IT-гиганты и конкуренция, или Как платформы меняют рынки

IT-гиганты в последние годы активно растут и привлекают все больше пользователей. С помощью приложений мы заказываем такси, покупаем товары на маркетплейсах, ищем исполнителей для простых и сложных задач, расплачиваемся банковскими картами. Можно ли считать однозначно положительным влияние платформ на нашу жизнь, разбиралась Ольга Маркова, ассистентка экономического факультета МГУ им. Ломоносова
Платформы — не новый в нашей жизни феномен: средневековые Шампанские ярмарки — один из самых ранних примеров платформенной модели организации. Другой, более близкий нам пример платформ — газеты, журналы и телеканалы, которые могут печатать рекламу, за которую платят рекламодатели, и частные объявления читателей. Тем не менее именно в последнее десятилетие платформы стали неотъемлемой частью жизни многих людей благодаря распространению смартфонов, компьютеров и беспроводного интернета. В результате платформы выросли до небывалых размеров.
Что же такое платформа? Вариантов определений множество: некоторые считают платформы группой технологий, от других вы можете услышать, что платформы — это институт или продукт. Мне ближе определение платформы как фирмы, которая сводит несколько сторон вместе для контакта и возможной сделки: водители и пассажиры, зрители и создатели контента, работодатели и соискатели, женщины и мужчины, которые ищут отношений (сайты знакомств тоже платформы). При этом ни одна из сторон, которые связывает платформа, не аффилирована с ней — все риски несут компании, предоставляющие услуги.
Платформы получили широкое распространение, поскольку делают нашу жизнь комфортнее: сегодня не надо голосовать на дороге или долго ждать заказанный автомобиль, чтобы уехать в аэропорт (по данным московского Дептранса, в 2010 году среднее время подачи такси в Москве достигало 30 минут, а в 2020 году сократилось до 4 минут). Также платформы позволяют сократить так называемые фрикции поиска — несовпадение во времени и пространстве сторон, которые потенциально могут совершить сделку. Например, без рекрутинговых платформ соискатель может не узнать вовремя об открытии новой интересной и высокооплачиваемой вакансии, а компания — найти наиболее подходящего специалиста (кстати, в этой части платформы могут сократить так называемую фрикционную безработицу).