От первой столицы России к «городу-университету»: Андрей Никитин о том, как меняется Новгородская область
Андрей Никитин занимает пост губернатора Новгородской области семь лет — с 2017 года. С самого начала этого срока главными направлениями его работы стали борьба с бедностью, привлечение инвестиций, модернизация здравоохранения и образования на разных уровнях, а также популяризация роли Новгорода в истории России. Активная работа ведется в социальной сфере — запущены проекты по развитию человеческого капитала, семьи с детьми получают поддержку в разных формах. Сейчас перед регионом тоже стоят серьезные вызовы — участие в строительстве ВСМ между Москвой и Петербургом, создание нового генплана областной столицы, реализация концепции «Город-университет». Обо всем этом — в нашем интервью.
Зачем Великому Новгороду новый генплан
Вы часто говорите о том, что Новгород при всей его исторической значимости не должен восприниматься исключительно через призму прошлого и древности, о том, что Новгородчина должна интересовать людей своей современностью. Это должен быть важный центр развития. Какие направления для этого необходимо реализовать в первую очередь?
Есть три взаимосвязанные задачи, которые невозможно решить отдельно друг от друга. Первая — это качество и масштаб новгородского образования. Я, конечно, не профессиональный историк, а дилетант-любитель, но, на мой взгляд, Новгород в свои лучшие годы достиг всех своих успехов благодаря повальной грамотности и тому, что новгородцы были свободными предприимчивыми людьми, они не боялись открывать новые горизонты. Это выгодно отличало жителей новгородской земли от любых других российских территорий. И именно потеря этих традиций по вине Ивана Грозного привела к тому, что город оказался не на острие истории, а где-то на задворках.
Поэтому вопрос технического, гуманитарного образования и взаимосвязи между ними — ключевой. На мой взгляд, мы живем в интересную эпоху. Потому что с XVI века, начиная от Леонардо да Винчи, образование все более фрагментировалось, специализации становились все более узкими. А сейчас мы наблюдаем обратный процесс. Например, невозможно сегодня тренировать нейросети, если ты не умеешь программировать и одновременно с этим не знаешь русский язык. Невозможно быть хорошим врачом, не понимая математику и принципы работы новых цифровых систем. Сейчас в образовании идут синтетические процессы. Поэтому важно, чтобы в нашем университете, в колледжах за техническими науками развивались и гуманитарные. Без этого нельзя.
И образование должно быть не только для новгородцев. Двери наших учебных заведений открыты для всех, кто хочет приехать к нам учиться.
Вторая задача вытекает из первой — это развитие экономической базы. У нас очень неплохая структура промышленности в регионе, довольно разнообразная. Начиная от атомной, это ПАО «Контур», заканчивая изделиями народных промыслов. Кроме «Акрона» нет суперкрупных компаний, от которых экономика региона зависела бы критически. Даже если смотреть на статистику за 2022 год, когда у нас сильно просел лес, но налоговая база выросла. Да, в одном секторе что-то пошло не так, но в другом начался серьезный рост. Желательно, чтобы разнообразной промышленности в области было больше. Для этого мы создаем условия, особые экономические зоны и другие точки привлекательности. Новгород должен стать модным местом для инвесторов и промышленников. Этот тренд уже развивается, мы видим это по спросу на выпускников наших университета и колледжей.
И третье направление — регион должен соответствовать современным стандартам качества жизни. Спасибо академику Щусеву за план восстановления Новгорода после войны — благодаря ему у города есть хороший задел. Сама структура города крайне интересная и приятная для жизни. Этот потенциал нам необходимо развивать. Да, у нас перед глазами есть примеры не самых удачных градостроительных решений прошлого — это и абсолютно безликий советский Западный микрорайон. Или те же Ивушки, которые сделаны относительно неплохо в сравнении с районами-человейниками в мегаполисах. Но инфраструктурные ограничения там довольно серьезные.
Новгород должен оставаться зеленым городом, где удобно и приятно ходить пешком, гулять и интересно проводить досуг. При этом, конечно, нельзя забывать про Боровичи, Старую Руссу и другие наши прекрасные города.
Нет ли опасения, что из-за потенциального экономического роста в Новгород станет приезжать больше людей для работы и жизни, город разрастется и перестанет быть комфортным?
Для решения этой задачи нам необходим новый генплан. Как только я узнал, что принято решение о строительстве ВСМ между Москвой и Петербургом, я собрал коллег, мэра города и главу Новгородского района, попросил их вплотную заняться генеральным планом. С точки зрения современной урбанистики создание такого документа — это сложная наукоемкая работа. С другой стороны, должен быть общественный консенсус. Генплан обсуждается людьми, и они могут договориться о том, каким мы хотим видеть город. Например, нужны ли во дворах парковки для машин или их стоит проектировать снаружи? Или разработка местных норм проектирования, которые позволят на первых этажах размещать поликлиники, детские сады и иные учреждения. Сейчас это невозможно сделать ни в одном новом доме. Да, там можно открыть ФАП. Но детскую поликлинику не откроешь, потому что для нее прописаны другие нормы: выше потолки, другая схема вентиляции и так далее. Понятно, что для бюджета выгоднее и правильнее, чтобы детский сад был рядом с домом. Он не должен быть гигантским, нужен небольшой. Элементарно дешевле содержать детсад, который является частью дома, а не отдельным зданием. При этом в тех же больших школах определенный смысл есть. Да, по этому вопросу есть разные мнения, но аргументы «за» имеются. А вот чтобы попасть в детский сад, мама должна максимум пройти через двор. К этому нужно стремиться. И для этого нужны новые нормы.
Какие еще принципы должны быть заложены в новый генплан?
Самый главный принцип — это должен быть документ для людей. В нем нужно отобразить те идеи, с которыми согласились жители. Ведь любое решение имеет свою цену. И, очевидно, квартира в доме из железобетонных коробок без парковок будет дешевле, чем в доме, где парковка вовне. Но вот готовы ли мы платить чуть больше, но жить качественнее? Именно это решение и должны принимать люди.