Дмитрий Озерков — о «новой тактильности» и будущем Дома Радио

Школа MastersКультура

«Хрупкость человечества будет обсуждаться еще много лет»: большое интервью Дмитрия Озеркова

Дом Радио, Санкт-Петербург © Александра Муравьева

Masters Journal продолжает публиковать материалы, вышедшие в зимнем выпуске печатной версии журнала — выпуске больших интервью руководителей ведущих художественных институций обеих столиц, подводящих итоги 2020 года и пытающихся предугадать, чего искусству и культуре ждать от 2021-го. Сегодня мы представляем беседу заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководителя проекта «Эрмитаж 20/21» и директора musicAeterna в России Дмитрия Озеркова с редактором Masters Journal Александрой Александровой — о жизни искусства после пандемии, «новой тактильности» и будущем Дома Радио.

— Этой весной, когда пандемия только начиналась, ключевым для многих стало размышление о том, как 2020 год повлияет на привычное устройство художественной сцены — в России и в мире. Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас, в конце года, с учетом всего, что произошло?

— За этот год онлайн-бытие стало важнее физической экзистенции — и в ближайшем будущем мы все будем жить только в онлайне. Собственно, мы уже там живем. Не там, а тут — мы ведь сейчас общаемся с вами онлайн. Нас начинают искать, только если мы перестали выходить на связь. После пандемии мы не сможем избавиться от этой онлайн-жизни. Она реальнее, быстрее и безопаснее физического существования. Пока мы еще как-то боремся, сопротивляемся, понимаем опасность, спасаемся в ретритах и онлайн-детоксах — хотя со временем все меньше. Но наши дети уже будут определять жизнь через активную зеленую точку рядом с именем. Они адаптируют этот формат под себя, сделают его приятным и удобным — но назад уже не вернутся. Как следствие, их сознание тоже изменится. Пандемия катализировала это бытие онлайн. Мы переживаем эпохальное событие мирового масштаба, о нем будут сниматься фильмы, писаться книги, создаваться блокбастеры — как сегодня про войну с фашизмом. Сейчас нужно успеть оценить смысл этого исторического перелома.

— Корректировались ли выставочные планы Эрмитажа, исходя не только из организационных ограничений, а именно из смысловой необходимости?

— Пока особых изменений нет, мы старались жить привычной жизнью, в которую по мере необходимости вносили коррективы. Но в проекте Чжан Хуаня уже были работы, созданные во время пандемии — в экспозицию были включены два полотна из серии «Любовь». Эта тема пришла, как ни крути. Как у всех культурных учреждений, у Эрмитажа сейчас времена непростые. Музей продолжает делать то, что он делал, но научные сотрудники перешли на дистанционный труд. Сейчас они занимаются спокойной архивной работой, которая обязательно принесет результаты. Думаю, у нас у всех сейчас есть невероятная возможность успеть все, что было задумано. Уверен, что будет постпандемический бум новых явлений и, конечно же, книг. Сложнее музыкальным институциям, потому что их жизнь связана с наполняемостью залов, продажей билетов по разрешенной квоте. Музыкантам приходится непросто — но и тут наступает время архивных поисков и совершенствования мастерства, так что все будет хорошо.

— Какими, с вашей точки зрения, будут последствия этого года для глобального арт-рынка?

— Последствия 2020 года очень важны. Эпидемия подобна войне, социальному кризису. Потребление искусства никуда не денется, останется в том же виде, как и было. Изменится форма существования, создания искусства, его функционирования. И само искусство — вслед за обществом. Пандемия дала сильный толчок творчеству. Прямо сейчас, пока мы разговариваем, создается большое количество новых художественных произведений. Это будет большая постпандемийная история — искусство после катастрофы.

Чжан Хуань. «Мой Зимний дворец № 8» © Zhāng Huán, Courtesy of Pearl Lam Galleries

— Как 2020 год изменил рыночный запрос по отношению к современному искусству?

— Собственно, чего не хватает в условиях изоляции? Свежего воздуха и прикосновений, объятий. Потребность в касаниях, интимных вещах очень важна. Искусство интимное, нежное, рукодельное, конечно, будет иметь больший отклик, чем любые интернет-технологии. На последних арт-ярмарках процент продаж именно физического искусства вырос, поэтому я думаю, что такие интимные вещи — теплые, как домашние игрушки, как общение у камина — будут получать максимум внимания и приоритета, и это касается любых видов искусств.

— Осенью этого года в Эрмитаже открылась выставка Александра Сокурова по мотивам российского проекта, представленного на прошлогодней Венецианской биеннале. Насколько формат национальных представительств на глобальных смотрах адекватен сегодняшнему дню? Проявила ли пандемия нечто новое в осмыслении глобальных форматов, споры о судьбе которых начались задолго до нынешнего года?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Пока мы только спасаем свои жизни»: Марина Лошак в беседе с Ириной Мак «Пока мы только спасаем свои жизни»: Марина Лошак в беседе с Ириной Мак

Директриса ГМИИ им. А.С. Пушкина — об изменившейся художественной сцене

Школа Masters
Алло, гараж! Алло, гараж!

Смартфон и кнопочный телефон: как выбрать мобильник для своей мамы или бабушки?

Лиза
Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности

Как появилась идея ансамбля «Толока» и как она воплотилась в жизнь?

РБК
История одной песни: Элтон Джон, «Candle in the Wind» История одной песни: Элтон Джон, «Candle in the Wind»

Самая популярная баллада прославилась при помощи легкого жульничества

Maxim
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Почему ругаться матом, нарушать социальные нормы и тупить полезно: объясняет психолог Почему ругаться матом, нарушать социальные нормы и тупить полезно: объясняет психолог

Иногда рамки нам очень сильно вредят

Playboy
NASA показало высадку Perseverance на Марс на видео NASA показало высадку Perseverance на Марс на видео

NASA обнародовало ролик с момент приземления Perseverance на поверхность Марса

Популярная механика
Animal Crossing назвали не вредной для эмоционального благополучия игрой Animal Crossing назвали не вредной для эмоционального благополучия игрой

Не все видеоигры вредны для психического и эмоционального благополучия

N+1
Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе

Наши герои, полюбив и расставшись подростками, встретились через двадцать лет

Psychologies
«Если я не смогу победить, то хотя бы буду смелым»: как устроена спортивная благотворительность в России «Если я не смогу победить, то хотя бы буду смелым»: как устроена спортивная благотворительность в России

Кто развивает спортивно-социальные благотворительные проекты в России

Forbes
Сестра таланта Сестра таланта

В весенне-летних коллекциях о себе решили напомнить почти забытые нами мини-юбки

Vogue
Как игра разработчиков из Нижнего Новгорода попала в Apple Arcade Как игра разработчиков из Нижнего Новгорода попала в Apple Arcade

Как трем любителям игр из России удалось влюбить в себя мировой рынок

РБК
Глобальный стендап: зачем нужна и чем хороша новая соцсеть ClubHouse Глобальный стендап: зачем нужна и чем хороша новая соцсеть ClubHouse

ClubHouse — новый культурный феномен или очередной IT-пшик?

Esquire
Как себя вести, когда твоя девушка больна Как себя вести, когда твоя девушка больна

Что делать тебе, когда ей все не так и все не то

Maxim
Моя семья и другие звери Моя семья и другие звери

История любви Николая и Татьяны Дроздовых длиной в сорок четыре года

Tatler
У Москвы–реки У Москвы–реки

Современный, респектабельный интерьер московской квартиры

SALON-Interior
Билет в один конец Билет в один конец

Илон Маск мечтает умереть на Марсе, и он по-своему прав

Популярная механика
Как полюбить зиму вопреки всему и насладиться последним ее месяцем Как полюбить зиму вопреки всему и насладиться последним ее месяцем

Зима — это в том числе и солнечные дни, и красота заснувшей природы, и спорт

Psychologies
Сын вырос и не общается с матерью: почему так происходит Сын вырос и не общается с матерью: почему так происходит

В чем сегодня заключается сыновний долг перед матерью?

Psychologies
Инстинкт собирательства Инстинкт собирательства

Российские женщины-коллекционеры и галеристы о значимых работах из их собраний

Robb Report
Я мечтаю о дочке Я мечтаю о дочке

Певица Зара – о детстве, сыновьях и преимуществах зрелых родителей

Домашний Очаг
Улучшить память и внимание: упражнения, которые можно делать по дороге на работу Улучшить память и внимание: упражнения, которые можно делать по дороге на работу

Забываете о простых задачах и ежедневных делах? Снижается концентрация?

Psychologies
Ботокс: что нужно знать, прежде чем принимать решение Ботокс: что нужно знать, прежде чем принимать решение

Что лучше знать до инъекций ботокса и как он влияет на красоту и здоровье

РБК
«Зай, а что тут нажать?»: почему мужчины беспомощны в быту (или делают вид) «Зай, а что тут нажать?»: почему мужчины беспомощны в быту (или делают вид)

Почему мужчины верят, что не в состоянии справиться с домашними обязанностями

Cosmopolitan
Говорить ли с детьми о политике? Говорить ли с детьми о политике?

Как разговаривать с детьми о политике сегодня?

Psychologies
Варя, надежда, любовь Варя, надежда, любовь

Актриса Варвара Шмыкова говорит, что эмоции у нее всегда через край

Cosmopolitan
Каменные гости:  как топ-менеджер «Адаманта» стал коллекционером минералов Каменные гости:  как топ-менеджер «Адаманта» стал коллекционером минералов

Как Владимир Голубев увлекся камнями и что ему удалось собрать

Forbes
Святой Валентин, что ты делаешь, прекрати! Святой Валентин, что ты делаешь, прекрати!

Самые запутанные любовные истории звезд, от которых голова идет кругом

Лиза
Спецотряд «Эльба»: первая атака немецких камикадзе Спецотряд «Эльба»: первая атака немецких камикадзе

Первая и последняя миссия немецкого спецотряда «Эльба»

Maxim
Первая глава из романа Антонио Муньоса Молины «Зима в Лиссабоне» Первая глава из романа Антонио Муньоса Молины «Зима в Лиссабоне»

Отрывок из романа «Зима в Лиссабоне» — классики испанской литературы

СНОБ
Открыть в приложении