Художники против цирков. Есть ли место современному искусству там, где эксплуатируют животных
Шестая Уральская биеннале еще не началась, но уже обросла скандалами. Современная художница Алиса Горшенина отказалась участвовать в арт-мероприятии, назвав решение провести его в Екатеринбургском цирке «поддержкой варварской индустрии». Впрочем, поддержали Горшенину далеко не все. В этике и эстетике цирка вместе с художниками разбирался Дмитрий Толстошеев.
В Екатеринбурге 2 октября должна начаться шестая Уральская индустриальная биеннале, основной темой которой стала цитата из Екклесиаста: «Время обнимать и уклоняться от объятий». Биеннале в Екатеринбурге — одно из крупнейших в России событий в области современного искусства. В этом году оно должно одновременно пройти на четырех площадках города: в отделении «Почты России», на Уральском оптико-механическом заводе, в бывшем кинотеатре «Салют» и в Екатеринбургском государственном цирке, который в итоге всех и перессорил. Согласно плану именно в цирке пройдет перформанс румынской художницы Александры Пиричи, который откроет Уральскую биеннале.
Главным критиком концепции выставки стала нижнетагильская художница Алиса Горшенина, заявившая об отказе от участия в биеннале. В своем посте в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) она пишет о том, что «цирк — не место, где художники должны искать “нужное напряжение”». Ее коллега, независимый куратор, художественный критик и продюсер Ксения Пешехонова считает, что открытие биеннале в помещении цирка — «фактически позитивное подкрепление эксплуатации животных» и что хотя Пиричи говорит о критическом переосмыслении пространства, даже качественное концептуальное высказывание «ничего не изменит в умах людей». «Не хотелось быть частью этого и поддерживать происходящее», — добавляет Горшенина.