История «Меты»
Как предприниматель, который боится заниматься бизнесом, сделал сервис подбора психотерапевтов
Иван Замесин боится заниматься бизнесом. 10 лет назад партнеры отняли у него компанию и нанесли ему психологическую травму. Замесин начал пить и с головой погрузился в работу по найму. Так прошло несколько лет, пока он не понял, что перестал контролировать свою жизнь. Тогда он решил обратиться к психотерапевту, потратил на поиск подходящего специалиста несколько месяцев и нашел спасение. Чтобы другие люди быстрее находили помощь, Замесин придумал сервис подбора психотерапевтов «Мета». А чтобы преодолеть свой страх предпринимательства, он пошел на уловку: для него это не бизнес.
Иван Замесин учился в Бауманке на промышленного дизайнера, и ему стало очень скучно: он понял, что образование ничего ему не даст. Тогда он вместе с одногруппником запустил студию веб-дизайна 365Degrees. Бизнес быстро рос, и Замесин пригласил управлять студией еще одного партнера. По словам Ивана, в 2009—2010 гг. выручка студии исчислялась десятками миллионов рублей.
Затем у Замесина произошел конфликт с партнерами. По его словам, они «по классике отжали» у него бизнес. Замесин очень доверял одному из них и видел в партнере черты, которых ему самому не хватало, — а тот «психологически отодвинул» его в этом конфликте. Другие детали произошедшего Замесин не раскрывает, но говорит, что это стало для него травмой.
— Возможность делать бизнес оказалась заблокированной для меня. Психике было тупо страшно делать что-то свое, — говорит он.
Работа, дом, алкоголь
После конфликта Замесин на год ушел в армию — на этом настоял его отец, — а когда вернулся, знакомые посоветовали ему пойти работать в «Яндекс». Его взяли в «Яндекс.Картинки», где он проработал несколько лет: сначала в качестве продакт-менеджера, а затем —руководителя продукта.
По словам Замесина, тогда его жизнь состояла только из работы и алкогольной зависимости.
— В выходные стабильно было пиво или вино. Я сидел дома, играл в компьютерные игры, пил, с понедельника работал — и больше ничего не делал. В какой-то момент я понял, что не контролирую эту штуку. Это страшно. Ответа на вопрос, что делать в такой ситуации, ни у кого вокруг не было, — говорит Замесин.
Однажды коллега из «Яндекса» предложила ему и другим сотрудникам пообщаться с психотерапевтом. Замесин пришёл на это мероприятие, слова психотерапевта «отозвались» в нём, и они договорились о личной встрече, во время которой из него хлынули эмоции.
— Когда я рассказывал свою историю, меня всего трясло, я плакал. У меня внутри такое количество всего накопилось, что просто тупо надо было кому-то это рассказать, — вспоминает Замесин.
Он осознал, что ему нужно всерьез заняться психотерапией. Но для этого ему нужно было найти подходящего специалиста — у первого специалиста, с которым общался Замесин, для решения его проблем не хватало опыта.
Поиск опытного психотерапевта занял несколько месяцев. По словам Замесина, в то время ему было стыдно сообщать другим, что ему необходима психотерапия. Поэтому сначала он долго искал человека, у которого мог бы просить рекомендацию, а затем долго решал, стоит ли к нему обращаться. И наконец вышел на психотерапевта, с которым работает по сей день.
Делать бизнес страшно
В 2016 году «Яндекс» приобрел 21% разработчика чат-ботов Chatfuel за $3,5 млн. Условия сделки предполагали, что в Chatfuel перейдут работать несколько сотрудников «Яндекс.Картинок», и Замесин в их числе. Проработав больше года в Chatfuel, Замесин ушёл: во-первых, хотел больше ответственности, во-вторых, случались «тёрки» с основателями по поводу рабочих моментов.
После длительной работы с психотерапевтом воспоминания о первом опыте в бизнесе стали менее болезненными, и Замесин подумал, что это хороший момент, чтобы снова стать предпринимателем.
Он решил создать сервис подбора психотерапевтов. А чтобы справиться с психологическим блоком, который не давал ему заниматься бизнесом раньше, Замесин решил, что новый проект будет nonprofit: всю прибыль он будет реинвестировать в его развитие.
— Как только я понял, что могу снова делать бизнес, то подумал, что надо помочь людям проще делать шаг к психотерапевту, чем делал я свой первый шаг. Поскольку мне по-прежнему было страшно делать бизнес — возможность как бы разблокировалась, но все еще было страшно, — я сторговался со своей психикой на том, чтобы делать nonprofit, — объясняет Замесин.
По его словам, «Мета» будет nonprofit, даже если от его собственных психологических проблем не останется и следа, потому что миссия проекта — упрощать поиск психотерапевта в стране, и вся прибыль идет на решение этой задачи (к тому же изначальная договоренность с командой и теми, кто как-либо помогал проекту, подразумевает, что сервис останется nonprofit).
Играющий тренер по кастдеву
Замесин привык интересоваться потребностями напрямую у пользователей — он заинтересовался кастдевом (customer development) в 2013 году, а с зимы 2018 года тренинги по этому направлению стали его основным источником заработка.