенциями, но и находится на Урале, или на Дальнем Востоке. Все это делает работу с театром невозможной. Да, мы экономим средства, но не получаем квалифицированной услуги. Увеличение порога закупок у единственного поставщика в полтора раза дает театрам возможность в пределах нового установленного лимита без проведения процедур заключать договора именно с теми компаниями, которые окажут квалифицированную услугу, стоимость и необходимый театрам объем, которых уже давно не соответствовал 400 000 рублей».