Red Dead Redemption 2
Сосункам тут не место
- Жанр: Вестерн
- Разработчик: Rockstar Studios
- Издатель: Rockstar Games
- Мультиплеер: Будет
- Платформа: PS4, Xbox One
Если вас интересует, хороша ли Red Dead Redemption 2, отвечу сразу: да, эта игра безусловно достойна занять своё место на полке рядом с GTA V, третьим «Ведьмаком» и The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Но Rockstar не стали выпускать «GTA про Дикий Запад», как можно было подумать по трейлерам. Перед нами куда менее развлекательный проект: RDR2 – скорее портрет эпохи и «энциклопедия американской жизни», если угодно. И такое позиционирование весьма рискованно: аудитория у подобной игры будет заведомо меньше, чем у весёлых будней автоугонщиков.
Большая тень от маленького дерева
В центре повествования – Артур Морган, одновременно похожий на Макса Пэйна из третьей игры и на Майкла из GTA V. Он – один из лучших стрелков знаменитой шайки Датча, которая переживает тяжёлые времена после неудачного ограбления: бандиты в бегах, на пятки им наступают пинкертоны и конкуренты. По сути, банда – это табор, что кочует с места на место и пытается заработать всеми доступными способами: воровством, ограблениями, ростовщичеством, мошенничеством и, конечно, скупкой и продажей краденого. Табор хоть и живёт большой семьей, но исключительно по криминальным законам – половина заработанного уходит в тайники главаря.
Но не думайте, что табор – это просто социальный хаб: Rockstar действительно вложили колоссальные ресурсы в проработку лагеря, и его населяют не болванки-NPC на один квест, а проработанные персонажи со своими характерами, привычками и образом жизни. Стоит пройти очередную миссию, и все начнут высказываться о её результатах. Или ругаться по новому поводу. Или обсуждать прибившуюся собаку. Повторяются из таких вот фоновых разговоров разве что песни, которые таборяне очень любят горланить долгими летними вечерами, так что бродить по лагерю всегда интересно.
Не обошлось без менеджмента поселения. На стоянке банды есть коробка для сбора пожертвований – в неё можно класть как деньги, так и любые ценные предметы, но, разумеется, кроме Артура, реально пополнять эту казну никто не спешит, так что заниматься благотворительностью в особо крупных размерах предстоит именно ему. После заметного взноса все потихоньку начнут уважать главного героя, а уж когда на эти деньги впервые закупят что-то важное для всех – народная любовь гарантирована.
Впрочем, добиться её можно и без денег, если выполнять полезную работу: носить по лагерю мешки с едой, колоть дрова или доливать воду в умывальники. Занятия нудные, зато от них сплошная польза: у Артура повышается «карма» (от неё, например, зависят скидки в магазинах) и растёт ключевой показатель меткого глаза.
Основных характеристик в игре три: здоровье, выносливость и этот самый меткий глаз. Со здоровьем всё понятно, выносливость расходуется на бег и плавание, а вот меткий глаз – местное замедление времени. Чем лучше развита способность, тем дольше работает slo-mo и тем больше плюсов она даёт. Если на старте можно лишь помечать точки, в которые прилетят пули (совсем как в Hitman: Absolution), то ближе к концу игры у целей подсвечиваются уязвимые зоны, а стрелять можно сразу.
Развитие каждой способности завязано на определённые действия: здоровье растёт в рукопашных схватках и при использовании динамита, выносливость – от бега (желательно с тяжёлым грузом на плечах), а «глаз» – от метких выстрелов и повседневной работы, вроде колки дров да свежевания туш.
Хитрость этой немудрёной системы в том, что индикаторы состоят из двух элементов: кружка и символа. Кружок отвечает за восстанавливаемую часть – постоял на месте, здоровье и выносливость пришли в норму. Причем скорость восстановления напрямую связана с тем, насколько заполнены индикаторы-символы: если там значение близкое к нулю, дело будет двигаться очень медленно. Меткий глаз регенерирует за убийства.
«Символьные» показатели падают постепенно сами собой, хотя возможен и иной сценарий: если вы полностью опустошили восстанавливаемую часть и продолжаете тратить данный ресурс – например, продолжаете плыть – то символьный показатель начнёт опускаться очень быстро. Тут уже нужен восстанавливающий отдых, еда или какие-нибудь стимуляторы вроде тоников, алкоголя или табака. Еда и отдых восстанавливает сразу всё, а тоники – только «кружочечную» часть.
Любимая игра вашего дедушки
Rockstar предельно бескомпромиссны в своём желании показать эпоху. Это была жестокая пора, и сцены нас ждут жестокие и натуралистичные. А ещё конец XIX века – время довольно неспешное по сравнению с нынешним, и RDR2 получилась точно такой же: минимум половину игрового процесса вы будете тратить на путешествие из одной точки в другую. Нужны патроны для любимой винтовки? Что ж, прыгаем на лошадь и скачем несколько километров до ближайшего города. Почти для любой игры это стало бы приговором: согласитесь, очень скучно часами галопировать туда-сюда.
Но в Red Dead Redemption 2 эту проблему разработчики решили сразу несколькими способами. Во-первых, наш лагерь регулярно переезжает, так что кататься приходится разными маршрутами. Во-вторых, природа настолько красивая и разнообразная, что ею любуешься вне зависимости от того, первый раз ты едешь этой дорогой или двадцатый. В-третьих, по карте раскидано такое астрономическое количество случайных встреч, что любая мало-мальски длинная поездка оборачивается приключением. В-четвёртых, ты регулярно отвлекаешься на выслеживание дичи. В-пятых, иногда игра заменяет длинные путешествия атмосферными роликами. Чёрт, не просто роликами – настоящими клипами на красивейшие кантри-композиции!
Кроме неспешности, на атмосферу работают прямо таки дьяволопоклонническое внимание к деталям и дотошный реализм. Оружие надо смазывать, пищу – самому жарить на костре, за лошадьми – ухаживать... В мире игры сталкиваешься с кучей рутины, которая при этом совершенно не раздражает, – напротив, испытываешь чисто ролевое погружение в происходящее. Red Dead Redemption 2 посматривает в сторону RPG столь часто, что тут даже есть миссия, где хозяин салуна просит перебить крыс. А местный симулятор рыбалки я вообще назвал бы лучшим в истории: мне, совсем как в жизни, ни разу не удалось ничего поймать на блесну. Вот это реализм!
Вся неспешность, дотошность и историчность делают Red Dead Redemption 2 «любимой игрой вашего дедушки». Безусловно, когда надо, происходящее взрывается ураганным действием, а счёт убитых противников идёт на десятки, но большую часть времени игра не трясёт чем-нибудь развлекательным у тебя перед носом, а просто позволяет спокойно погрузиться в свой мир. Ведь именно он – главное сокровище RDR2, основной источник удовольствия и то, ради чего это всё создавалось.
Самая ожидаемая игра 2018 года
Местный мир настолько подвижен, описывается таким большим числом скрытых от игрока законов, механик и правил, что постоянно генерирует целые истории. Вот пример: пошёл я как-то по квесту выбивать долг с женщины. Основная часть – в общак банды, но пятнадцать баксов должны были перекочевать в мой кошелёк. Но женщина, оказывается, не при деньгах: ей задолжал сожитель, с которого мне и предложили стрясти требуемую сумму. Мужчина, конечно же, полез в драку, я ожидаемо быстро его «успокоил», а потом по подсказке игры нашёл деньги в его карманах. Долг выплачен, квест закрыт.
Однако невольным свидетелем этой сцены стал какой-то старик, который побежал докладывать об увиденном властям. Это нам без надобности, так что бегу за ним, хватаю с помощью лассо, связываю, оттаскиваю в тихое место, начинаю проводить воспитательную беседу. Но стоит развязать верёвки, как старикан достаёт из кармана пушку и сам начинает стрелять! В ответ пытаюсь пару раз двинуть ему в челюсть – забыв, правда, что всё ещё держу в руках нож, которым освобождал его от пут. Дед тут же отправляется на тот свет, а меня объявляют в розыск. Хорошо, что от розыска можно откупиться... за те самые пятнадцать долларов, что я заработал на этом деле.