История в тротиловом эквиваленте: эволюция взрывчатки
На протяжении почти всей истории цивилизации люди искали наиболее эффектные взрывчатые вещества — чтобы использовать их не только в военных, но и в мирных целях (в производстве, строительстве и для развлечения). Знаменитый автор спецэффектов ко многим фильмам и «разрушитель легенд» Адам Сэвидж, разумеется, тоже не смог обойти эту тему.
В своем новом телевизионном проекте «Дикие эксперименты Адама Сэвиджа», который идет на Discovery Channel по вторникам в 22:00 Адам собирает всевозможные устройства от машин из «Безумного Макса» до пушки, стреляющей хот-догами, и добивается их работоспособности, а один из выпусков программы будет посвящен нитроглицерину. Вместе с Александром Ивановым, младшим научным сотрудником Физтеха УрФУ, автором проекта «Химия – Просто», мы решили разобраться в истории взрывчатки и эволюции этих гремучих смесей.
Греческий огонь
Одной из первых горючих смесей, которую открыло для себя человечество, стал греческий огонь. В историографии его изобретение относят к середине VII века нашей эры, а родиной называют Византию. Предполагается, что это была смесь смолы, серы, вероятно, сырой нефти и прочих горючих и липких веществ. Эта смесь помещалась в глиняный горшок, поджигалась и забрасывалась на вражеский корабль. Там она растекалась и уничтожала судно: потушить такое не представлялось возможным, поэтому для корабля зачастую подобные атаки становились фатальными.Греческий огонь очень похож на дикий огонь из сериала «Игра престолов», с помощью которого потопили флот Станиса, а потом Серсея взорвала септу с фанатиками. Строго говоря, греческий огонь нельзя причислить к взрывчатке, поскольку, выражаясь современным языком, это был просто своеобразный коктейль Молотова, а взрывчатка — это то, что умеет детонировать. Однако в реалиях раннего средневековья зажигательная смесь, способная взрываться при соприкосновении с другими объектами, могла быть отнесена к первым попыткам человечества изобрести взрывчатку.
Дымный порох
Исторически первым метательным взрывчатым веществом считается дымный порох. По утвердившейся в историографии версии, он был открыт в Китае в конце VII века нашей эры. Есть легенда, что черный порох был изобретен случайно: в одной пещере были залежи селитры, и кто-то забыл там бумагу — как следует пропитавшись этим веществом, она затем очень быстро загорелась. Вскоре появились и самодельные взрывные устройства, представляющие собой глиняные горшки, начиненные порохом и кусками металла. Приводились они в действие путем поджога соединенной с ними пропитанной серой веревки, уложенной в бамбуковые палочки.
В Европе черный порох был переизобретен немецким монахом Бертольдом Шварцем — опять же, по легенде, поскольку реальное существование Шварца ставится исследователями под сомнение. Монах смешал в ступке серу, селитру и уголь, пестиком начал измельчать эту смесь, но раздался взрыв, сопровождавшийся яркой вспышкой, опалившей монаху бороду. Это всё натолкнуло Шварца на идею использовать получившуюся смесь в качестве метательного оружия. Сразу же встал вопрос, как сохранить секрет этой смеси: по преданию, Шварца посадили на бочку с его изобретением и взорвали, чтобы он не открыл тайну посторонним людям.
На протяжении долгих веков порох оставался практически единственным взрывчатым веществом в арсенале человечества. Он прост в изготовлении: всё, что нужно, — это мельница, хороший помол компонентов и гранулирование под определённый калибр. Порох засыпали в дуло, затем клали кусок свинца, а сзади дула был фитиль либо кремень, который создавал огонь или искры. Все гениальное действительно просто.
Пикриновая кислота
Следующим шагом в развитии взрывчатых веществ стало открытие пикриновой кислоты: в 1771 году ирландский химик Питер Вульф получил тринитрофенол, воздействуя азотной кислотой на природный краситель индиго. Долгое время тринитрофенол использовался как краситель для шерсти и шёлка — он давал желтый цвет — и вообще не ассоциировался с взрывчаткой, пока в 1873 году не была продемонстрирована способность тринитрофенола к детонации. Наибольший вклад в «милитаризацию» пикриновой кислоты сделал французский инженер Тюрпен, который в 1886 году обнаружил, что тринитрофенол может детонировать, если его сплавить или сильно спрессовать — значит, его можно использовать в качестве боеприпасов. После этого тринитрофенол начали широко применять как мощное бризантное взрывчатое вещество.