История парусных кораблей

Вокруг светаИстория

Крылья для людей

Человечество в огромном долгу перед парусными кораблями: именно технология плавания под парусом позволила нам освоить все уголки собственной планеты

Текст Владимир Веретенников

44-пушечный фрегат «Аврора». 1844. Государственный центральный военноморской музей. Санкт-Петербург

Эта технология развивалась и совершенствовалась несколько тысячелетий. Первые примитивные суденышки, жмущиеся к берегам, со временем сменились сложными сооружениями из дерева, металла, пеньки и парусины, на которых наши предки избороздили все моря и океаны, открыли все заморские континенты и далекие острова.

Смелее и дальше

Судя по всему, первыми применили парус древние египтяне, случилось это не ранее 5500 лет назад. Собственно, именно египтяне совершили и первое исторически задокументированное морское путешествие: плавание в страну Пунт (которую современные историки помещают на побережье Аденского залива в Восточной Африке), состоявшееся в XXVI в. до н. э., при фараоне Сахура. О множестве других, не менее замечательных, морских путешествиях не осталось достоверных свидетельств. Однако знаменитый Тур Хейердал полагал, что те же древние египтяне могли на своих парусных тростниковых лодках пересекать Атлантику и достигать Америки, и не только рассуждал об этом, но и в ходе двух экспедиций «Ра» наглядно показал, как это могло быть на практике.

Появлению лодок предшествовал плот, возможности которого Хейердал показал во время путешествия «Кон-Тики». Но со временем человечество переключилось на более надежную конструкцию. Древние египтяне и жители Междуречья, чьи страны не изобиловали древесиной, сначала плели свои суденышки из тростника или обтягивали их борта шкурами. Потом, по мере перехода на дерево, опытным путем пришли к идее киля, шпангоутов и мачт со все более сложным такелажем. Для движения, в зависимости от погоды, могли использоваться как паруса, так и весла. По меркам сегодняшнего времени суда древних египтян смотрятся скорлупками: 14–20 метров в длину и 5 метров в ширину. Тем не менее на них уже можно было выходить из уютных рек и пробовать себя в противоборстве с морскими волнами.

Деревянный макет египетской лодки. Около 2150–2050 г. до н. э.

Морские бродяги финикийцы уже располагали внушительными для того времени судами: водоизмещение до 230 тонн, длина до 30 метров, экипаж более 30 человек, высокая мачта с прямым парусом. «…Брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим», – так описывает пророк Иезекииль финикийское судно. На своих кораблях финикийцы исследовали все Средиземное море, выходили в Атлантику и даже, если верить Геродоту, обогнули Африку. А их наследники карфагеняне активно осваивали территории за Геркулесовыми столбами, в том числе Азорские и Канарские острова.

На своих судах финикийцы освоили Средиземное море и выходили в Атлантику

Следующим великим морским народом оказались эллины. На кораблях они и сражались, и путешествовали. Греческие колонии расположились вокруг Средиземного моря, по выражению Цицерона, как «лягушки вокруг пруда». Древние греки со временем стали искусными кораблестроителями. Уже во времена их морской победы над персами при Саламине (480 г. до н. э.) эллины спускали на воду со своих верфей суда-триремы с тремя ярусами весел по каждому борту и с мачтой для паруса. Они достигали в длину 38 и в ширину 6 метров, водоизмещение – до сотни тонн. Экипаж, с учетом бравшихся на борт воинов, мог составлять до двухсот человек.

Спустя несколько веков римляне, путешествовавшие, торговавшие и воевавшие по морям не меньше греков, начали строить парусно-гребные суда еще больших размеров. Их квинквиремы (конструкцию которых они позаимствовали у своих заклятых врагов-карфагенян) имели уже пять рядов весел – до 25 в один ряд. Водоизмещение – более 200 тонн, длина – 45 метров, ширина – 6 метров, осадка – 2,5 метра, экипаж – около 250 человек. Число оснащенных парусами мачт увеличилось до двух. Впрочем, вздымаемые на этих мачтах прямые паруса рассматривались скорее в качестве вспомогательного движителя и применялись только при попутных ветрах. Искусство движения в галфвинд и бейдевинд и хождения переменными галсами человечество освоит позже.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Этническое чудо Этническое чудо

Сингапур взял лучшее от западной культуры и построил у себя XXII век

Вокруг света
Выбрать седину Выбрать седину

Истории четырех женщин, которые считают, что седина – это красиво и здорово!

Домашний Очаг
Понемногу о многом Понемногу о многом

Как сатрап Мавсол решил обессмертить свое имя

Знание – сила
Ты лежишь, а он работает: как чудо-валик убирает живот и удлиняет шею Ты лежишь, а он работает: как чудо-валик убирает живот и удлиняет шею

Особый метод лежания на валике, который решает множество проблем

Cosmopolitan
Битва при Ипсе Битва при Ипсе

Последним сражением Четвёртой войны диадохов стала битва при Ипсе

Дилетант
10 идей для тематической вечеринки летом — как необычно провести праздник 10 идей для тематической вечеринки летом — как необычно провести праздник

Самые небанальные идеи для вечеринки

Playboy
Модный конский хвост: 20 вариаций классической прически Модный конский хвост: 20 вариаций классической прически

Если тебе удобнее ходить с волосами, собранными в хвост, вот несколько вариантов

VOICE
Ян Гэ: «Я хочу, чтобы всё было в радость!» Ян Гэ: «Я хочу, чтобы всё было в радость!»

Актриса поговорила с Cosmo о любви – к маме, бойфренду, профессии и Брэду Питту

Cosmopolitan
Выгоревшее дело Выгоревшее дело

Когда любимая работа вдруг стала ненавистной

Добрые советы
Фигуристые красавицы: как выглядят звезды сериала «Универ» в бикини Фигуристые красавицы: как выглядят звезды сериала «Универ» в бикини

Эти эффектные актрисы прославились благодаря съемкам в сериале «Универ»

Cosmopolitan
Вторая после МММ: как работала финансовая пирамида «Финико» Вторая после МММ: как работала финансовая пирамида «Финико»

Как «Финико» стала крупнейшей после МММ финансовой пирамидой

Forbes
Алёна Яковлева: «Похудеть можно в любом возрасте!» Алёна Яковлева: «Похудеть можно в любом возрасте!»

Народная артистка РФ Алёна Яковлева делится секретами красоты и оптимизма

Худеем правильно
«Укладываем детей и идем в спальню»: цитаты Меган Маркл и Гарри о сыне и дочери «Укладываем детей и идем в спальню»: цитаты Меган Маркл и Гарри о сыне и дочери

Герцоги Сассекские полностью изменили свою жизнь

Cosmopolitan
Неизбежное зло: могут ли быть научные опыты без привлечения животных Неизбежное зло: могут ли быть научные опыты без привлечения животных

Отрывок из книги Ингрид Ньюкирк «В мире с животными»

Forbes
Как пережить расставание с токсичным человеком и обрести себя Как пережить расставание с токсичным человеком и обрести себя

Даже если партнер вас годами унижал или обесценивал, разорвать связь непросто

Psychologies
10 вещей, которые мы используем не по назначению 10 вещей, которые мы используем не по назначению

Почему мы используем все это неправильно

Maxim
Таежный роман: стоит ли отправиться в путешествие в Красноярск Таежный роман: стоит ли отправиться в путешествие в Красноярск

В последние годы Красноярск становится новым туристическим центром Сибири

Forbes
Абсолютная интерактивность: каким будет образование будущего Абсолютная интерактивность: каким будет образование будущего

Сдвиг в образовании. Переход от офлайн-занятий на онлайн

Популярная механика
Грудь висит и задирается пояс: как понять, что бюстгальтер тебе не подходит Грудь висит и задирается пояс: как понять, что бюстгальтер тебе не подходит

Как понять, что бра тебе не походит?

Cosmopolitan
Как просить прощения, чтобы точно быть услышанным Как просить прощения, чтобы точно быть услышанным

Как попросить прощения у любимого человека и действительно получить его

Cosmopolitan
Dabro Dabro

Дуэт Dabro — почему чарты не отражают реальную степень популярности треков

ЖАРА Magazine
«Титаник» здорового человека: история гибели лайнера почти со счастливым концом «Титаник» здорового человека: история гибели лайнера почти со счастливым концом

Удачное стечение обстоятельств позволило избежать жертв при кораблекрушении

Вокруг света
7 научных причин посадить на даче куст жимолости 7 научных причин посадить на даче куст жимолости

Жимолость растет у многих на дачах. На Западе ее продают как суперфуд

РБК
Военный гений: главные триумфы Наполеона Военный гений: главные триумфы Наполеона

15 августа 1769 года родился Наполеон Бонапарт

Вокруг света
«Вернуть всё назад — не поменяла ничего бы» «Вернуть всё назад — не поменяла ничего бы»

В портфеле Елены Блиновской несколько авторских марафонов

OK!
Водка, мафия, спортивки и призраки: главные современные стереотипы иностранцев о России Водка, мафия, спортивки и призраки: главные современные стереотипы иностранцев о России

Пять самых распространенных заблуждений о России у иностранцев

Вокруг света
Что такое «биоэтика», и зачем ученые просят разрешение для проведения опытов на крысах Что такое «биоэтика», и зачем ученые просят разрешение для проведения опытов на крысах

Разбираемся, что такое биоэтика и как она работает

Популярная механика
Банк глазами клиента: как CX-трансформация меняет взаимодействие с людьми Банк глазами клиента: как CX-трансформация меняет взаимодействие с людьми

Хороший клиентский опыт и как создать долгосрочные отношения с клиентами

Inc.
Палеопатологи разобрались в эффективности разных технологий трепанации черепов в Древней Греции Палеопатологи разобрались в эффективности разных технологий трепанации черепов в Древней Греции

Технологии трепанации черепов в Древней Греции

N+1
От Иннополиса до Усадьбы Жадины: что такое ойконимы и зачем их изучать От Иннополиса до Усадьбы Жадины: что такое ойконимы и зачем их изучать

Что такое ойконимы и как их изучают

Forbes
Открыть в приложении