Бесцельный запрет: может ли правительство отказаться от сдерживания цен на бензин
За попытки притормозить рост цен платит не только бизнес, но и бюджет, который платит компенсацию нефтяным компаниям. Возможно, стоит сократить эти выплаты и больше инвестировать в строительство дорог и общественный транспорт, полагает руководитель практики консультирования по нефти и нефтепродуктам компании Argus Сергей Агибалов
Предложение Минэнерго запретить экспорт бензина возвращает нас на десятилетие назад. В мае 2011 года правительство ввело заградительную пошлину на экспорт бензина, чтобы удержать дополнительные объемы топлива на внутреннем рынке. С тех пор прошло несколько циклов налоговой реформы, а российские НПЗ провели значимую модернизацию перерабатывающих мощностей. В прошлом году из России было экспортировано рекордное количество бензина. И вроде бы это тот самый желанный экспорт продукции с высокой добавленной стоимости, а не базового сырья. Но власти вновь готовы ввести жесткие ограничения. Что это значит — провал регулирования последнего десятилетия, превратности рыночной конъюнктуры или единственная эффективная мера, чтобы обуздать строптивые нефтяные компании.
Оптовые цены на бензин в последние недели обновляют рекорд за рекордом. В Европейской части России средние цены на бензин АИ-95 превысили 60 000 рублей за тонну. Цена на АИ-92 вплотную приблизилась к 58 000 рублей — на 28% выше, чем в начале года. Это вызывает опасения, что с некоторым лагом рост оптовых цен затронет и розницу, хотя пока рост розничных цен с начала года составил 5,2% на фоне официальной инфляции порядка 4,5%. При этом правительство настаивает, что рост цен на топливо должен быть в пределах инфляции.
И здесь можно задаться вопросом — а те ли цели преследует правительство? Чтобы ответить на него, стоит посмотреть на индустрию в более широкой перспективе.
Ценовой расклад
Помните, сколько стоил бензин в 2010 году? Ответ вас, скорее всего, удивит — средняя розничная стоимость АИ-92 составляла всего 22,4 рубля за литр. В конце июля 2021 года бензин, по данным Росстата, стоил уже 45,6 рубля. То есть за последние 10 лет темп роста цен на бензин составлял 6,7% в год, при среднегодовой официальной инфляции в эти же годы 6,5%. Так что на длительном горизонте цены на бензин растут на уровне близком к инфляции, хотя и с большими вариациями по отдельным годам. Например, в 2015-м, на фоне всплеска инфляции до 15,5%, бензин подорожал всего на 6,4%. Но затем все наверстал — в 2018 году, при замедлении инфляции до рекордно низкого уровня в 2,9% год к году, цены на бензин подскочили на 9,9%. Тогда властям пришлось прибегнуть к заморозке цен (на высоком уровне) и временному снижению акцизов.