Карл Маркс принес в жертву придуманному им «призраку коммунизма» все, что мог

GALA БиографияИстория

Мавр сделал свое дело

Карл Маркс принес в жертву придуманному им «призраку коммунизма» все, что мог, – свое здоровье, счастье близких, благополучие, отношения с друзьями. Может быть, именно эта исступленная вера сделала из нищего изгнанника самого популярного мыслителя современности, чье 200-летие широко отмечается во всем мире.

Текст: Вадим Эрлихман

Будущий пророк новой религии родился 5 мая 1818 года в городе Трир на Рейне, где жили поколения его предков-раввинов. Его отец Генрих незадолго до того принял лютеранство, чтобы не потерять должность советника юстиции, – законы Прусского королевства, к которому недавно перешел Трир, запрещали иудеям судить христиан. Семья Маркс, в которой росло семеро детей, жила без роскоши, но вполне обеспеченно. Карл учился в лучшей городской гимназии, любил играть со сверстниками, а еще больше – рассказывать им сказки, вычитанные в книгах из отцовской библиотеки. Он охотно общался не только с детьми, но и с их родителями, поражая взрослых смелостью суждений. Стал своим в доме барона Иоганна фон Вестфалена, подружившись с его зеленоглазой дочкой Женни, хоть она и была на четыре года старше.

На первом съезде интернационала в Лондоне кипели нешуточные страсти.

Еще в школьные годы Маркса увлекла философия Гегеля, которую он бесстрашно взялся развивать. Поступив в Боннский университет, заслужил авторитет не только у преподавателей, но и у студентов – часто они обсуждали философские проблемы в винном погребке, откуда Карла притаскивали домой без чувств. За черные курчавые волосы его прозвали Мавром, и кличка осталась на всю жизнь. Внезапно умер отец, денег на учебу не было, и Маркс, досрочно защитив диплом, устроился работать в либеральную «Рейнскую газету». К тому времени он уже обручился с Женни, несмотря на недовольство обеих семей: Марксы хотели женить своего отпрыска на еврейке, Вестфалены подыскивали дочке жениха-аристократа. Но молодые люди слышать ничего не хотели, хотя им пришлось добиваться согласия родителей целых семь лет. Тем временем в жизни Карла появился второй главный для него человек – сын текстильного фабриканта Фридрих Энгельс, с которым они случайно встретились в редакции газеты. Энгельс, тоже поклонник Гегеля, был уже наслышан о Марксе и даже написал о нем стихи:

То Трира черный сын с неистовой душой,
Он не идет – бежит, нет, катится лавиной,
Отвагой дерзостной сверкает взор орлиный…

Позже Энгельс стал для друга настоящим ангелом-хранителем, но пока им пришлось расстаться. Фридрих уехал в Манчестер на фабрику отца, а Карл ввязался в политику и начал в своих статьях призывать к свержению прусской монархии и замене ее «народоправством». Реакция власти была оперативной: в 1843 году «Рейнскую газету» закрыли, а Маркса выслали из страны. Перед этим он обвенчался с Женни и увез ее с собой; смягчившаяся семья Женни пожертвовала им кое-какие деньги и – что было куда ценнее – верную служанку Ленхен Демут, оставшуюся с ними на всю жизнь. Супруги отправились в Париж, столицу всех изгнанников, где Маркс познакомился с радикалами из разных стран Европы. От кого-то из них он услышал термин «коммунизм», ставший с тех пор его идеей фикс. Этим словом, происходившим от латинского communis (общий), он назвал счастливое общество, где не будет ни государств, ни армий, ни сословий, ни частной собственности.

Красавица и аристократка Женни фон Вестфален отказывала самым лучшим женихам, дожидаясь разрешения на брак с Марксом, который называл ее «своей Рахилью», поскольку тоже добивался любимой семь лет.

Маркс решил, что это общество будет создано в результате всемирной революции бедняков, а ее «паровозом» станет рабочий класс. После оглашения этих идей во Франции ему пришлось уехать в Брюссель, оттуда его тоже выслали – в Лондон, где его с семьей взял на иждивение друг Энгельс. За год до того, в 1847-м, они сколотили из двух десятков немецких эмигрантов «Союз коммунистов» и по поручению его – то есть самих себя – написали «Манифест Коммунистической партии». Этот документ был непохож на скучные политические программы уже тем, что начинался загадочными словами: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма». Это был стиль Энгельса, блестящего публициста; сам Маркс писал нудно и запутанно, но ему принадлежала главная идея – революция близка, старый мир вот-вот рухнет. К удивлению многих, так и случилось: уже через месяц в Берлине толпы народа заставили короля провести либеральные реформы. Маркс и Энгельс поспешили на родину и основали в Кельне «Новую рейнскую газету», писавшую о революции, – она к тому времени бушевала не только в Германии, но и по всей Европе. Но старый мир оказался прочнее, чем думали друзья: где кнутом, а где пряником он подавил протесты. Через год газета была закрыта, а Маркс бежал от ареста в Лондон, где оставался до конца жизни.

Фридрих Энгельс всю жизнь оставался «оруженосцем» Маркса, хотя во многом был не менее талантлив, чем его друг.
Членский билет интернационала, выданный немецкому рабочему Юнгу, подписан всеми членами бюро организации, включая Маркса.

Жизнь изгнанника была нелегкой. Семья ютилась в двухкомнатной квартире на Дин-стрит, где среди засыпанных табаком книг и рукописей валялись детские игрушки и рукоделие жены. Гордая баронская дочь безропотно латала вещи мужа, переписывала рукописи (только она могла разобрать его каракули) и при этом почти каждый год рожала детей. У Маркса (как и у его отца) родилось семеро малышей, из которых четверо умерли в раннем возрасте. Во время очередной беременности жены она отказала ему в близости, и он тут же нашел утешение у верной Ленхен. Родившегося у нее сына Фредерика усыновил Энгельс, только на смертном одре рассказавший об истинном отце ребенка. Как ни странно, этот случай не убавил ни любви Женни к мужу, ни преданности Ленхен, которая подолгу не получала платы от хозяев и даже подкармливала их на свои деньги. Когда положение становилось отчаянным, Карл жаловался в письмах: «Моя дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8–10 дней семья питалась только хлебом и картофелем – диета не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника – все не оплачены».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Секрет гостеприимства. Кому Олег Дерипаска подарил часть своего бизнеса Секрет гостеприимства. Кому Олег Дерипаска подарил часть своего бизнеса

Миллиардер Олег Дерипаска создал одну из крупнейших отельных сетей в России

Forbes
41 шаг на пути к стройности 41 шаг на пути к стройности

Чтобы похудеть, нужно изменить образ жизни и пищевые привычки. С чего начать?

Здоровье
Руководство по выращиванию зубов Руководство по выращиванию зубов

Как вырастить новые здоровые зубы вместо поврежденных

Популярная механика
8 шагов к эмоциональной устойчивости 8 шагов к эмоциональной устойчивости

Среди советов о том, как пережить трудности, мы выбрали 8 самых действенных

Psychologies
Живые камни: как искусственные алмазы завоевывают рынок Живые камни: как искусственные алмазы завоевывают рынок

Технология производства синтетических алмазов

Forbes
«Злой город» и его враги «Злой город» и его враги

Козельск удостоился звания Города воинской славы за подвиги 780-летней давности

Огонёк
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

На этой неделе мужчины одевались так, как хочется им, а не стилистам

GQ
Лучшие шутки дня и сиська пива! Лучшие шутки дня и сиська пива!

Обесцвеченный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Биткоин не для всех Биткоин не для всех

Технология блокчейн может стать инструментом контроля экономики государством

CHIP
Порыв есть. С прорывом проблемы Порыв есть. С прорывом проблемы

Есть ли у нас шанс на инновационный импульс?

Огонёк
Душа дома Душа дома

Деревянный дом в Новоглаголеве для бизнес–леди из Москвы

SALON-Interior
Объявлены номинанты «Премии МУЗ-ТВ 2018. Трансформация»: голосование открыто Объявлены номинанты «Премии МУЗ-ТВ 2018. Трансформация»: голосование открыто

18 апреля в ресторане Salon состоялся ужин «Премии МУЗ-ТВ 2018. Трансформация»

Cosmopolitan
10 фактов о китайской практике бинтования ног 10 фактов о китайской практике бинтования ног

Поговорим о традиции, которой, благо, уже не существует

Популярная механика
Google — крупнейший блокировщик рекламы Google — крупнейший блокировщик рекламы

Google Chrome блокирует рекламу. Но для индустрии рекламы это не оскорбление

CHIP
Стоит съесть: птитим в «НаВолне», брускетту в Zizo Gourmet, роллы в City Voice Стоит съесть: птитим в «НаВолне», брускетту в Zizo Gourmet, роллы в City Voice

В лучших ресторанах России можно поесть без ущерба для кошелька

Forbes
Изобретателем года назвали физика, снявшего кино внутри живого организма Изобретателем года назвали физика, снявшего кино внутри живого организма

МРТ позволяет заглянуть внутрь человеческого тела без рентгеновского излучения

Популярная механика
Фальшивая весна Фальшивая весна

Почему апрель на календаре тебя не радует?

Лиза
Стоим на пороге. Медведев анонсировал повышение пенсионного возраста Стоим на пороге. Медведев анонсировал повышение пенсионного возраста

Премьер-министр напомнил, что пенсионный возраст был установлен в СССР в 1940-е

Forbes
На те же грабли На те же грабли

Нужно ли давать второй шанс отношениям со своим бывшим мужчиной

Лиза
Основатели Lamoda: «Мы хотим стать номером один на рынке моды в СНГ» Основатели Lamoda: «Мы хотим стать номером один на рынке моды в СНГ»

Четверо молодых немцев пришли осваивать рынок онлайн-торговли в России

Esquire
Елизавета II и ее корги: история в фотографиях Елизавета II и ее корги: история в фотографиях

Королева Елизавета II разводила вельш-корги на протяжении 70 лет

Esquire
Мы говорим им «До свидания!» Мы говорим им «До свидания!»

В этом месяце в Нью-Йорке пройдет аукцион века

Tatler
Стивен Содерберг: “Кино — это мой спорт” Стивен Содерберг: “Кино — это мой спорт”

В прокате “Не в себе” — триллер Стивена Содерберга

Esquire
Екатерина Климова. Обыкновенное чудо Екатерина Климова. Обыкновенное чудо

Интервью с Екатериной Климовой

Караван историй
Вызов Илону Маску. Супруги Филевы стали владельцами «Морского старта» Вызов Илону Маску. Супруги Филевы стали владельцами «Морского старта»

К ноябрю 2018 года планируется доставить и собрать ракету «Зенит-3SL»

Forbes
Бонды замедленного действия. Что ждет держателей облигаций UC Rusal Бонды замедленного действия. Что ждет держателей облигаций UC Rusal

Хватит ли у UC Rusal запаса прочности, чтобы расплатиться с инвесторами

Forbes
Заблудился в Америке Заблудился в Америке

Дизельпанк: параллельная вселенная словенского художника Андрея Трохи

Популярная механика
Возвращение «Индейца» Возвращение «Индейца»

Прошлое и настоящее мотоцикла Indian

Популярная механика
Долгая история Долгая история

Хозяева купили этот дом в пригороде Мельбурна в далеком 1983 году

AD
Открыть в приложении