Почему важно помогать системно и чем миллениалы лучше старших поколений

РБКРепортаж

Светлана Миронюк: «Через что мы чувствуем чужую боль? Через свою»

Серию интервью о благотворительности «РБК Стиль» продолжает беседой с членом правления фонда «Друзья» Светланой Миронюк. Почему важно помогать системно, чем миллениалы лучше старших поколений и как меняется третий сектор — вот некоторые из тем разговора.

Анастасия Каменская

755694947787642.png

Об особенностях сферы филантропии, буме социально ориентированных бизнесов и о том, как влияет на эти изменения смена поколений, Светлана Миронюк — близкий друг многих фондов, член правления фонда «Друзья», медиаменеджер и маркетолог с весомым профессиональным опытом — рассуждает охотно и с увлеченностью, анализируя и слабые, и сильные стороны индустрии благотворительности.

— В следующем году фонду «Друзья» исполнится 5 лет. Мы, конечно, забегаем слегка вперед, но для красоты цифры спрошу, как изменилась сфера благотворительности в России как раз за это время.

— За последние 5 лет сфера благотворительности сильно изменилась. Конечно, неправильно было бы считать, что это результат деятельности лишь одного нашего фонда. Одна из бед российского третьего сектора (Третий сектор — сфера НКО. Первый сектор — государственный. Второй — бизнес. — «РБК Стиль») в том, что он сильно разобщен. Исследование фонда «Друзья» и центра «Соль» в прошлом году показало, что эта сфера пока не стала полноценным сообществом, не провязана системой отношений. Результат действия групп, которые работают сообща, очевидно более сильный. Есть такое понятие — сетевой эффект: он пропорционален квадрату количества участников сети — чем больше участников сети связаны общими связями и взаимодействуют, тем сильнее результат и устойчивее сеть. На этом принципе построены все системы и платформы. Этого сетевого эффекта пока в филантропии в России нет или он очень слаб. Поэтому изменения, которые сегодня происходят в индустрии благотворительности, — результат многочисленных необъединенных действий разных людей и групп.

Одна из активных групп — это как раз фонд «Друзья». Чем мне нравятся «Друзья» — неформализованностью ролей. Здесь почти нет обязанностей в их привычном смысле. Сейчас нужно это — ты идешь и делаешь. Потом нужно что-то, в чем силен другой, — тогда на первый план выступает уже он. В этой неформальности есть очень драйвовая история, которая лично меня мотивирует.

— Приходят ли в благотворительность новые люди?

— В российской благотворительности точно стало больше игроков. В фонды пришли молодые люди, 25–30-летние, так что самый большой сдвиг — поколенческий. Раньше все-таки благотворительность была сферой взрослых состоявшихся людей с внутренней моральной струной, ценностями, состраданием, жертвенностью, желанием приносить пользу. Это желание быть полезным — важная часть ценностных ориентиров и нового поколения, которое сейчас доминирует, и это здорово: значит, увеличение третьего сектора будет происходить само по себе, потому что молодые люди хотят осознанно действовать и видеть смыслы в том, что делают. Благотворительность, экология, другие социально ориентированные сферы сейчас становятся в положительном смысле мейнстримом. Мы стоим на пороге бума социально ориентированных инициатив, бизнесов, проектов, стартапов с социальной миссией.

Я заметила один общественный тренд, в котором вижу и негативную, и позитивную стороны. Негативная состоит в том, что люди сейчас говорят «я не верю большим фондам, я лучше буду помогать конкретному ребенку». Фонды возражают: «мы будем делать это профессионально; каждый рубль, потраченный с помощью профессионалов, даст больше результата, чем если вы это сделаете напрямую». Мне очень нравится пост журналиста Кати Гордеевой об этом: «Деньги не лечат, не решают проблемы, лечат люди». Соберешь ты много миллионов на конкретного ребенка, но этим его не вылечишь. А сможешь помочь, если найдешь правильный доказательный сценарий лечения и нужных врачей, — во всем этом разбираются профессионалы в фондах.

Есть много молодых предпринимателей, которые говорят, что хотят делать что-то сами, готовы организовать свои фонды. Если посмотреть на это явление с позиции отрасли, наверное, такое распыление ресурсов — это не очень хорошо. С другой стороны, когда сотни людей хотят что-то делать сами и учреждают свои фонды... Да, они набьют шишек, что-то сделают неэффективно, но ведь это говорит о том, что интерес к благотворительности становится массовым. Это большой позитивный прорыв. Благотворительность перестает быть жертвенной функцией, а необходимость приносить пользу становится частью жизненного сценария. Люди хотят сами открывать благотворительные фонды, потому что им важно видеть результат здесь и сейчас.

755694948410999.jpg

— Мы можем говорить о том, что эти перемены связаны в том числе с ценностями нового поколения, которое пришло в благотворительность?

— Определенно. Но это не только миллениалы, о которых я упоминала, но и следующее поколение. Вот личный пример. Моему среднему сыну 19 лет, он учится в Голландии, недавно позвонил и говорит: «Есть новый поисковик, который четверть своих денег отдает на социальные цели, так что я теперь буду пользоваться только им». Я отвечаю: «Саша, это маркетинговый ход». «Нет, мама, я хочу каждым своим поиском приносить пользу». Так меняются предпочтения. Как маркетолог могу вам сказать, что сейчас примерно 2/3 покупателей возраста 25–35 лет не поленятся проверить социальную миссию компании, в которую они устраиваются или у которой собираются что-то крупное покупать.

— А как вы относитесь к тому, что за социальной миссией в некоторых случаях действительно скрывается желание получить, в первую очередь, репутационную выгоду?

— По мне, в этом нет ничего очень плохого. В конце концов, необязательно светлые дела делаются исключительно со светлыми чувствами. Если за этим и стоит какая-то маркетинговая уловка, как в истории про поисковик, важен результат. Я тогда сказала сыну: «Они так привлекают аудиторию, чтобы раскрутиться». А он ответил: «Какая разница? Я буду знать, что каждый мой поиск приносит 25 центов на важные социальные решения». Другими словами, даже если компании исходят из прагматических соображений — привлечь новых клиентов или улучшить свою репутацию, — это лучше, чем когда таких инициатив нет вовсе. А вообще, филантропия и работа в этой области перешли из установки «я должен» в установку «я хочу», потому что пришли люди с сильным ощущением «я хочу менять мир вокруг себя и буду так делать». Не «я должен быть хорошим» — одним из внутренних посылов благотворительности считается наше желание соответствовать детским представлениям о том, как правильно, — а вот это проактивное «я хочу». В филантропию пришло много зрелых людей со своими бизнесами, потому что им хочется, чтобы их бизнес приносил не только деньги, но и смысл. И это снова приводит нас к разговору о поколениях. В моем более старшем поколении запрос на смыслы возник скорее после 40. А вот у вас осознанность в отношении себя и своих действий гораздо более ранняя, она не связана с возрастом и является базовой ценностью, вы лучше нас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна

Как компьютерный термин проник в велнес-индустрию и в чем его нюансы

РБК
Певица Люся Чеботина: «Мне для счастья не хватает любящего парня» Певица Люся Чеботина: «Мне для счастья не хватает любящего парня»

Эту яркую девушку ты неоднократно видела в Instagram

Cosmopolitan
Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра

О том, почему профессия папарацци все еще жива и востребована

Forbes
Томас Алва Эдисон: легендарные авторы Popular Mechanics Томас Алва Эдисон: легендарные авторы Popular Mechanics

В 1903 году Томас Алва Эдисон написал статью для американского Popular Mechanics

Популярная механика
Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить

Вы просыпаетесь и сразу тянетесь к телефону?

Maxim
Все свое: как дела у российского импортозамещения Все свое: как дела у российского импортозамещения

В наукограде появилось российское фармацевтическое производство полного цикла

Популярная механика
Лучшие профессиональные фены для волос: топ 2019 Лучшие профессиональные фены для волос: топ 2019

Какой профессиональный фен лучше купить в 2019 году?

CHIP
Шеф-повар Дидье Коли — о трудовом кодексе, Ким Кардашьян и Москве Шеф-повар Дидье Коли — о трудовом кодексе, Ким Кардашьян и Москве

В московском BURO TSUM состоялись гастроли шефа Дидье Коли

РБК
«Книга лучше»: почему Донна Тартт прокляла экранизацию «Щегла» — и правильно сделала «Книга лучше»: почему Донна Тартт прокляла экранизацию «Щегла» — и правильно сделала

Почему и зрители, и читатели приняли экранизацию «Щегла» весьма прохладно

Forbes
Гнев: знать врага в лицо Гнев: знать врага в лицо

Мы можем научиться контролировать болезненные перепады настроения

Psychologies
9 эффективных обогревателей, которые не дадут вам замерзнуть 9 эффективных обогревателей, которые не дадут вам замерзнуть

Какой обогреватель купить для детской комнаты, для спальни и для гостиной?

CHIP
Разрядка отменяется? Чего ждать от нового советника Трампа Разрядка отменяется? Чего ждать от нового советника Трампа

Замена советника Трампа может сделать американскую политику более предсказуемой

Forbes
Миллиардеры в изгнании: 9 историй бизнесменов, которых выгоняли из собственных компаний Миллиардеры в изгнании: 9 историй бизнесменов, которых выгоняли из собственных компаний

«Закрытый клуб» миллиардеров, изгнанных из собственных компаний

Forbes
Тест-драйв: как современные технологии помогают улучшить сон Тест-драйв: как современные технологии помогают улучшить сон

О важности сна и вреде «социального джетлага» сегодня беспокоится каждый

Forbes
Ростов папа Ростов папа

Ростовчане, распознав в тебе приезжего, сходу устроят тебе проверку

Seasons of life
От «Чужого» до «Хищника»: 10 лучших фильмов про инопланетян От «Чужого» до «Хищника»: 10 лучших фильмов про инопланетян

Фильмы про НЛО и внеземные цивилизации

РБК
Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу

«Уйти в никуда» — новый черный среди миллениалов

Forbes
Когда я ем, я глух и нем: как музыка влияет на наш аппетит и решения о покупках Когда я ем, я глух и нем: как музыка влияет на наш аппетит и решения о покупках

Как музыка в ресторанах и магазинах влияет на то, что и когда мы покупаем?

Psychologies
5 фатальных ошибок автоинженеров, унесшие тысячи жизней 5 фатальных ошибок автоинженеров, унесшие тысячи жизней

Любой автомобиль представляет повышенную опасность

Популярная механика
Что нельзя есть и пить перед тренировкой? Список из 9 продуктов Что нельзя есть и пить перед тренировкой? Список из 9 продуктов

Пища перед тренировкой дает тебе энергию, но иногда она может навредить

Playboy
Сколько «человеческих» лет твоему питомцу? Ответ в таблицах от ветеринаров Сколько «человеческих» лет твоему питомцу? Ответ в таблицах от ветеринаров

Сразу говорим, что один человеческий год за семь собачьих — это миф

Playboy
Негативные мысли приближают старость Негативные мысли приближают старость

Стресс и негативные мысли способствуют старению организма

Psychologies
Как остановить поток негативных мыслей Как остановить поток негативных мыслей

Проверенный веками и простой способ избавиться от негативных мыслей

Psychologies
Фактор Навального: как придуманное им «Умное голосование» помогло оппозиции и власти Фактор Навального: как придуманное им «Умное голосование» помогло оппозиции и власти

8 сентября Москву накрыло протестное голосование

Forbes
7 неожиданно крутых эффектов от простой прогулки (для тех, кто не любит спорт) 7 неожиданно крутых эффектов от простой прогулки (для тех, кто не любит спорт)

Бег не вызывает у тебя энтузиазма? Тогда просто гуляй — это тоже очень полезно

Playboy
Опасные друзья: как отношения в юности травмируют нас Опасные друзья: как отношения в юности травмируют нас

У подростков есть друзья, которые им не только не подходят, но даже опасны

Psychologies
Выбираем квадрокоптер с камерой: 8 моделей для дома и улицы Выбираем квадрокоптер с камерой: 8 моделей для дома и улицы

Делимся советами по выбору квадрокоптера с камерой

CHIP
Ресторатор Сергей Сисмий: Рестораны уходят в ночь, или Как совместить гастрономию и танцы Ресторатор Сергей Сисмий: Рестораны уходят в ночь, или Как совместить гастрономию и танцы

Как подстроиться под новые запросы потребителей и заработать на ночном ресторане

СНОБ
Нам незачем больше встречаться Нам незачем больше встречаться

Андрей Малахов перечитывает сообщения от Аллы Константиновны Вербер

Tatler
Витамины для мужчин при планировании ребенка: какие нужны и нужны ли они вообще Витамины для мужчин при планировании ребенка: какие нужны и нужны ли они вообще

А вот и сюрприз — в рождении ребенка участвует не только женщина

Playboy
Открыть в приложении