Восстановление коллекций Петергофа сегодня зависит от щедрости бизнесменов

ForbesБизнес

В императорском стиле

Восстановление коллекций Петергофа, любимой загородной резиденции Романовых, сегодня зависит от щедрости российских бизнесменов.

Текст Яна Жиляева

Штофная опочивальня Китайского дворца в Ораниенбауме. Портрет великой княгини Натальи Алексеевны. Неизвестный художник по оригиналу Жана-Луи Вуаля. После 1775 года

Ущерб, нанесенный войной, мародерами и распродажей коллекции Петергофа, исчисляется десятками тысяч потерянных предметов. Каждый найденный стул, фарфоровая статуэтка или тарелка из императорского сервиза считается чудом. Впрочем, чудеса случаются довольно часто. Их оплачивает российский бизнес.

Дело за вазой. Дар Вадима Бордюга Весной 2015 года предприниматель Вадим Бордюг, владелец сети кафе-пироговых и ресторана «Линдфорс », вместе с сыном Сергеем разбирал семейный архив. К 70-летнему юбилею Победы ученик Первой московской гимназии Сергей Бордюг писал реферат на тему «История войны в жизни моей семьи». Отец с сыном рассматривали фотографии, письма с фронта, наградные листы, ордена и медали старшего лейтенанта Балтийского флота Леонида Николаевича Бордюга. «Дед — гидрограф по профессии, прокладывал Дорогу жизни, — рассказывает Вадим Бордюг. — Служил на минном тральщике, был дважды ранен в боях под Петергофом. Он дважды совершал подвиг: выводил из акватории Финского залива подводные лодки. Выплывал в залив на катере и под огнем береговой артиллерии фашистов пульсирующим лучом прожектора прокладывал путь для подлодок».

На майские праздники Вадим Бордюг поехал в Петергоф, парки, дворцы и фонтаны которого любил с детства, что называется, по наследству. «Петергоф отмечал 300-летие Большого дворца. В Обществе друзей Петергофа, где я состою, недоуменно-обиженно заметили: «Юбилей, а дворец остался без подарка». — «Не вопрос. Что вам подарить?» Оказалось, в антикварном в «Пассаже» нашлась ваза из Банкетного сервиза Николая I. Минкульт не дал музею разрешения на покупку фарфоровой вазы за 9 млн рублей».

Вадим Бордюг не медлил и уже на следующий день отправился на Невский на переговоры. Ваза стояла в торговом зале на полу среди множества других предметов. «По сути, покупка антикварной вазы ничем не отличается от покупки недвижимости и любой другой собственности. Схема та же, — рассказал предприниматель Forbes. — Нужно принять во внимание мировую конъюнктуру, российскую, отраслевую. Так я изучил результаты торгов Christie’s и Sotheby’s за несколько последних лет, увидел падение и обвал рынка русского искусства. К тому же эксперты Петергофа, которые проводили атрибуцию вазы, предупредили меня: документов, подтверждающих провенанс, у антикваров нет». В общем, в магазин Бордюг пришел, уверенный, что цена вазы завышена вдвое и ему по силам ее сбить. И уже 16 мая 2015 года в Танцевальном зале Большого петергофского дворца прошла торжественная церемония передачи вазы в дар музею. «Я считаю, что моя помощь Петергофу — это и есть та преемственность поколений, которая позволяет нам развивать нашу культуру и традиции», — сказал Вадим Бордюг. Новая традиция, похоже, уже заложена: в декабре 2019 года на парижском аукционе Druot бизнесмен выкупил часть архива Александра III и планирует передать ее в Царское Село.

Ольга Артюшина, художник-реставратор отдела реставрации музейных фондов
В реставрационных мастерских музея

«Здесь практически нечего сохранять»

В январе 1944 года перед освободившими Петергоф советскими войсками предстали руины. Большой дворец сожжен, крыша и перекрытия выгорели, исчезли купола дворцовой церкви, фонтанные комплексы уничтожены, скульптуры «Нептун» и «Самсон» украдены, павильоны разрушены и разграблены, парки изрыты траншеями. «Общий материальный ущерб, нанесенный предметному убранству петергофских дворцов-музеев, оценивался тогда в 980 млн рублей (по другим данным — 1,3 млрд рублей), в том числе по Большому дворцу — в 418 млн рублей», — дает цифры сборник «Петергоф в Великой Отечественной войне 1941– 1945», изданный сотрудниками Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф» в 2019 году. Восстановление Петергофа, начавшееся сразу после его освобождения, не закончено до сих пор. Общие потери музея оцениваются в 46 914 музейных предметов, из них 4967 перечислены в Сводном каталоге утраченных культурных ценностей, составленном Министерством культуры РФ. «Перед войной в описи коллекции значилось 59 846 предметов, — рассказывает Павел Петров, заведующий отделом музейных исследований ГМЗ «Петергоф». — С июня 1941-го за шесть очередей эвакуации вывезли 12 932 предмета, то есть 22% музейных экспонатов: мемориальные петровские предметы, петровскую коллекцию живописи, архивные документы».

Петергоф был захвачен 23 сентября 1941 года после тяжелых боев. «Большой дворец горел несколько дней, — рассказывает Павел Петров. — Когда 28 сентября в Петергоф вошла группа «Гамбург», отвечавшая за вывоз культурных ценностей в Третий рейх, в ее планах была бронзовая композиция 1650-х годов работы немецких скульпторов из фонтана «Нептун» и картины немецкого романтика Якоба Хаккерта. Поживиться она смогла только «Нептуном», остальное пропало».

Уполномоченный по охране культурных ценностей ротмистр граф Зольмс-Лаубах, до войны возглавлявший Исторический музей во Франкфурте-на-Майне, прибыл в Петергоф в начале октября из Царского Села, где руководил демонтажем Янтарной комнаты, и обнаружил в гроте под Большим каскадом несколько ящиков с фарфором. Он их запер в помещении и поехал дальше. Вскоре, как следует из донесений, сохранившихся в немецких архивах, ящики были вскрыты, фарфор исчез. Еще один уполномоченный по охране культурных ценностей писал: «Здесь практически нечего сохранять, особенно тщательно «поработали» всевозможные третьи лица, которые не имеют совершенно никаких полномочий (например, военные корреспонденты), бог знает кому на пользу».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Витамины роста Витамины роста

Как франшиза «Авокадо» за два с половиной года стала сетью из 2600 магазинов

Forbes
«Вернуть всё назад — не поменяла ничего бы» «Вернуть всё назад — не поменяла ничего бы»

В портфеле Елены Блиновской несколько авторских марафонов

OK!
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
18 сексапильных сыщиц из заграничных детективных сериалов 18 сексапильных сыщиц из заграничных детективных сериалов

18 расследовательниц из детективных сериалов

Maxim
Фонд физтехов Фонд физтехов

Петр Лукьянов управляет деньгами российских бизнесменов — выпускников МФТИ

Forbes
Удивительное рядом Удивительное рядом

Старая миланская квартира со сменой декораций и настроений

AD
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Время перемен Время перемен

Атмосфера загородного дома в городской квартире

SALON-Interior
Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить» Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить»

Правила бизнеса Паоло Клеричи, патриарха семейного бизнеса Coeclerici

Forbes
Безглютеновая мода: как пищевая промышленность извлекает прибыль из страхов Безглютеновая мода: как пищевая промышленность извлекает прибыль из страхов

Глава из книги Тима Спектора. О мифах, связанных с глютеном

Forbes
Путевые рекомендации Путевые рекомендации

Как снизить наносимый транспортом вред здоровью.

Forbes
Интерьер на счастье Интерьер на счастье

Яркая, насыщенная цветом квартира для молодой семьи

SALON-Interior
Зеленый конвейер Зеленый конвейер

Основатель производителя электрокаров Arrival возглавил рейтинг Forbes

Forbes
«Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе» «Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе»

Отрывок из книги Сергея Зотова о странных сюжетах православных икон

N+1
Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Невидимый остров Невидимый остров

Куда только не занесет нас, друзья мои, Муза Дальних Странствий

Вокруг света
Иранский синдром Иранский синдром

Как экономика Исламской Республики приспособилась к условиям санкций

Forbes
От «Салема» до «Твин Пикса»: лучшие мистические сериалы, которые стоит посмотреть каждому От «Салема» до «Твин Пикса»: лучшие мистические сериалы, которые стоит посмотреть каждому

Подборка самых увлекательных и таинственных шоу по мнению зрителей

Playboy
Второе отречение Второе отречение

Наполеон умудрился отречься от власти дважды

Дилетант
Почему у кинозлодеев так часто есть шрамы на лице или проблемы с кожей Почему у кинозлодеев так часто есть шрамы на лице или проблемы с кожей

Почему внешность кинозлодеев отличается именно проблемами с кожей?

Популярная механика
Глава 1: Москва Глава 1: Москва

Ты говорил, город – сила. А здесь слабые все

Esquire
Каким будет образование для бедных и для богатых Каким будет образование для бедных и для богатых

Какое образование будет доступно бедным, а какое — богатым?

СНОБ
Сила света Сила света

Как устроена индустрия световых шоу и инсталляций

Популярная механика
Этапы большого тупи… Этапы большого тупи…

«За экологичными машинами будущее», — заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин

Эксперт
Самые лучшие телефоны-раскладушки из нулевых и девяностых Самые лучшие телефоны-раскладушки из нулевых и девяностых

Люди постарше знают и помнят, что «раскладушкам» уже очень много лет

Maxim
«Талибан» 2.0: почему модернизация Афганистана провалилась «Талибан» 2.0: почему модернизация Афганистана провалилась

Печальный итог существовавшего в Афганистане режима был предопределен

Forbes
ДТП вековой давности: история одного фото ДТП вековой давности: история одного фото

В ч/б и в цвете — можно рассмотреть все детали

Вокруг света
Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают» Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову

Караван историй
Я узнала, как вернуться в прошлое Я узнала, как вернуться в прошлое

Новая русская литература часто рождается не в России

Esquire
Оксана Лаврентьева — о бренде OLOLOL, закрытии «Русмоды» и женской силе Оксана Лаврентьева — о бренде OLOLOL, закрытии «Русмоды» и женской силе

Оксана Лаврентьева рассказала все, что надо знать о бренде OLOLOL

РБК
Открыть в приложении