Технологии / Ethereum
Блокчейн в эфире
Станет ли блокчейн новой экономической идеей России.
На рубеже XIX и XX столетий физики пытались обнаружить субстанцию, в которой распространяются световые волны, — эфир. Поиски оказались безуспешными, и после того как эксперименты Майкельсона и Морли похоронили идею эфира, он остался только в словаре телевизионщиков и научных фриков.
Но в XXI веке эфир вернулся и стал дорог людям, которые физикой никогда и не интересовались. Канадский программист российского происхождения Виталик Бутерин создал одноименную криптовалюту, которая стала второй по капитализации после биткоина. Более того, капитализация эфира сравнима со стоимостью крупных сырьевых компаний, например российского газового гиганта «Новатэк» ($35 млрд).
Создатели биткоина хранят анонимность, а представители некоммерческой организации Ethereum Foundation, занимающейся развитием эфира, активно работают с правительствами всего мира.
Справедливый мир
У людей, меняющих мир, есть кое-что общее: многие из них в юности бросают университет ради идеи или проекта. Виталик Бутерин с родителями переехал из подмосковной Коломны в Канаду, когда ему было шесть. Он вырос в Торонто, поступил в Университет Уотерлу, но ушел с первого курса, «заболев» идеей блокчейна. Сначала изучал возможности биткоина, а в 2013 году в возрасте 19 лет создал свою блокчейн-платформу Ethereum. И стал звездой цифрового мира.
На публике Виталик, как правило, появляется в обществе Владислава Мартынова, который работал в штаб-квартире Microsoft, а позже стал вкладываться в российские стартапы, в частности вложился в Yota Devices. По его словам, отец Виталика Дмитрий Бутерин — его старый друг и у них несколько совместных бизнесов, первый они организовали еще в конце 1990-х. Так что Мартынов давно следил за развитием юного программиста. Войдя в наблюдательный совет Ethereum Foundation, он взял на себя GR и связи с корпорациями — «чтобы создать экосистему, вырастить разработчиков».
Самое известное применение блокчейн-систем — криптовалютные сети, они позволяют совершать быстрые переводы цифровых денег с небольшой комиссией. Собственную криптовалютную сеть Ethereum Foundation Бутерин запустил в 2015 году. Денежная единица — эфир (в русскоязычном криптосообществе ее иронично называют «кефиром»). Но криптовалюта — это только небольшая часть функциональности блокчейн-платформ.
IT-системы могут обеспечивать заключение и исполнение соглашений между сторонами в электронной форме без контроля третьей стороны (например, банков) — подобно тому, как в прежние века расписка известного купца могла служить гарантией сделки и заменителем денег.
При электронном переводе денег со счета на счет для экономии места и повышения безопасности остается цифровой отпечаток — хэш, подделать который невозможно без изменения текста договора (даже лишний пробел дает кардинально другое значение хэша). Далее несколько транзакций объединяются в один блок, и создается общий цифровой отпечаток транзакций, входящих в этот блок и предыдущий блок. Чтобы подменить информацию, надо не просто подменить запись в одной транзакции (что само по себе трудно осуществимо), но и подобрать цифровые подписи для всех последующих блоков, так как в их цифровых отпечатках опосредованно учитываются хэши предыдущих транзакций. Чем раньше совершена транзакция, чем глубже надо нырнуть, больше блоков подделать. Записи о транзакциях распределены между компьютерами участников криптосообщества — примерно так же распределено между пользователями хранение контента, скачанного в торрентах. Раз единого центра хранения записей о транзакциях нет, уничтожить его централизованно невозможно: вывод из строя одного узла и даже части узлов сети не помешает сообщаться остальным.
Открытый исходный код позволяет создавать свои версии платформы, а также имплементировать ее в уже существующие продукты. Например, вместо денег в реестрах может быть записана передача прав собственности, продукта в цепочке поставок и другие операции, а сделка заверяется согласием сторон, скрепленным цифровыми подписями. Таким образом устраняется необходимость в сторонних организациях — агентах, нотариусах и т. п. «Мы создаем Ethereum, чтобы сделать мир более открытым и справедливым, чтобы он меньше зависел от посредников, корпораций-монополистов. Потенциально блокчейн может освободить талантливых людей от посредников: снизит зависимость авторов от продюсеров, стартапов — от венчурных капиталистов... А в будущем на блокчейне можно провести самые справедливые выборы, где будет учтен каждый голос», — мечтает Мартынов. Звучит впечатляюще. Но пока блокчейн-платформы все еще нуждаются в офлайн-поддержке. Те же базы объектов недвижимости кому-то придется создать, а суды должны признать записи в реестре имеющими законную силу. Пока на такое решаются только отдельные регионы, но многие государства уже пытаются понять, что несет им блокчейн, неоправданный риск или возможности, сравнимые по доходам с добычей природных ресурсов.
Контракты с умом
Возможно, самым важным моментом в создании биткоина был алгоритм для закрытия блока, который обеспечил эмиссию криптовалюты и привлек к ней внимание миллионов пользователей. Он применяется и в эфире. Для закрытия блоков используется протокол proof-ofwork (PoW), который требует выполнить очень сложную вычислительную операцию.