От Baldur’s Gate до Mass Effect: Andromeda

ИгроманияСобытия

Спецматериалы

Летопись студии BioWare

От Baldur’s Gate до Mass Effect: Andromeda

Алексей Пилипчук

Это случилось утром. Двое друзей по своему обыкновению спокойно завтракали. Позади у них была учеба в Альбертском университете, а впереди – возможность стать врачами. Но буквально за час все изменилось: молодые люди решили, что медицина не для них, куда интереснее будет основать свою компанию и заняться... разработкой игр. В этот момент Канада потеряла двух врачей, зато мир приобрел одну из лучших студий в истории – BioWare.

Большое начинается с малого

Возможно, Грег Зещук и Рэй Музика не решились бы на это, если бы не их увлечение программированием. Друзья уже подрабатывали тем, что писали медицинские обучающие программы, отчасти похожие на «симуляторы врача». А еще они очень любили игры, особенно ролевые. Буквально за несколько месяцев они собрали нужные документы, наскребли стартовый бюджет, втянули в это дело еще одного своего друга-врача, Августина Йипа, и в феврале 1995 года официально оформили свою новую компанию.

Грег Зещук и Рэй Музика

Грег в те времена занимался гериатрией – лечил стариков, а Рэй работал на скорой помощи. Ему не раз приходилось дежурить по ночам и сталкиваться с по-настоящему ужасными случаями, иногда теряя пациентов или сшивая их чуть ли не по кускам. Неудивительно, что однажды оба осознали, что все это не для них. Хорошо, что благодаря опыту разработки программ они уже примерно представляли, как делать игры.

Коридоры больниц и медицинские лаборатории Зещук и Музика променяли на подвал. Там было много разного хлама, а еще очень низкий потолок, о который рослый Музика регулярно набивал шишки. Именно в каморке Грега и началась разработка их первого серьезного проекта – Shattered Steel.

Для своего времени Shattered Steel смотрелась очень достойно

Хотя многие знают BioWare как компанию-разработчика ролевых игр, ее первым творением стал экшен для MS-DOS. В Shattered Steel, вышедшей в 1996 году, современные игроки вряд ли найдут что-то общее с будущими проектами студии. Зато там были сражения роботов в стиле MechWarrior, отличная для того времени картинка, редактор уровней, мультиплеер и полностью деформируемое окружение. А главное, что именно после релиза Shattered Steel компанией заинтересовались сразу пять издателей, в том числе легендарная Interplay.

Она и взяла канадцев под свое крыло, и именно тогда BioWare переключилась на ролевые игры. Зещук и Музика всегда были большими поклонниками этого жанра и конкретно студии Westland, а с легкой руки Interplay у них появилась уникальная возможность воспользоваться правами на Dungeon & Dragons. Правда, создавая ранний прототип под названием Battleground Infinity, канадцы о своем счастье еще не знали. И лишь потом, по просьбе издателя, он был полностью переработан под вторую редакцию D&D, а попутно сменил название. Так спустя три года появилась Baldur’s Gate.

Формируя жанры

Годы эти не были для компании легкими: трудились разработчики по ночам, днем продолжая лечить людей и зарабатывать деньги. За все время они вложили в свое тогда еще хобби порядка ста тысяч долларов, что для обычного человека даже сейчас огромная сумма. В какой-то момент от Рэя даже грозилась уйти жена, а Августин Йип и вовсе покинул компанию, сосредоточившись на карьере врача. Более того, уже к Baldur’s Gate команда насчитывала около шестидесяти человек, и ими надо было управлять, но мало у кого в компании был опыт в геймдеве.

Впрочем, трудности определенно того стоили. Baldur’s Gate продалась космическим на тот момент тиражом в два миллиона копий – и навсегда изменила жанр ролевых игр. Именно в ней проявились черты будущих проектов BioWare и их последователей. Так, по ходу приключений к главному герою могли присоединиться спутники. У них были интересные биографии, свои тайны и проблемы, а главное – с ними можно было развивать отношения, общаться и брать с собой в путешествия. Чего стоил только следопыт Минск со своим космическим хомяком Бу.

Обе части Baldur’s Gate вышли с подтянутой картинкой несколько лет назад

Именно в Baldur’s Gate впервые появилась фирменная боевая система BioWare: сражения проходили в реальном времени по правилам D&D, но в любой момент игру можно было поставить на паузу и раздать приказы каждому из членов команды. Дополняли картину огромный мир в сеттинге Forgotten Realms, глубокая ролевая система и неплохой сюжет. Не то чтобы великий, но тогда таких требований никто и не предъявлял.

В общем, почти все, за что мы сейчас любим классические RPG, было уже там. Baldur’s Gate почти единолично изменила жанр и определила направление его развития на годы вперед. Не будь ее, ни в Mass Effect, ни в Dragon Age, ни даже в «Ведьмака» мы сейчас, скорее всего, не играли бы. Ведь во многом именно Baldur’s Gate обозначила, как будут выглядеть игры жанра, а ее успех подтолкнул издателя к выпуску Planescape: Torment. Кстати, созданной именно на движке BioWare – Infinity Engine.

Новые успехи

Несмотря на громкий успех, BioWare все еще была во власти Interplay. И следом они выпустили продолжение вовсе не своего хита, а чужого проекта. Таким образом в 2000 году появилась MDK2, вторая часть боевика студии Shiny Entertainment. Ни ролевой системы, ни возможности собрать партию болтливых персонажей там не было. Зато был яркий экшен от третьего лица, саундтрек от Йеспера Кида и достойный юмористический сюжет, где нашлось место героям-уборщикам, безумным ученым, шестилапым псам-киборгам и сражениям с инопланетянами. Все это обеспечило отличные продажи и очень хорошие отзывы прессы: игра получила преимущественно восьмерки и девятки, а на Metacritic держит достойные 83 балла.

MDK2 тоже вышла в HD-версии, только вот техническая реализация подкачала

Одновременно с разработкой MDK2 канадцы не прекращали трудиться над своей истинной страстью – новой ролевой игрой. И уже в том же 2000 году фанаты смогли погрузиться в Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn, превзошедшей оригинал почти во всем. Во второй части был куда более масштабный и проработанный сюжет, больше персонажей, неожиданных поворотов, проблем, организаций, мест, личных историй напарников, квестов и полноценная нелинейность. Ну и, разумеется, «мелочи» наподобие исправления геймплейных недоработок.

К слову, именно с Shadows of Amn в компании дебютировал тогда еще помощник дизайнера Дрю Карпишин, который спустя несколько лет станет сценаристом Star Wars: Knights of the Old Republic, Jade Empire и первых двух Mass Effect. Именно его любят вспоминать, когда речь идет об успехах этих проектов, ведь Карпишин заложил основы истории и написал немало отличных диалогов. Что забавно, ведь некоторое время Карпишин работал водителем грузовика – перевозил мебель, чтобы хоть как-то оплачивать счета.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Колонизация планет Колонизация планет

Насколько трудно переселить людей с Земли?

Игромания
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Путешествие с друзьями: 10 советов Путешествие с друзьями: 10 советов

Рекомендации для тех, кто хочет взять с собой хвостатых в отпуск

Новый очаг
Облегчение не в радость: почему падает загрузка сети РЖД Облегчение не в радость: почему падает загрузка сети РЖД

Погрузка сети РЖД снижается уже более полугода. Основные причины

Forbes
«Великий мертвец» «Великий мертвец»

Неужели шекспировские пьесы сочинил «великий мертвец» — Кристофер Марло?

Знание – сила
«Татуировщик из Освенцима»: реальная история о любви в концлагере и чувстве вины «Татуировщик из Освенцима»: реальная история о любви в концлагере и чувстве вины

«Татуировщик из Освенцима»: кино-памятник, сделанный с уважением к жертвам войны

Forbes
12 вещей, которые нельзя вытирать бумажными полотенцами: мнение профессиональных клинеров 12 вещей, которые нельзя вытирать бумажными полотенцами: мнение профессиональных клинеров

Стоят ли бумажные полотенца денег, которые мы за них платим?

VOICE
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Утопия Богданова не стала образцом для общества, но его романы перечитывали

Наука и жизнь
О чем на самом деле мужчины и женщины думают во время секса: 3 частые фантазии О чем на самом деле мужчины и женщины думают во время секса: 3 частые фантазии

Почему в сексе мы пускаемся в разнообразное фантазирование?

Psychologies
Душа — в теле Душа — в теле

Театр Crave — заведение таинственное, притягательное и необычное

Men Today
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке

Как идеи, родившиеся в светском салоне, превратились в социальный эксперимент

Forbes
Открыть в приложении