Главная роль. Как меняется образ женщины-руководителя в популярной культуре
Образы женщин, которые всецело отдаются работе вследствие неудач в личной жизни и назло мужчинам — устарели и практически не встречаются в массовой культуре. Что приходит им на смену?
Женщина-руководитель в представлении патриархального общества — это что-то из ряда вон выходящее, поскольку роль лидера и главы традиционно делегировалась мужчинам. С течением времени эта парадигма начала устаревать, и подобные метаморфозы находят отражение и в массовой культуре. Телеканал TLC провел семиотическое исследование и выяснил, как меняется образ женщины в медийном пространстве. Проанализировав фильмы, рекламные ролики, публикации в прессе и другие тексты массовой культуры, эксперты выявили 31 код — устойчивые наборы знаков и их комбинаций, которые позволяют проследить трансформацию привычных образов. Предлагаем проследить смену парадигмы изображения деловой женщины в популярных советских и российских фильмах и сериалах, чтобы попытаться разобраться, что изменилось в образе бизнес-леди за последние десятилетия.
«Служебный роман», 1977 год
Лирическая комедия Эльдара Рязанова представляет один из самых известных архетипов деловой женщины: Людмила Прокофьевна Калугина, успешная, целеустремленная, волевая и жесткая руководительница, которую подчиненные зовут сухой, черствой и бессердечной. Это классический образ даже не «мужика в юбке», а скорее и вовсе бесполого создания, биологической машины, созданной с одной целью —работать, поскольку остальные герои, в том числе и мужчины, в фильме показаны более человеческими, мягкими, обаятельными и эмоциональными. Высокий пост, служебная «Волга», квартира в центре Москвы, безупречный профессионализм в каждом решении — Калугиной можно было бы только позавидовать, однако с развитием сюжета зрителям предлагается осмыслить, какую цену героиня заплатила за свой статус.
Любые личные отношения, будь то дружеские или романтические, увлечения и хобби, даже женственность в традиционном понимании этого слова Калугина принесла в жертву своей карьере: у нее нет ничего, кроме работы, а светские мероприятия, на которых ей приходится бывать, Калугиной в тягость. Но за всем этим безупречным деловым фасадом и репутацией железной леди стоит почти трагическая история несчастной любви и одиночества. Зрители узнают, что когда-то давно подруга увела у нее любимого мужчину, поэтому теперь Калугина никого не допускает в свою жизнь, однако, стоит робкому, застенчивому и неуверенному в себе подчиненному начать за ней ухаживать, она расцветает и преображается на глазах. Уже за кадром, в самых титрах, герои сыграли свадьбу и ждут ребенка. Без этого традиционного набора шаблонов женского счастья хеппи-энд был бы не полным: получается, что в зеркале культуры недавнего прошлого, какой бы успешной женщина ни была в карьере, каких бы профессиональных высот она ни добилась, для настоящего, «полноценного» счастья ей нужна реализация в семейной жизни, мужчина и ребенок, а лучше несколько.
«Москва слезам не верит», 1980 год
Похожим образом выстраивается сюжетная линия вокруг еще одной известной деловой женщины советского кинематографа — Екатерины Тихомировой. Директор крупного комбината, депутат Моссовета, она сильная, успешная и независимая, у нее в подчинении десятки человек, при этом, в отличие от Калугиной, она следит за собой, со вкусом одевается, воспитывает дочь и время от времени ходит на свидания с женатым мужчиной. Кажется, в ее жизни все складывается более чем удачно, но ради чего она всего этого добивалась, какая мотивация помогала ей двигаться вперед? Тихомирова сама отвечает на этот вопрос, разговаривая с мужчиной, который когда-то давно, в юности, бросил ее беременную и оставил один на один с очень непростым решением. «Потом я ужасно хотела, чтобы ты узнал о моих успехах и понял, как ты ошибся. А сейчас — сейчас я думаю, если бы я не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось», — говорит героиня Веры Алентовой, и в этом монологе раскрывается еще один взгляд на образ деловой женщины.