История в машинах: чем запомнился 1991 год
За 30 лет история новой России совершила невероятный скачок. Мы вспоминаем, с чего все начиналось, по самым насыщенным на события годам. В 1991-м произошел распад СССР и Югославии, продукты первой необходимости продавали по талонам, люди митинговали, а автомобильная промышленность разваливалась на глазах.
В 1991 году в России было изготовлено чуть больше 1 млн легковых автомобилей. На конец этого года в личной собственности населения находилось 9 417 300 легковых автомобилей, что составляет примерно 63 машины на 1000 человек населения. Сегодня этот показатель уже в четыре раза выше.
Очереди за бензином
Остро вопрос бензина встал еще в 1990-м, однако ситуация усугублялась и весь 1991 год — стоимость бензина повышалась при небывалом дефиците топлива. В декабре президент Борис Ельцин подписал указ о либерализации цен, но бензин вошел в число социально значимых товаров, стоимость которых продолжала регулироваться государством. После этого Минэкономики и финансов РСФСР выпустило указание, по которому цены на бензин было разрешено повысить в три раза — до 1 рубля 20 копеек за литр. В апреле 1992 года регулирование цен на бензин передали региональным властям, а они повысили их до рыночных. В итоге к 20 апреля цены на бензин в Москве подскочили до 7 рублей за литр. Бензин продолжал дорожать и дальше.
ГАЗ-31029 «Волга»
В марте 1991 года на конвейер встала ГАЗ-31029 «Волга», которую в народе прозвали «Ослобык» за комбинацию технических и стилистических решений ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. Машина собиралась Горьковским автозаводом до 1997 года. Номенклатурная модель 3102 выпускалась в Горьком с 1981-го и могла выпускаться в больших количествах, но имела статус элитной, поэтому ее сборка осуществлялась только на нужды правительства и министерств. Именно так автомобиль «Волга» стал символом советского чиновника. Но в 1991-м штампы массового ГАЗ-24 окончательно износились, а рынок стал свободным, и завод не только выпустил в продажу ГАЗ-3102, но и запустил производство упрощенного ГАЗ-31029,