Возникновение, расцвет и угасание движения «фирм» в Англии

MaximСпорт

История о том, как чисто английская разновидность футбольного хулиганства распространилась на весь мир

Возникновение, расцвет и угасание движения «фирм» в Англии и их неожиданное возрождение на европейском Диком Востоке.

Сергей Кривохарченко

600x400_0xac120003_16773607311584534537.jpg

Лет много тому назад Англия подарила миру футбол. Но потом ей почему-то показалось, что этого недостаточно, и она в довесок придумала еще и футбольных хулиганов. Сами британцы не могут ответить на вопрос, когда именно невинная игра с мячом стала законным поводом для мордобоя, и потому пытаются отделаться скучным анекдотом: мол, когда два англичанина впервые сыграли в футбол, двое других, наблюдавших за ними, тут же подрались.

Британские болельщики всегда были агрессивными, но поначалу весьма неоднородными. Например, в 1905 году среди фанатов клуба «Престон», арестованных за нарушение общественного порядка, присяжные с изумлением обнаружили 79-летнюю старушку. Но с течением времени футбольный хулиганизм (так у нас стало принято называть данное явление, чтобы не путать его просто с хулиганством) превратился в исключительно мужское дело, в котором женщинам в лучшем случае доставалась вспомогательная роль — например, проносить запрещенные предметы на трибуны (ведь у них более «укромная» физиология).

Развитие хулиганских традиций в Англии несколько затормозили две мировые войны, во время которых у мужчин было достаточно легальных способов выплеснуть агрессию. Но к началу 60-х жизнь вошла в безнадежно мирную колею. Молодежь проявляла свое недовольство по поводу скучного существования где только могла. Одни с увлечением бросились в знаменитые битвы модов и рокеров. Другие нашли более увлекательным посещение футбольных матчей.

Возникли первые организованные группировки, которые облюбовали себе на трибунах определенные секторы (как правило, за воротами, где самые дешевые билеты). Начала складываться культура футбольного фанатизма: с песнопениями, красочной атрибутикой и ненавистью к болельщикам других команд.

600x400_0xac120003_4065505521584535372.jpg

Секрет «Фирм»

Окончательно британские фанаты распоясались в 70–80-х годах, когда их поначалу сомнительные, но все-таки терпимые для общества забавы превратились в большую головную боль для полиции и мирных граждан. Интересно, что протестная вроде бы субкультура вполне органично вписалась в популярные тогда тенденции тэтчеризма: деловитость и расчетливость.

Даже для названия своих группировок хулиганы выбрали слово из бизнес-лексикона: не банда, не отряд и не стадо, а «фирма». Некоторые «фирмы» дошли до того, что заказывали визитные карточки с таким примерно текстом: «Поздравляем! Вы только что встретились с I.C.F. West Ham». По правилам хорошего тона эти карточки следовало оставлять на растерзанных телах противников.

Тогда же в «фирмах» возникла весьма неожиданная для хулиганов униформа. В качестве боевого мундира были выбраны добротные и неяркие вещи стиля «кэшлс» (от англ. casual).

Фанат ЦСКА, автор нескольких собственных и редактор переводных книг о футбольных хулиганах Александр Дым объясняет, что в тот момент британское правительство впервые всерьез обратило внимание на проблему: «Поскольку полиция пыталась выявлять зачинщиков беспорядков по одежде, хулиганы отказались от броского стиля скинхедов и стали отдавать предпочтение дорогой повседневной одежде».

Окончательно сформировалась структура большинства «фирм», позволив социологам проводить несколько нелицеприятные сравнения этих группировок (до 150 человек) с первобытными племенами: все их члены обязаны полностью принимать общие правила игры, включая социальное неравенство.

У хулиганов существовала жесткая иерархия: «карлики» — новенькие, еще не завоевавшие уважения; «основа» — проверенные бойцы; «лидеры» — руководство, которое решает все оргвопросы (договаривается о встречах с соперниками, разрабатывает тактику боев). Помимо боевой группы — «моба» — каждая «фирма» имела «скаутов», в обязанности которых входил сбор информации о местах скопления и перемещениях врагов.

Столкновения стали планироваться заранее — не то что раньше, когда драки возникали просто после достижения определенного литража потребленного за вечер пива. Яркий пример блестяще организованной акции — действия самых крутых в то время хулиганов клуба «Миллуолл». Ожидая гостей из Бристоля, они расставили по городу фальшивые указатели, следуя которым, автобусы с вражескими болельщиками заехали в тупик, где их с нетерпением ждали две сотни миллуолских бойцов.

Разгромить весь район вокруг чужого стадиона считалось делом чести. Велась «пабная война»: надо было найти заведение, где заседают враги, и напасть на них, заодно учинив там максимальный погром (хозяева, наоборот, были обязаны защищать свой паб до последней капли крови). Если же хозяев в пабе не наблюдалось, гости занимали его и вели себя там максимально разнузданно: швыряли бутылками в бармена, рисовали на стенах бяку и справляли нужду мимо писсуара, чтобы враги, вернувшись, не вынесли позора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства

Кто самый сильный — Брюс Ли или Джеки Чан? Стивен Сигал или Чак Норрис?

Maxim
Что все это значит Что все это значит

Эксперт комментирует новые термины бьюти-словаря

Домашний Очаг
Как подобрать плавки для бассейна по всей науке: 10 советов чемпиона Европы Как подобрать плавки для бассейна по всей науке: 10 советов чемпиона Европы

Какие плавки лучше выбрать для новичков, а какие — для тренированных пловцов?

ТехИнсайдер
Муся Тотибадзе Муся Тотибадзе

Певица и актриса Муся Тотибадзе репетирует в БДТ роль мечты

Собака.ru
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
Михаил Бабенко: Быть экологически ответственным выгодно Михаил Бабенко: Быть экологически ответственным выгодно

Уже пора понять: от нас зависит, что останется нашим детям

РБК
Горчичник на грудь Горчичник на грудь

Как в СССР лечили простуду и кашель

N+1
«Шум и яркость»: как «Форрест Гамп» за 25 лет превратился в абсолютную классику «Шум и яркость»: как «Форрест Гамп» за 25 лет превратился в абсолютную классику

На днях исполнилось 25 лет оскаровскому триумфу «Форреста Гампа»

Esquire
Жить для себя? Жить для себя?

Быть матерью – казалось бы, что может быть важнее для женщины?

Лиза
Уроки мотивации. Как научить себя и других делать то, что нужно Уроки мотивации. Как научить себя и других делать то, что нужно

Мотивация лежит в основе всего, что мы делаем

Forbes
«Мы все оказались в хорроре»: репортаж с окраин эпидемии в Италии «Мы все оказались в хорроре»: репортаж с окраин эпидемии в Италии

Жизнь на самом крупном острове Италии в условиях жесткого карантина

Forbes
10 гениальных рекламных трюков в истории 10 гениальных рекламных трюков в истории

Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно думать как что-нибудь не… Стоп! Не так!

Maxim
Марина Духанина: 6 главных ошибок родителей, которые хотят помочь ребёнку учить английский Марина Духанина: 6 главных ошибок родителей, которые хотят помочь ребёнку учить английский

Выучить иностранный язык непросто, и родителей часто тянет помочь ребенку

СНОБ
Великолепный десяток Великолепный десяток

Какие сверхспособности скрываются за хрупкой скорлупой яйца?

Добрые советы
Как «Дукалис» помогает приоритизировать задачи в Jira Как «Дукалис» помогает приоритизировать задачи в Jira

«Дукалис» — программный продукт для оптимизации текущих задач компании

VC.RU
Время данных: как информация становится краеугольным камнем бизнеса, общества и государства Время данных: как информация становится краеугольным камнем бизнеса, общества и государства

Зачем современному человеку нужно цифровое «Я»?

Forbes
Как подружиться со смертью и сильнее полюбить жизнь Как подружиться со смертью и сильнее полюбить жизнь

Научившись спокойно принимать смерть, можно иначе взглянуть на жизнь

Psychologies
Зачем отпускать пойманную рыбу, в чём сила брендов и при чём тут Nissan X-Trail? Зачем отпускать пойманную рыбу, в чём сила брендов и при чём тут Nissan X-Trail?

Монолог счастливого человека, рыбака, бизнесмена Геннадия Жаркова

4x4 Club
Сергей Светлаков: «Я слишком избалован» Сергей Светлаков: «Я слишком избалован»

Сергей Светлаков о цензуре, спросе на искренность и комедийных сюжетах

Cosmopolitan
Большая ошибка Under Armour: бренд зациклился на профессиональных спортсменах и забыл об остальных клиентах Большая ошибка Under Armour: бренд зациклился на профессиональных спортсменах и забыл об остальных клиентах

Улучшать то, что получается лучшего всего — не всегда рабочий метод

VC.RU
Работающая мама и школьник на карантине: уроки выживания Работающая мама и школьник на карантине: уроки выживания

Как организовать дистанционное обучения ребенка, когда самой нужно работать

Forbes
История в машинах: чем запомнился 1991 год История в машинах: чем запомнился 1991 год

1991 год — августовский путч, распад автопрома и легендарная «Волга»

РБК

Как изменились актеры “6 кадров” и что сейчас происходит в их жизни

Cosmopolitan
Скорость, разметка, обочина. Российских автомобилистов отучат нарушать Скорость, разметка, обочина. Российских автомобилистов отучат нарушать

Новые машины в России обяжут распознавать дорожные объекты

РБК
Чтобы костюмчик сидел! Чтобы костюмчик сидел!

Актриса Марьяна Спивак подбирает себе модный лук

OK!
Как «читать» музыкальное произведение Как «читать» музыкальное произведение

Музыкант и журналист Ляля Кандаурова написала книгу для детей родителей

СНОБ
7 продуктов, от которых нужно отказаться по совету врачей-онкологов 7 продуктов, от которых нужно отказаться по совету врачей-онкологов

Профилактика рака начинается с правильного питания

Cosmopolitan
Искусство притворства. Как подготовиться к рабочей онлайн-встрече на карантине Искусство притворства. Как подготовиться к рабочей онлайн-встрече на карантине

Почему к онлайн-встрече с коллегами лучше подготовиться и как это сделать

СНОБ
Х – значит «Холостяк»: интервью с новым героем шоу Антоном Криворотовым Х – значит «Холостяк»: интервью с новым героем шоу Антоном Криворотовым

Что ждет от популярного и обсуждаемого шоу совершенно не медийный человек

Cosmopolitan
О хостах и людях: первые впечатления от третьего сезона «Мира Дикого Запада» (без спойлеров) О хостах и людях: первые впечатления от третьего сезона «Мира Дикого Запада» (без спойлеров)

В третьем сезоне «Мира Дикого Запада» местом действия становится Лос-Анджелес

Esquire
Открыть в приложении