История сумасшествия: как менялась психиатрия — от античности до наших дней
Как изменялось отношение к психическим заболеваниям на протяжении истории человечества? Что происходило с умалишенными в Средневековье? Как сегодня определяют, что норма, а что патология?
От первобытных сообществ до Средневековья
Понятие «безумие» первобытным людям не было знакомо, зато они с большим уважением относились к миру духов, который иногда якобы взаимодействовал с ними. За контакт с духами в племени отвечал шаман, колдун или жрец. И если с кем-то происходило нечто странное, например, человек слышал голоса, — ему помогали либо общаться с духами, либо прогнать их.
В античные времена считалось, что безумие — проклятье суровых богов. Оставалось лишь мириться с этой карой либо стараться умилостивить бога, принеся жертву. Тогда же, в Античности, появилась школа Гиппократа, участники которой выдвинули идею о том, что у безумия вовсе не божественная природа, просто пока неизвестно, что происходит с человеком.
Арабский мир
Один из первых экспериментов, исследующих влияние стресса на организм, провел персидский ученый, философ и врач Авиценна (980-1037).
Врач посадил двух овец в отдельные загоны. Одна жила спокойно: ела, пила и спала. Рядом с другой был привязан волк: достать овцу он не мог, но постоянно оставался в ее поле зрения. Вскоре вторая овца перестала есть и пить, у нее нарушился сон, и она умерла от истощения. Авиценна сделал вывод о том, что тело, эмоции и психика связаны.
В результате сформировались два подхода к психическим заболеваниям:
-
Особые состояния возникают, когда происходит контакт со сверхъестественным миром.
-
Существует связь этих состояний с организмом, но недостаток знаний, умений и инструментов мешает понять механизм взаимодействия.
В Средневековье возросла роль церкви и нормой стало считаться то, что прописано в священных текстах. «Особые состояния» людей объяснялись тем, что они отступили от законов Божьих или их соблазнил дьявол. Считалось также, что дьявол подкладывает в мозг «камень безумия». Врач мог вскрыть черепную коробку и достать оттуда «камень», но в большинстве случаев пациенты просто умирали.
Как лепрозории превратились в дома сумасшедших
В Средневековье в связи с регулярными эпидемиями лепры (проказы) стали строить лепрозории.
Эпидемия схлынула, лепрозории остались. В них стали отселять самый разный контингент: больных сифилисом, преступников и тех, кто, по мнению родственников, неправильно распоряжается имуществом. Именно в стенах лепрозориев среди людей, которые просто не вписались в общество, и развивалась психиатрия. Вплоть до XVII века условия обитания в этих приютах едва ли можно было назвать гуманными.
Все изменилось после Французской революции, которая принесла идеи свободы, равенства, братства. В парижский приют Ля Бисетре пришел новый главный врач Филипп Пинель. Он ввел нормы личного пространства, запретил избиения, цепи, оковы, стальные ошейники, шлемы, введя вместо них мягкие фиксаторы. Именно тогда появилась смирительная рубашка. Пинель обязал врачей приходить к пациентам, беседовать с ними, проводить лечебные процедуры, ввел трудотерапию.