Тайны семьи Мюлье
Как устроен бизнес французского торгового гиганта Auchan

В августе 2002 года на пересечении МКАД и Осташковского шоссе улыбающиеся европейцы и русские с серьезными лицами встречали будущее российской розницы. Не потерявший военной выправки губернатор Московской области Борис Громов перерезал ленту перед входом в самый большой гипермаркет России площадью 16 000 кв. м, на полках которого разместился невиданный для россиян ассортимент из 40 000 товаров. Почти сразу же появились скептики: кто будет ездить за МКАД за покупками?
Главным принципом маркетинговой стратегии «Ашана» был выбран «удар по ценам», ставший рекламным слоганом компании, этот удар французов должен был привести в магазин за кольцевой автодорогой толпы покупателей. И они пришли. Сейчас «Ашан» занимает 1-е место в рейтинге крупнейших иностранных компаний в России с годовой выручкой 356 млрд рублей. Компания лихо поднялась на вершину, но она переживает серьезный кризис, удастся ли ей выбраться из непростой ситуации?
Французы под Москвой
«Многие товары в «Ашане» продавались на 30–40% дешевле, чем в других магазинах», — вспоминает бывший директор по закупкам «Ашан Россия» Эмин Рустамов. Менеджеры компании убеждали поставщиков, что им выгоднее упасть в цене, но существенно повысить объем продаж. В первом подмосковном «Ашане» помимо гипермаркета расположилась галерея из 60 бутиков и 12 ресторанов и кафе. Предполагалось, что поначалу гипермаркет будет обслуживать до 15 000 посетителей в день, впоследствии — до 20 000 человек. Планы были моментально выполнены, а рекорд, по словам Рустамова, был зафиксирован в одном из «Ашанов» чуть позднее, в преддверии новогодних праздников — 39 000 чеков за один день. Первый генеральный директор российского представительства Auchan в России Патрик Ланге не раскрывал объема инвестиций в пилотный проект, но называл их «значительными». «Судите по размерам гипермаркета и прилегающих земельных площадей, которые переданы группе в аренду», — говорил он с гордостью. Вскоре за МКАД компания открыла еще три гипермаркета — в Коммунарке, Марфино и Красногорске. Подмосковное правительство выделило французам дополнительные земельные участки под строительство транспортных развязок рядом с магазинами. Борис Громов заявлял, что первые «Ашаны» сдавались в небывало короткие сроки — всего за девять месяцев.
Многие эксперты связывали успех «Ашана» именно с Громовым, который после поездки в Париж и знакомства с работой французского торгового гиганта создал «зеленый коридор» для «Ашана» в Московской области. Освоение России было личным решением создателя компании Жерара Мюлье, он же настаивал на быстрой экспансии, хотя менеджмент в тот момент занимал более консервативную позицию.
Эмин Рустамов пришел работать в «Ашан» после того, как побывал в первом российском гипермаркете французской компании. «Я был поражен площадью магазина и ассортиментом: тогда это была революция в торговле для России. Когда я увидел, как работает магазин изнутри, я решил для себя: буду здесь работать», — вспоминает он. Рустамов начал свою карьеру в «Ашане» 2003 году с должности руководителя сектора свежих продуктов, через три года он уже был директором гипермаркета в Марфино, а через восемь лет возглавил один из магазинов Auchan в Париже. «В компании ценили результат и отдавали должное вовлеченности и самоотдаче сотрудников, за успехи было принято хвалить и поощрять», — говорит Рустамов. Одним из поощрений для него стало знакомство с самим Жераром Мюлье, крайне закрытым человеком. Непубличность была и остается главным принципом всей империи Мюлье — с момента основания компании в 1961 году ни один из членов многочисленной семьи отца-основателя не дал ни одного интервью. Единственным исключением стала книга французского журналиста Бертрана Гобена «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье», над которой он работал несколько лет. В книге есть комментарии самого Мюлье.

Песочные часы
По данным французского журнала Challenges, всеми активами семьи сейчас управляет «Ассоциация семьи Мюлье», объединяющая около 1300 членов семьи, но акциями владеют лишь 700 человек. Ассоциация владеет 93% Auchan Retail, остальные акции у сотрудников. Семья занимает 5-е место в рейтинге богатейших семейных кланов Франции, ее активы оцениваются в €38 млрд, а сама бизнес-империя, куда помимо Auchan Retail входит девелоперская компания Сeetrus и финансовая Oney, оценивается в €90 млрд и насчитывает около 60 компаний.
Бизнес семьи Мюлье начинался с компании по производству текстиля и текстильной торговле. Жерар Мюлье, основатель империи Auchan, был одним из активных отпрысков в многодетном семействе. Первый магазин Auchan был открыт в городе Рубе на территории семейной текстильной фабрики, которая переживала упадок. Начало 1960-х было удачным временем для предпринимателей — кроме взлета промышленности начинало формироваться общество потребления. Первый магазин получил название Hauts Champs, по названию бульвара, на котором он расположился. Вскоре его переименовали в Auchan, чтобы во всех каталогах занимать первые строчки по алфавиту. Для первого магазина в формате самообслуживания Жерар выбрал американскую модель, а с технологиями, как ни странно, помогли консультанты из Carrefour, которые, чтобы избежать обвинений в монополизме, были вынуждены помогать становлению конкурента. В числе удачных экспериментов Жерара было максимальное снижение цен на почитаемый французскими мужчинами виски, в результате Auchan заполучил еще больше лояльных покупателей. Первый гипермаркет Auchan появился через шесть лет после открытия первого магазина.