Филолог Олег Лекманов — о книгах, которые он читает вслух

Самый главный критерий
У нас с женой есть традиция — мы читаем книги вслух. Недавно закончили одиннадцатую книгу из цикла детективов норвежца Ю Несбё про Харри Холе. Это немного Шерлок Холмс в современных реалиях и немного сериал, вроде «Игры престолов», с кровью, жестокостью, сексом и неожиданными сюжетными ходами. Обычно мне скучно читать детективы, потому что я всегда слишком рано угадываю преступника, а здесь все так хитро построено, что не догадаешься.
Мы перечитываем и книги, изданные давно, — сейчас это «Занимательная Греция» Михаила Леоновича Гаспарова. Я очень высоко ставлю его не только как филолога, но и как писателя. Когда меня спрашивают, кто лучший прозаик последних 30 лет, то в списке из 4-5 имен обязательно будет Гаспаров. Мы все в детстве читали «Легенды и мифы Древней Греции» Куна — так вот, мне кажется, что «Занимательная Греция» лучше.
В дальних планах у нас с женой в планах перечитать — она во второй или третий раз, а я в двадцатый или тридцатый — «Войну и мир» Толстого. Мне очень понравился сериал BBC по роману, поэтому интересно будет сравнить впечатления. Вообще мой критерий прост: что я с женой вот так, вслух, перечитываю, то и люблю.
Книги для перечитывания
Есть книги, которые устроены как бы специально для перечитывания. Например, «Дар» Набокова. Вообще, «Защиту Лужина», «Лолиту» и другие набоковские романы можно открывать много раз. То же самое с романами Диккенса, книгами вроде «Войны и мира», «Капитанской дочки», «Сентиментального путешествия» Стерна — сколько не читай, столько раз они поражают новыми смысловыми оттенками.
Есть книги, которые устроены как бы специально для перечитывания. Например, «Дар» Набокова
Есть писатели, которых я очень люблю и готов читать бесконечно. Например, Пруст — семь томов «В поисках утраченного времени». Но в них надо погружаться. Стоит остановиться, отложить денька на два — и все, надо начинать заново. Вот «Мертвые души» я могу открыть с любой страницы. Меня в них цепляет количество смешных и разных подробностей о русской жизни того времени — я наслаждаюсь просто каждым гоголевским словечком.
Книги, которые лучше оставить в детстве
Я регулярно перечитываю книги, которые любил в детстве. Некоторые, естественно, разочаровывают. Например, Жюль Верн. В детстве я его очень любил. «Таинственный остров» был одной из моих самых любимых книг. Недавно заболел, начал перечитывать, думал, получу удовольствие. Но оказалось, что это невозможно устаревшая, плохо написанная проза.