ГЭС вселился
Уже этой осенью Московский дом культуры «ГЭС-2» откроет свои двери после шести лет грандиозной реставрации. О Том, почему дебютный проект будет посвящен мыльной опере и зачем Ренцо Пьяно выкрасил 70-метровые трубы в синий цвет, генеральный директор фонда V-A-C Тереза Мавика рассказала Денису Мережковскому.
«В какой-то момент я начала думать, что меня хотят убить», – с абсолютно серьезным лицом шутит глава фонда V-A-C Тереза Мавика. Накануне она со стойкостью супермодели выдержала все сцены с переодеваниями во время семичасовой съемки для Bazaar, которая пришлась на пик рекордной московской жары. А потому сегодня я первым делом передаю ей благодарность от команды за отвагу. «Какое красивое слово. Точно его запомню. Я ведь никогда специально не учила русский язык, поэтому как хищник охочусь за новыми словами. У меня к ним страсть – всегда стараюсь подобрать правильное», – отвечает Мавика, переехавшая из Неаполя в Москву в 1989-м, чтобы учиться в Институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Языковой барьер ей пришлось преодолевать на месте – при помощи любопытства и феноменального музыкального слуха. «Итальянцы, которые первым делом взялись за грамматику, так и не смогли свободно говорить, – смеется Тереза. – Двое моих детей учились в русских школах, и я вместе с ними пыталась ее освоить. Но быстро поняла, что дойти до вершины у меня вряд ли получится». Зато с лексикой у нее все отлично: на предложение описать одним словом проект «ГЭС-2», которым они вместе с бизнесменом Леонидом Михельсоном, архитектором Ренцо Пьяно и еще двумя сотнями сотрудников Фонда занимаются последние шесть лет, она предлагает два. «От страха перед масштабом этой истории – а он на нас, разумеется, давит – я бы сказала «монументальность». Но с эмоциональной точки зрения мне хочется произнести «близость». Физическая, мысленная… Ведь поэтому мы и позвали Ренцо – он создает свою архитектуру для того, чтобы объединять людей. С самого начала было понятно, что нам нужен только он – без альтернатив». Исходя из той же логики со временем выкристаллизовалось и определение «дом культуры» – открытое для всех городское пространство без музейной пыли и галерейного высокомерия. «Кстати, мало кто вспоминает, что это вовсе не советское понятие, а дореволюционное. Первый открылся еще в 1882-м, причем не где-нибудь, а в Сибири – в Томске. Так называли важные точки социальной жизни и досуга для всех желающих. Это же можно сказать и про «ГЭС-2». Есть пара свободных часов? Почему бы не прогуляться по этому выдающемуся пространству? Посмотреть выставку, выпить кофе или просто сесть и любоваться на березовую рощу, которую мы здесь посадили», – объясняет Мавика. И через секунду переспрашивает: «В тюрьму тоже «посадили»? Тот же глагол? Понятно».