Как крупный бизнес строит сотрудничество со стартапами

РБКБизнес

От «песочницы» до «фабрики» идей

Как крупный бизнес строит сотрудничество со стартапами

Подготовила Юлия Макарова

Александр Соболев, директор по стратегии и развитию бизнеса «МегаФона». Отвечает за корпоративную и функциональную стратегии компании, развитие межоператорских и отраслевых партнерств. К команде «МегаФона» присоединился в 2012 году. До этого работал в стратегическом консалтинге, в том числе в Boston Consulting Group (BCG).

Даже на фоне замедления мировой экономики объем вложений в стартапы вырос за год на 14%. Среди инвесторов много крупных компаний, заинтересованных в инновациях. По каким моделям корпорации работают со стартапами и что это дает, рассказывает директор по стратегии и развитию бизнеса «МегаФона» Александр Соболев.

Форматы сотрудничества

По данным PwC и CB Insights, в 2020 году американские стартапы привлекли рекордный объем инвестиций — $130 млрд. Это на 14% больше, чем годом ранее. В России же вложения в стартапы снизились на 19%, показало исследование Dsight. Хотя интерес к рынку, безусловно, есть: количество сделок увеличилось на 14%.

В высококонкурентных технологичных сферах, таких как финтех или телеком, компании понимают: не вкладываешься в инновации — не жди высоких темпов роста. Запрос клиентов на новейшие технологии сегодня огромен, и они могут уйти к тому, кто предложит им что-то более интересное и технологичное. При этом скорость, с которой внедряются инновации, повышенная. Стоит опоздать на несколько месяцев — и ты уже аутсайдер.

Самые активные участники этого рынка — корпорации и корпоративные фонды.

Для сотрудничества со стартапами бизнес использует несколько основных форматов.

Наиболее распространенной моделью работы со стартапами считается акселератор — интенсивная и ограниченная во времени программа прокачки «новичков». Такая модель предполагает поиск перспективных компаний на ранней стадии их развития, инвестиции в них в обмен на долю в капитале и поддержку в привлечении инвесторов следующего раунда. Акселератор может помогать своими знаниями для дальнейшего запуска продукта. По сути, корпорация инвестирует ресурсы в технологию или продукт стартапа и активно его «раскачивает», чтобы в случае успеха заработать на росте стоимости компании.

Альтернатива акселератору — «песочница». Это модель, которая прижилась у нас в «МегаФоне». В отличие от предыдущей формы в «песочницу» стартапы отбираются с одной целью — провести пилот, чтобы быстро протестировать технологию. Мотивация молодых компаний понятна — показать себя крупному клиенту и получить долгосрочный контракт. Плюсы для корпорации тоже очевидны — отсекается часть издержек, связанная с обучением, нетворкингом и приобретением доли в стартапе. Фокус «песочницы» направлен на поиск и внедрение новых решений.

На фоне «традиционных» подходов к работе со стартапами набирает популярность новая модель — венчурная студия, или венчур-билдер (от англ. Venture Builder). Это отдельная компания или подразделение внутри корпорации с задачей запуска стартапов. Если в случае акселератора или «песочницы» контроль над продуктом лишь частичный (или его нет совсем), то здесь он абсолютный — компания сама решает, какой продукт и как запускать.

За последние два года число венчур-билдеров в мире выросло в 2,5 раза — до 560, а новые игроки появляются каждый месяц. Однако российский рынок довольно консервативен, и пока венчур-билдеров в стране можно пересчитать по пальцам.

Что на практике

В «МегаФоне» мы начали активно работать со стартапами три года назад. Первым и основным направлением для нас стала «Технологическая песочница». Здесь мы смотрим технологии, оцениваем крутые идеи и «приземляем» их в компании.

С момента запуска формата в 2019 году мы отсмотрели около 3,5 тыс. стартапов и утвердили 130 пилотов. Так, в «МегаФоне» появились голосовые роботы, инструменты речевой аналитики, новые модели сохранения клиентов, мониторинг качества сети и многое другое.

В прошлом году решили опробовать новую модель и первыми среди телеком-компаний в России создали свою венчурную студию. У нас она называется «Продуктовая фабрика». Здесь мы уже не ждем идей от стартапов, а сами находим технологические тренды и определяем новые ниши для запуска продуктов. Вместе с партнером за три—шесть месяцев команда «Продуктовой фабрики» создает и тестирует прототип продукта, собирает обратную связь от клиентов, проверяет гипотезы и выпускает решение на рынок.

Первый продукт студии — голосовой ассистент Ева для обработки звонков, на которые абонент не хочет или не может сразу ответить. Сейчас Евой пользуются московские клиенты оператора, но уже осенью решение масштабируют на всю Россию.

У каждой из моделей работы со стартапами — свои сильные стороны. «Песочница» позволяет отсмотреть рынок, увидеть самое интересное и тут же опробовать новые решения на конечных потребителях. А «Продуктовая фабрика» — найти стартап под уже готовую бизнес-идею и за короткое время вывести на рынок востребованный продукт.

Но нужная идея может родиться и внутри корпорации, и в стартапе. Поэтому мне видится, что комбинация сразу нескольких форматов работы с инновациями — залог успеха.

Фото: Пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
«Вы же не станете писать эссе о том, что у вас 10 пальцев на руках»»: как сериал «Нетипичный» на Netflix рассказывает о людях с РАС «Вы же не станете писать эссе о том, что у вас 10 пальцев на руках»»: как сериал «Нетипичный» на Netflix рассказывает о людях с РАС

Почему «Нетипичный» — один из лучших сериалов о людях с особенностями

Forbes
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Великолепная семерка — лучшие китайские автомобили прямо сейчас Великолепная семерка — лучшие китайские автомобили прямо сейчас

Такие машины Тольятти и не снились…

Maxim
С деньгами на выход С деньгами на выход

Как основателю стартапа привлечь инвестора с максимальной выгодой

РБК
5 необычных научно-популярных книг, которые вы могли пропустить. А зря! 5 необычных научно-популярных книг, которые вы могли пропустить. А зря!

Подборка из пяти необычных научно-популярных книг

Популярная механика
Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций

Игорь Рябенький — о том, как оценивать стартапы, кто такие бизнес-ангелы

РБК
Окно во двор: мини-гид по российской стрит-фотографии Окно во двор: мини-гид по российской стрит-фотографии

Кто в России представляет стрит-фотографию

Esquire
Ген перемен Ген перемен

Как биотехнологии преобразуют мир и кто за это заплатит

РБК
Кого бы почитать: лучшие современные писатели России Кого бы почитать: лучшие современные писатели России

Наша чертова дюжина отечественных литераторов

Playboy
Деньги на НИИ-ЧАВО Деньги на НИИ-ЧАВО

Почему наука и бизнес в России так далеки друг от друга

РБК
Точно не соскучишься: 12 прикольных игр для веселой компании Точно не соскучишься: 12 прикольных игр для веселой компании

Не знаете, во что поиграть в компании взрослых? Вам сюда

Playboy
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Нейросеть изучит физику толпы для обучения урбанистических роботов Нейросеть изучит физику толпы для обучения урбанистических роботов

Технология, которая позволит изучать физику толпы и законы роевого поведения

Популярная механика
Школа контента Школа контента

Создавайте тексты, которые продают

kiozk originals
Картина «Не ждали»: новое лицо оппозиции Картина «Не ждали»: новое лицо оппозиции

Кого и чего на самом деле не ждали герои картины «Не ждали»

Вокруг света
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Опасный возраст Опасный возраст

Со временем мы ловим себя на мысли, что дата рождения заслоняет нас самих

Cosmopolitan
И вечный бой И вечный бой

Оттираем тяжелые пятна – быстро, легко и без следа

Лиза
Мурашки по коже: как Синди Кроуфорд создала косметический бренд стоимостью $400 млн Мурашки по коже: как Синди Кроуфорд создала косметический бренд стоимостью $400 млн

Синди Кроуфорд обеспечила своей компании выручку $100 млн ежегодно

Forbes
Оптические иллюзии Оптические иллюзии

Практичные советы по обустройству компактной квартиры

Добрые советы
«Я его обожала»: измены принцессы Дианы, дочери Елизаветы II и других монархов «Я его обожала»: измены принцессы Дианы, дочери Елизаветы II и других монархов

Члены королевской семьи иногда попадают в скандальные истории

Cosmopolitan
Законы муравейника: как муравьи научились оперировать абстрактными понятиями и выбирать профессию Законы муравейника: как муравьи научились оперировать абстрактными понятиями и выбирать профессию

За последние годы муравьи успели удивить ученых

Вокруг света
«Найди мне папика-сабмиссива»: как живется элитному свату в Гонконге «Найди мне папика-сабмиссива»: как живется элитному свату в Гонконге

Джей Джей Ву Чанг помогает безумно богатым азиатам найти свою вторую половинку

Cosmopolitan
«Делами, не словами»: как Эммелин Панкхерст добилась избирательного права для женщин «Делами, не словами»: как Эммелин Панкхерст добилась избирательного права для женщин

Суфражистки под руководством Панкхерст они добились для женщин права голосовать

Forbes
«Мне говорили гадости в лицо»: как я стала первой моделью с ДЦП в России «Мне говорили гадости в лицо»: как я стала первой моделью с ДЦП в России

Анастасия Аброскина — о том, каково это, быть быть первой в России моделью с ДЦП

Cosmopolitan
Оценка первого «единорога» в портфеле «Роснано» выросла до $2 млрд Оценка первого «единорога» в портфеле «Роснано» выросла до $2 млрд

Новосибирский производитель графеновых нанотрубок привлек $100 млн инвестиций

Forbes
Водка, мафия, спортивки и призраки: главные современные стереотипы иностранцев о России Водка, мафия, спортивки и призраки: главные современные стереотипы иностранцев о России

Пять самых распространенных заблуждений о России у иностранцев

Вокруг света
Расследование исчезновения трехлетней Мэдлин Маккан. Отрывок из книги Расследование исчезновения трехлетней Мэдлин Маккан. Отрывок из книги

2007 года из номера португальского отеля пропала трехлетняя Мэдлин Маккан

СНОБ
Бытовая магия: как превратить пикник в магический и какие провести ритуалы Бытовая магия: как превратить пикник в магический и какие провести ритуалы

Волшебные вещи, которые сделают вылазку на природу по-настоящему волшебной

Cosmopolitan
Открыть в приложении