Блог всемогущий
TikTok с момента перезапуска в 2019 году остается одним из самых скачиваемых приложений в мире. Юные инфлюенсеры танцуют, дурачатся и получают миллионы просмотров, а люди постарше ворчат: «И что в них только все находят!» Мы ворчать не будем, а лучше досконально разберемся в теме.
Экономика искренности
Предыдущим поколениям знаменитостей и не снилось, что наступит время, когда буквально каждый сможет получить свои 15 секунд славы. С появлением соцсетей путь к известности сильно сократился. Изменились и сами звезды, если их теперь вообще корректно так называть. Показать себя сейчас волен любой желающий, и успешными становятся молодые ребята из обычных семей с проблемами, понятными их аудитории. Раньше селебрити казались недосягаемыми и выглядели безупречно. У современной молодежи сместился фокус – с идеальности на естественность и искренность. Зумерам не интересны люди без изъянов. Их кумиры такие же, как они: простые, читающие или игнорирующие книги, хорошо поющие и плохо выглядящие – в общем, прямо-таки соседские ребята.
Причины популярности TikTok детально описал Рави Мехта из компании Reforge. По его мнению, важен, во-первых, уровень личной связи между зрителем и контентом. Человек с большей вероятностью отреагирует на творчество знакомых и поделится им с другими. При определенных условиях такая связь может установиться и между инфлюенсером и его подписчиком. В TikTok у зрителя появляется иллюзия близкого знакомства с блогером, а значит, и делиться его видео человек будет чаще.
Кроме того, Мехта выделяет такой параметр, как «контент максимально возможного качества в данном жанре». Например, Netflix считается лидером в производстве сериалов – и это высшая точка качественного контента. Но ведь существуют и стендап-комедии, в которых нет масштабных декораций и большого количества знаменитых актеров, но тем не менее для своей ниши шоу сделано качественно. Сравнивать условный «Ход королевы» и «Открытый микрофон» невозможно, но есть большое «но»: предпочтение зрителя меняется в зависимости от того, кто автор контента или кто им поделился. Видео плохого качества может спасти только близкое знакомство с автором. Если рассматривать TikTok по этим двум параметрам, то, по мнению Мехти, сервис будет находиться где-то посередине.
Рекомендательные алгоритмы соцсети выстроены так, чтобы показывать во вкладке For You интересный и высококачественный контент. А творения тех, на кого подписан пользователь, остаются во вкладке Following, то есть в приоритете у сервиса продвижение интересных роликов, даже если зритель не подписан на их авторов. Все видео короткие, и пользователь листает ленту, забывая о времени.
Твиттер для зумеров
С каждым годом информации вокруг нас всё больше, и исследования говорят о последствиях информационного перенасыщения: подростки сегодня за 8 секунд определяют, интересен ли им тот или иной ролик или они готовы переключиться. Клиповое мышление зумеров сформировал новый тип онлайн-контента – снек-контент (термин, который, по слухам, придумали в Microsoft еще в начале 2000-х): нечто легкое и быстрое. Разрабатывая новую социальную платформу, создатели TikTok, очевидно, опирались на особенности потенциальной аудитории. Сейчас в этой социальной сети можно создать видео не длиннее 60 секунд.
Недавнее исследование показало, что среднестатистический пользователь TikTok проводит там около 80 минут в день. «Зависания» разбиты на 15-секундные отрезки – этого достаточно, чтобы посмотреть 1–2 ролика и вернуть внимание во внешний мир.
Такая профессия
Представители поколения Z родились со смартфоном в руке, им привычен мир технологий, и они отлично умеют пользоваться всеми бонусами, которые он дарит. Стать инфлюенсером – это, с их точки зрения, быстрый и нетрудоемкий способ устроить свою жизнь. Согласно исследованию британской компании First Choice, каждый второй ребенок мечтает о карьере блогера. И желание это мотивировано в первую очередь жаждой творчества. На втором и третьем местах – стремление к славе и самовыражению. Высокие доходы заняли лишь четвертое место в списке плюсов блогинга.
Похожие результаты были получены в американском исследовании с участием тинейджеров. Консалтинговая компания Morning Consult задала подросткам вопрос «Почему вы хотите стать инфлюенсером?». Абсолютное большинство ответивших мечтают о блогерской карьере не ради легких денег или безудержного веселья – почти все хотят менять мир и доносить до большой аудитории свои идеи. Ну и, конечно, свободный график не помешал бы. А вот о славе как таковой американские зумеры беспокоятся в последнюю очередь.
Борьба между платформами за инфлюенсеров – не миф. YouTube потратит 100 миллионов долларов на то, чтобы заманить влиятельных лиц от TikTok на свою площадку. Соцсеть вышла на рынок с новинкой YouTube Shorts — сервисом коротких видео, прямым конкурентом TikTok. Для привлечения внимания платформа планирует платить авторам самых популярных видео.