История о том, как чисто английская разновидность футбольного хулиганства распространилась на весь мир
Возникновение, расцвет и угасание движения «фирм» в Англии и их неожиданное возрождение на европейском Диком Востоке.
Лет много тому назад Англия подарила миру футбол. Но потом ей почему-то показалось, что этого недостаточно, и она в довесок придумала еще и футбольных хулиганов. Сами британцы не могут ответить на вопрос, когда именно невинная игра с мячом стала законным поводом для мордобоя, и потому пытаются отделаться скучным анекдотом: мол, когда два англичанина впервые сыграли в футбол, двое других, наблюдавших за ними, тут же подрались.
Британские болельщики всегда были агрессивными, но поначалу весьма неоднородными. Например, в 1905 году среди фанатов клуба «Престон», арестованных за нарушение общественного порядка, присяжные с изумлением обнаружили 79-летнюю старушку. Но с течением времени футбольный хулиганизм (так у нас стало принято называть данное явление, чтобы не путать его просто с хулиганством) превратился в исключительно мужское дело, в котором женщинам в лучшем случае доставалась вспомогательная роль — например, проносить запрещенные предметы на трибуны (ведь у них более «укромная» физиология).
Развитие хулиганских традиций в Англии несколько затормозили две мировые войны, во время которых у мужчин было достаточно легальных способов выплеснуть агрессию. Но к началу 60-х жизнь вошла в безнадежно мирную колею. Молодежь проявляла свое недовольство по поводу скучного существования где только могла. Одни с увлечением бросились в знаменитые битвы модов и рокеров. Другие нашли более увлекательным посещение футбольных матчей.
Возникли первые организованные группировки, которые облюбовали себе на трибунах определенные секторы (как правило, за воротами, где самые дешевые билеты). Начала складываться культура футбольного фанатизма: с песнопениями, красочной атрибутикой и ненавистью к болельщикам других команд.
Секрет «Фирм»
Окончательно британские фанаты распоясались в 70–80-х годах, когда их поначалу сомнительные, но все-таки терпимые для общества забавы превратились в большую головную боль для полиции и мирных граждан. Интересно, что протестная вроде бы субкультура вполне органично вписалась в популярные тогда тенденции тэтчеризма: деловитость и расчетливость.
Даже для названия своих группировок хулиганы выбрали слово из бизнес-лексикона: не банда, не отряд и не стадо, а «фирма». Некоторые «фирмы» дошли до того, что заказывали визитные карточки с таким примерно текстом: «Поздравляем! Вы только что встретились с I.C.F. West Ham». По правилам хорошего тона эти карточки следовало оставлять на растерзанных телах противников.
Тогда же в «фирмах» возникла весьма неожиданная для хулиганов униформа. В качестве боевого мундира были выбраны добротные и неяркие вещи стиля «кэшлс» (от англ. casual).
Фанат ЦСКА, автор нескольких собственных и редактор переводных книг о футбольных хулиганах Александр Дым объясняет, что в тот момент британское правительство впервые всерьез обратило внимание на проблему: «Поскольку полиция пыталась выявлять зачинщиков беспорядков по одежде, хулиганы отказались от броского стиля скинхедов и стали отдавать предпочтение дорогой повседневной одежде».
Окончательно сформировалась структура большинства «фирм», позволив социологам проводить несколько нелицеприятные сравнения этих группировок (до 150 человек) с первобытными племенами: все их члены обязаны полностью принимать общие правила игры, включая социальное неравенство.
У хулиганов существовала жесткая иерархия: «карлики» — новенькие, еще не завоевавшие уважения; «основа» — проверенные бойцы; «лидеры» — руководство, которое решает все оргвопросы (договаривается о встречах с соперниками, разрабатывает тактику боев). Помимо боевой группы — «моба» — каждая «фирма» имела «скаутов», в обязанности которых входил сбор информации о местах скопления и перемещениях врагов.
Столкновения стали планироваться заранее — не то что раньше, когда драки возникали просто после достижения определенного литража потребленного за вечер пива. Яркий пример блестяще организованной акции — действия самых крутых в то время хулиганов клуба «Миллуолл». Ожидая гостей из Бристоля, они расставили по городу фальшивые указатели, следуя которым, автобусы с вражескими болельщиками заехали в тупик, где их с нетерпением ждали две сотни миллуолских бойцов.
Разгромить весь район вокруг чужого стадиона считалось делом чести. Велась «пабная война»: надо было найти заведение, где заседают враги, и напасть на них, заодно учинив там максимальный погром (хозяева, наоборот, были обязаны защищать свой паб до последней капли крови). Если же хозяев в пабе не наблюдалось, гости занимали его и вели себя там максимально разнузданно: швыряли бутылками в бармена, рисовали на стенах бяку и справляли нужду мимо писсуара, чтобы враги, вернувшись, не вынесли позора.