Российские женщины-коллекционеры и галеристы о значимых работах из их собраний

Robb ReportКультура

Инстинкт собирательства

Тенденция girl power, провозглашённая в социальном поле, захватила и арт-мир. Музеи сознательно вытаскивают из запасников работы художниц, аукционисты отмечают рекорды. Мы попросили российских женщин-коллекционеров и галеристов представить значимые работы женщин-художников из их собраний и рассказать о новостях

Текст: Ирина Осипова

Ирина Нахова. «Без названия (голова пилота)». Фрагмент инсталляции «Зелёный павильон» в Павильоне России на 56-й Венецианской биеннале. 2015. Смешанная техника. Собрание Stella Art Foundation.

Стелла Кесаева

Коллекционер, меценат, президент Stella Art Foundation

«В моей коллекции более ста произведений художниц, не считая творческих дуэтов (Илья и Эмилия Кабаковы, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Ольга и Олег Татаринцевы, Наталья и Валерий Черкашины). Приобретая то или иное произведение в собрание или организуя выставку в фонде, я никогда не задумываюсь над вопросом: мужчина автор или женщина. Пожалуй, впервые я сделала на этом акцент, когда мы готовили проект Ирины Наховой “Зелёный павильон” на Венецианской биеннале. Я была назначена на три срока комиссаром Русского павильона. В 2011 году мы показали в нём проект Андрея Монастырского, в 2013 году — его последователя Вадима Захарова, а когда пришло время решать, кто будет представлять нашу страну в 2015-м, я поняла, что это должна быть художница. Ведь ни разу за всю историю Венецианской биеннале в нашем павильоне не было персонального проекта именно художницы. Более того, куратором проекта тоже выступила женщина, замечательный искусствовед Маргарита Тупицына. Сейчас в моей коллекции хранится интерактивная инсталляция, которая встречала зрителей при входе в Русский павильон. Это гигантская голова лётчика, глаза которого при приближении зрителей начинают двигаться и смотрят вверх, в небо. По замыслу Ирины Наховой, голова приглашала зрителя в путешествие по выставке, как бы расширяя границы видимого, что, на мой взгляд, актуально в целом для современного искусства.

С 17 марта около 50 произведений из моей коллекции будут представлены на выставке “Следуя мечте” в недавно открывшемся пространстве ILONA-K artspace, которое курирует моя старшая дочь Илона Кесаева. Это второй проект в Mercury City Tower, и он представит две частные коллекции близких для Илоны людей: мою и её мужа Вячеслава Пивоварова. На выставке будут показаны работы в том числе и женщин-художниц, с которыми меня связывают многолетние тёплые отношения. Это рисунки Ольги Чернышёвой, скульптурная инсталляция Елены Китаевой, работывышивки Алисы Йоффе».

Кристина Краснянская

Коллекционер, искусствовед, основатель международной арт-галереи «Эритаж», глава попечительского совета Музея искусства модернизма — Коллекция Костаки, г. Салоники

«Не так давно я купила часть наследия замечательной советской художницы Анны Андреевой. У неё необычная биография — как дочь священника она не смогла поступить в архитектурный институт и, окончив текстильный, много лет проработала на фабрике “Красная Роза”. В юности она была близка к кругу Элия Белютина, продолжавшего традиции авангарда, участвовала в его знаменитых художественных поездках на баржах. Её эскизы для тканей — абсолютный оп-арт, оптическое искусство, стоящее в одном ряду с работами Виктора Вазарели, Йозефа Альберса и других. Когда я увидела их, моя первая ассоциация была — Prada. Но то, что Prada делает сейчас, Андреева уже придумала в 1960-е в Советском Союзе. Она была очень востребована, причём не только в СССР — её ткани шли на экспорт. Однажды она даже ездила в составе советской делегации в Лондон — платок её дизайна на тему космоса, посвящённый полёту Гагарина, преподнесли английской королеве. Уже в конце жизни Анна Андреева рассказывала своей внучке (а та пересказала мне), как она встречала на улице женщин, одетых в её ткани, или, сидя перед телевизором, видела их в моделях модных Домов Dior, Yves Saint Laurent. Несмотря на успешную карьеру, её всё равно сопровождали конфликты, анонимки, необходимость объяснять свой бэкграунд. И, конечно, в советское время её идеи могли осуществиться только в декоративно-прикладном искусстве. Если бы те же абстракции она перенесла в живопись, они оказались бы под запретом. В 2019 году Музей современного искусства в Нью-Йорке купил 12 работ Андреевой, и следом ей заинтересовались другие мировые музеи, в том числе Гетти и Циммерли, а в следующем году мы планируем показать её произведения в Базеле. В начале прошлого года мы сделали очень удачную выставку про советский оп-арт на примере Андреевой в галерее “Эритаж”. Мне всегда интересно рассказывать о советском искусстве, которое легко ложится в русло общемировых тенденций.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Материнский капитал Материнский капитал

Статус матери одного из самых богатых людей в мире Мэй Маск не устраивает

Robb Report
Ураганы повлияли на пуэрториканских насекомых сильнее климатических изменений Ураганы повлияли на пуэрториканских насекомых сильнее климатических изменений

Это противоречит выводам широко цитируемой статьи 2018 года

N+1
30 м² 30 м²

Квартира-каюта со встроенной мебелью

AD
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов

Малоизвестные подробности первого полета в космос

РБК
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Иностранка в Японии: ошибки, которые я совершала Иностранка в Японии: ошибки, которые я совершала

Наша героиня Елена уже семь лет живет и работает в Японии

Psychologies
Тут Русью пахнет Тут Русью пахнет

Отечественные дизайнеры все чаще находят источник вдохновения на родной почве

Vogue
5 ошибок в замазывании прыщей - что сделать, чтобы они исчезли, скажет визажист 5 ошибок в замазывании прыщей - что сделать, чтобы они исчезли, скажет визажист

Звездный визажист - о том, как скрыть недостатки кожи с помощью косметики

Cosmopolitan
Алкогений №75: Л. И. Брежнев Алкогений №75: Л. И. Брежнев

Леонид Ильич Брежнев не был алкоголиком ельцинского калибра

Maxim
Неаполь, похороны: отрывок из дебютного романа Элены Ферранте, впервые на русском языке Неаполь, похороны: отрывок из дебютного романа Элены Ферранте, впервые на русском языке

Фрагмент из романа «Любовь в тягость» Элены Ферранте

Forbes
10 мини-сериалов, на которые не жалко потратить хоть все выходные 10 мини-сериалов, на которые не жалко потратить хоть все выходные

Мини-сериал - идеальное блюдо выходного дня

Cosmopolitan
Производство плитки Производство плитки

Производство едва ли не самого изысканного (и дорогого) шоколада в мире

Robb Report
Будущее в прошлом: почему доклад академиков-экономистов можно считать предостережением бизнесу и гражданам Будущее в прошлом: почему доклад академиков-экономистов можно считать предостережением бизнесу и гражданам

Появился новый рецепт ускорения российской экономики

Forbes
История одного здания: Дом Зингера в Петербурге История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Дом Зингера — одно из самых узнаваемых зданий на Невском проспекте

Культура.РФ
От чего на самом деле зависит либидо? От чего на самом деле зависит либидо?

Почему высокий уровень либидо – это важно?

Домашний Очаг
7 отвратительных фильмов, снятых по мотивам видеоигр 7 отвратительных фильмов, снятых по мотивам видеоигр

Подборка настолько плохого кино, что от него мог бы сесть кинескоп

Maxim
Бьюти-гаджеты Бьюти-гаджеты

Разбираемся в популярных девайсах для лица

Лиза
Самые бесполезные вещи, за которые были заплачены баснословные деньги Самые бесполезные вещи, за которые были заплачены баснословные деньги

Список идиотских и безумно дорогих покупок

Maxim
Clubhouse: приложение, которое ускорит процесс глобализации, или инструмент тотальной слежки? Clubhouse: приложение, которое ускорит процесс глобализации, или инструмент тотальной слежки?

Кому и зачем стоит регистрироваться в Clubhouse и почему это небезопасно?

GQ
Равенство поколений: действительно ли молодым сейчас жить труднее, чем раньше? Равенство поколений: действительно ли молодым сейчас жить труднее, чем раньше?

Отрывок из книги Эндрю Скотта и Линды Граттон «Новое долголетие»

СНОБ
Линейные уравнения Линейные уравнения

Илья и Светлана Хомяковы сделали квартиру сложной формы удобным пространством

AD
Как Джефф Безос стал самым богатым человеком в мире Как Джефф Безос стал самым богатым человеком в мире

Как Джефф Безос сколотил империю и заработал почти $200 млрд

РБК
Астрономы впервые померили плотность молодой экзопланеты Астрономы впервые померили плотность молодой экзопланеты

Возраст экзопланеты AU Mic b оценивается менее чем в 25 миллионов лет

N+1
Мария Власова и ее рукописный альбом Мария Власова и ее рукописный альбом

Домашний альбом Марии Власовой, сестры Зинаиды Волконской

Наука
Мадс Миккельсен: «История русских — это драма. Но вы умеете видеть свет даже в самой темной дыре» Мадс Миккельсен: «История русских — это драма. Но вы умеете видеть свет даже в самой темной дыре»

Мадс Миккельсен — о черной комедии из Скандинавии «Рыцари справедливости»

Esquire
Квантовый вычислитель оказался сильнее классического в прикладной задаче Квантовый вычислитель оказался сильнее классического в прикладной задаче

Новая задача для квантового вычислителя с реальным возможным применением

N+1
Джентльмен в деталях: почему Кларк Гейбл безупречно выглядел — в костюме и не только Джентльмен в деталях: почему Кларк Гейбл безупречно выглядел — в костюме и не только

Кларк Гейбл одевался как образцовый джентльмен, а секрет его стиля был в деталях

Esquire
Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

От большого желания к конкретным действиям

Playboy
Попутная нефтяная энергия Попутная нефтяная энергия

Чашкинская ГТЭС в Пермском крае будет перерабатывать попутный нефтяной газ

Наука
Простор для творчества Простор для творчества

Кажется, что выполнить рекомендуемую «норму» по овощам — невозможно

Худеем правильно
Открыть в приложении