Вечная Румыния и новая румынская волна

WeekendСобытия

Стоячее время

Вечная Румыния и новая румынская волна

Текст: Ксения Рождественская

«12:08 к востоку от Бухареста». Корнелиу Порумбою, 2006. Фото: 42 Km Film

Новая румынская волна появилась в ХХI веке и отменила «конец истории», превратив историю своей страны в своеобразную капсулу времени. Лучшие румынские режиссеры, кажется, подзаряжаются от этой капсулы, снова и снова исследуя законы эпохи Чаушеску и его «золотого века». Персонажи главных румынских режиссеров — Кристиана Мунджу, Кристи Пую, Корнелиу Порумбою и Раду Жуде — по-разному лгут, по-разному спешат и по-разному опаздывают, но живут они все среди бескрайних сорняков социалистического рая. Как будто эпоха румынского застоя никуда не делась, как будто нет другого уюта, кроме этих серых стен. Тут маленькие люди медленно проживают свои маленькие ненужные жизни. Тут уютно синеет, сереет, зеленеет, гниет повседневность. История не кончается, а длится и длится. Благословенная стабильность, непоколебимая логика застоя, красота докладных и поэтика отчетов.

Кристиан Мунджу: экономика

Один из самых известных фильмов румынской новой волны, если не самый известный румынский фильм вообще,— «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджу, получивший в 2007 году «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Это квинтэссенция румынского кино, фильм не просто о «маленьком человеке» посреди вязкой, серой социалистической реальности 1980-х, но о товарно-денежных отношениях периода застоя, о том, как весь мир оказывается общежитием, гостиницей, автобусом, в котором появился или вот-вот появится контролер. «4.3.2» фокусируется на студентке, которая ищет последовательно деньги, гостиницу, пачку «Кента», гладиолусы, врача, деньги, место, куда выкинуть абортированный плод; при этом все это нужно не ей. Беременна ее подруга, сама же она, заплатив за чужой аборт слишком дорого, просит «никогда больше об этом не вспоминать».

«4 месяца, 3 недели и 2 дня». Кристиан Мунджу, 2007. Фото: BV McCann-Erickson, Mindshare Media

Мунджу подробно исследует экономику развитого социализма, эпохи, когда «еда была важнее денег и важнее свободы»,— идеальная формулировка из альманаха «Сказки золотого века», задуманного и собранного Мунджу из абсурдных и анекдотичных короткометражек. Он рассказывает реальные истории, известные каждому, кто жил в эпоху стабильности: о фотографии лидера, на которой одна шапка у лидера на голове, а другая в руках, или о карусели с партработниками, которую нельзя остановить. Со стороны это кажется смешным и абсурдным, изнутри это логичный, строгий, ясный, удобный мир, над которым смеяться могут лишь те, кто не катался на этой карусели. Что на что можно поменять, чем заплатить за работу, что отнимут, если ошибешься,— формулировка «товар—деньги—товар» в этом обществе не работает, тут важно найти правильных людей, узнать, какой именно товар им нужен, понять, на что ты готов пойти, если хочешь что-то получить.

«Сказки золотого века». Кристиан Мунджу, 2009. Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP

Кристиан Мунджу почти в каждом своем фильме рассматривает, как ведет себя человек, который в отсутствие денег вынужден сам становиться товаром. Ту же самую историю Мунджу повторяет в «Выпускном», снятом через девять лет после «4.3.2»: отец хочет, чтобы дочь «пробилась в цивилизованный мир», сдала экзамен, уехала из Румынии. Для этого надо немножко наврать, кого-то подмазать, кого-то уговорить. Чем-то заплатить. Например, самим собой — как минимум собственной совестью.

«Сказки золотого века». Кристиан Мунджу, 2009. Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP

Кристи Пую: этика

Пую, автор «Смерти господина Лазареску», почти в каждом фильме интересуется тем, как ведет себя человек, который в отсутствие воздуха вынужден умирать. Что происходит вокруг него, какие силы выносят его из этой жизни, какие силы тащат его обратно. Экономическая сторона дела интересует его гораздо меньше, хотя блок «Кента», который искала героиня «4 месяцев, 3 недель и 2 дней», появлялся и в раннем фильме Пую. В «Блоке "Кента" и пачке кофе» — коротком метре, в котором пожилой отец, двух лет не доработавший до пенсии, и преуспевающий сын обсуждали, как отцу устроиться на новую работу. Блок «Кента» и пачка «Лаваццо» — вот цена его новой работы; новые времена вроде бы наступили, но взятки остались прежними.

«Блок "Кента" и пакет кофе». Кристи Пую, 2004. Фото: Temple Film

Пую прекрасно понимает, что новые времена — точно такие же, как старые, разве что цвета чуть ярче. Но основа мира остается той же: блок «Кента» и добрососедские отношения. Этот мир, не сильно измененный революцией, вызывает у героев Мунджу паническую атаку, у героев Пую скорее умиление, но суть одна: все их герои оттуда, из этого длящегося прошлого, которое притворяется настоящим.

«Смерть господина Лазареску», один из лучших фильмов новой румынской волны, рассказывает, по формулировке самого режиссера, «о тотальном одиночестве человека перед лицом смерти». Алкоголика, кошатника, никому не нужного больного старика. Время действия не так уж и важно, но перед нами, и это очевидно, дрожащее синеватое желе вечного застоя, вечной Румынии, в которой буква закона всегда важнее человека, коридоры всегда бесконечны и люди могут друг другу помочь, но не могут друг друга спасти. И никаких метафор: господин Лазареску умирает; нет, он не Лазарь, он не выйдет вон.

«Смерть господина Лазареску». Кристи Пую, 2005. Фото: Mandragora

В более позднем фильме Пую, «Сьераневада», семья собирается на сороковины и никак не может начать застолье: и опять же автор не имел в виду, что народ никак не может похоронить саму эпоху «социалистического рая», сесть уже наконец за стол, наесться, погоревать, отпустить умершего. Румынское кино антиметафорично, все метафоры — в глазах смотрящего. Эта квартира времен развитого социализма, в которой доживают свои жизни стареющие конспирологи, диссиденты, обманщики, правдорубы,— это не метафора, а реальный мир, который так и не двинулся вперед, так и не смог избавиться от самого себя, так и остался «вечной Румынией», замкнутой, строгой, безжалостной. Нежной. Кто-то из персонажей «Сьераневады» спрашивал: что, если мы проморгали второе пришествие? Здесь не может быть второго пришествия: кто бы ни пришел, он так и будет топтаться в дверях.

«Сьераневада». Кристи Пую, 2016. Фото: Alcatraz Films, ARTE

Корнелиу Порумбою: грамматика

Для Корнелиу Порумбою в эпохе застоя самое важное, самое отталкивающее и самое душераздирающее — законы. Законы грамматики (немалая часть его шедеврального антитриллера «Полицейский, имя прилагательное» посвящена разбору частей речи). Законы истории. Футбольные правила. Уголовное и административное право.

«Полицейский, имя прилагательное». Корнелиу Порумбою, 2009. Фото: 42 Km Film

Технически «Полицейский, имя прилагательное» — детектив о полицейском, расследующим дело о наркотиках, но на самом деле это история, вырастающая из официальных бумаг и Большого румынского словаря социалистических времен, история о том, как местоимение «я» или «он» теряется в толпе прилагательных. Больше всего режиссера интересует, может ли нравственный закон внутри нас оказаться сильнее, чем законы грамматики. Могут ли законы сказки оказаться логичнее, чем законы общества («Сокровище»).

И конечно, он восторженно наблюдает за людьми, которые создают собственную грамматику, собственный язык, подвергают ревизии существующие правила. О румынской революции Порумбою снял фильм «12:08 к востоку от Бухареста», второе название которого — «Было или не было?» — объясняет отношение режиссера к эпохальным событиям. Румынские драмы и трагикомедии, в которых речь шла об этой революции,— например, «Как я провел конец света» Кэтэлина Митулеску или «Бумага будет синей» Раду Мунтяна — рассказывали истории людей, случайно попавших в разлом эпох. В фильме «Было или не было?» Порумбою отворачивается от смены эпох, его интересует лишь формальная точка зрения. Он хочет понять, произошла ли революция в одном отдельно взятом городе, то есть — был ли среди жителей города кто-то достаточно смелый, чтобы выйти на площадь до того, как Чаушеску бежал? Были ли на площади люди, начавшие отсчет новой эры с новыми правилами? В сущности, Порумбою экранизировал коан: слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет? Похоже, для героев Порумбою никакой революции и не было, эпоха не ломалась, прошлое медленно перетекло в настоящее, история застряла в самой себе.

«12:08 к востоку от Бухареста». Корнелиу Порумбою, 2006. Фото: 42 Km Film

Раду Жуде: история

Самый молодой из великих румынских режиссеров Раду Жуде заметил, что у румынского кино никогда не было эпохи неореализма, она пришла лишь в начале ХХI века. Сам он, разумеется, к неореализму отношения иметь не хочет, хоть и работал ассистентом у Пую на «Смерти господина Лазареску». Он — неодеконструктор, неореконструктор, шут гороховый, одновременно «Шарли Эбдо» и тот, кто приходит убивать авторов «Шарли Эбдо». Тем не менее замечание о неореализме удивительно точное: новая румынская волна — это реализм, которого не было, поэтому теперь этот неореализм не только есть, но и обживает сразу всю эпоху Чаушеску.

В последнем фильме Раду Жуде «Не ждите слишком многого от конца света» героиня Анжела, ассистент продюсера доккино, мотается по городу, записывая интервью о несчастных случаях на производстве. Между делом «для снятия стресса» она ведет матерный видеоблог от имени гопника-мизогина Бобицы (пародия на британского интернет-фрика Эндрю Тейта), не обращая внимания на то, что видеомаска с нее то и дело слетает. Так и надо. Так ведет себя весь мир. Жуде, убийственно точный, циничный за гранью непристойности, предлагает свою версию конца света, бросая в адский котел с нефтью все, что попадает под руку: Уве Болла, Гёте, Овидия, идиотские анекдоты, реальные истории, пустые песенки по радио и — самое важное — фильм 1981 года «Анжела едет дальше», с которым, как сразу сообщают титры, комедия Жуде находится в диалоге, а то и в «переплетении». Героиня того фильма, таксистка Анжела, развозила клиентов, то и дело поглядывая на монтировку: вдруг пассажиры от комплиментов и оскорблений перейдут к чему-то большему. Жуде замедляет старое кино, вглядываясь в лица людей последнего десятилетия правления Чаушеску,— а потом приводит свою героиню, молодую Анжелу, к постаревшей таксистке Анжеле. Он сталкивает фикшен начала 1980-х и сегодняшний фикшен — и смотрит, как из их столкновения рождается постправда.

«Не ждите слишком многого от конца света». Раду Жуде, 2023. Фото: 4 Proof Film, Bord Cadre Films, Kinorama
«Не ждите слишком многого от конца света». Раду Жуде, 2023. Фото: 4 Proof Film, Bord Cadre Films, Kinorama

Жуде всегда интересовала большая история и природа постправды: он реконструирует то полицейские архивы («Заглавными буквами»), то Холокост («Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары»), перемешивая реконструкцию с деконструкцией, насмехаясь над тем и этим. Мариана в «Варварах» объясняет идиотизм окружающего мира тем, что «они учили историю, основанную на героических книгах и дурацких фильмах». Раду Жуде пытается взломать эту историю.

«Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары». Раду Жуде, 2018. Фото: Endorfilm, HI Film Productions, Klas Film
«Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары». Раду Жуде, 2018. Фото: Endorfilm, HI Film Productions, Klas Film

Но чтобы взломать, ее сначала надо воспроизвести. В фильме «Безумное порно» Жуде предъявлял язвительный «Краткий справочник анекдотов, знаков и чудес». Под словом «Чаушеску» в этом справочнике значилось граффити, на котором диктатор с крыльями предупреждал: «Вернусь через пять минут». Для Жуде история — это варварство, которое всегда с тобой, это манекены, которые раскачиваются над площадью на свежевыстроенной виселице. История — это вечный застой, из нее невозможно извлечь урок, ее можно лишь реконструировать, окончательно превратив в поп-культуру. Жуде дорисовывает истории крылышки, замедляет ход того, что уже прошло, входит в историю как варвар — и расшатывает, разваливает «золотой век», заставляет его если не оживать на экране, то хотя бы по-настоящему умирать.

***

В фильме Кристи Пую «Смерть господина Лазареску» врач показывает герою часы и спрашивает, что это. Лазареску, уже теряющий дар речи, отвечает: «Время». Что бы ни снимали герои румынской не такой уж новой волны, они показывают время. Застывшее время, в котором все было понятно, все имело свою цену, свой смысл, свою ложь и свой намек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Время титанов Время титанов

Ма Яньсун — архитектор, который умеет так же хорошо строить, как и мечтать

Weekend
От инновации к коммерциализации: когда AI и IoT превратят города в салатные реки От инновации к коммерциализации: когда AI и IoT превратят города в салатные реки

Как IoT и AI могут повысить продуктивность умных ферм?

ТехИнсайдер
Сквозь мутное стекло Сквозь мутное стекло

Вышла драма из ирландской жизни с Киллианом Мёрфи

Weekend
Кто считает себя средним классом Кто считает себя средним классом

Есть ли в России средний класс и как его поддержать?

Деньги
Три пощёчины Три пощёчины

Фёдор Редлих о судьбе австрийцев в Советской России

Дилетант
«Как понять, что я нарцисс?»: 10 вопросов, которые помогут вам разобраться в себе «Как понять, что я нарцисс?»: 10 вопросов, которые помогут вам разобраться в себе

Можем ли мы увидеть нарциссические черты в себе и попытаться их скорректировать?

Psychologies
Ученые выяснили, какое занятие помогает сохранить гармонию в браке Ученые выяснили, какое занятие помогает сохранить гармонию в браке

Видеоигры могут благотворно сказываться на взаимоотношениях в паре — как?

Psychologies
Сон длиною в детство: история Эллен Сэдлер, девочки, которая проспала 9 лет Сон длиною в детство: история Эллен Сэдлер, девочки, которая проспала 9 лет

После приступа эпилепсии девочка провела в состоянии сна 9 лет

ТехИнсайдер
«Имба»: что означает популярное слово зумеров, вводящее старшее поколение в ступор «Имба»: что означает популярное слово зумеров, вводящее старшее поколение в ступор

Что такое «имба» и почему старшему поколению полезно знать сленг зумеров?

Psychologies
Сколько энергии нужно женщине, чтобы выносить ребенка? Ученые дали простой и интересный ответ! Сколько энергии нужно женщине, чтобы выносить ребенка? Ученые дали простой и интересный ответ!

Рождение ребенка обходится женщине энергетически «очень дорого»

ТехИнсайдер
Как из неудачника сделать «небесного дьявола». История создания самолета Ту-134 Как из неудачника сделать «небесного дьявола». История создания самолета Ту-134

Как туполевские авиаконструкторы создали пассажирский реактивный самолет

ТехИнсайдер
Заря суперинтеллекта: о чем говорит новый проект Ильи Суцкевера Заря суперинтеллекта: о чем говорит новый проект Ильи Суцкевера

О том, как фантастика суперинтеллекта превращается в реальность

Forbes
Дело вкуса Дело вкуса

BMW Concept Skytop как симптом

Автопилот
Как появилась знаменитая фраза Veni, Vidi, Vici Как появилась знаменитая фраза Veni, Vidi, Vici

Эту фразу повторяли и перефразировали многие мировые правители

ТехИнсайдер
Андрей Леонов: «Папа был по-детски незащищенным» Андрей Леонов: «Папа был по-детски незащищенным»

«Когда вышли «Папины дочки», я видел на лицах только добрые улыбки»

Коллекция. Караван историй
«В Китае путешествовали всегда» «В Китае путешествовали всегда»

О том, как внутренний и внешний туризм устроены в Китае

Правила жизни
На что способна техника: как умные часы отслеживают качество нашего сна и стоит ли доверять их сведениям На что способна техника: как умные часы отслеживают качество нашего сна и стоит ли доверять их сведениям

Насколько безопасно на время сна оставлять на запястье смарт-часы?

ТехИнсайдер
6 книжных новинок для тех, кто любит пощекотать себе нервы 6 книжных новинок для тех, кто любит пощекотать себе нервы

Книги-триллеры, которые точно не оставят вас равнодушными

Maxim
Город-Гилёв Город-Гилёв

Разговор с Сергеем Гилевым о каньонах, злодеях, банях и работе охранником

Правила жизни
Воспоминания из детства, которые доводят до слез: почему мы ностальгируем Воспоминания из детства, которые доводят до слез: почему мы ностальгируем

Что такое ностальгия? Почему события из прошлого кажутся нам такими счастливыми?

Psychologies
Атомщики Атомщики

Вместо 25 375 слов: главное об электромобиле «Атом»

Автопилот
10 кинопсихологов: от худшего к лучшему 10 кинопсихологов: от худшего к лучшему

Соответствуют ли кинопсихологи реальным профессиональным требованиям?

Psychologies
Картель устал Картель устал

ОПЕК+ разворачивает политику от ограничений к росту предложения

Монокль
Федор Хиросигэ Федор Хиросигэ

Петербург накрыло мощным пришествием человека-гриба — это Федор Хиросигэ

Собака.ru
Итальянец в ушанке Итальянец в ушанке

Венецианец в валенках? Не мем, а реальность! Встречайте Лоренцо Баньяти

ЖАРА Magazine
Отдохнуть в IT-парке: куда переезжают российские стартапы Отдохнуть в IT-парке: куда переезжают российские стартапы

Куда релоцировались российские технологические компании и их сотрудники

Forbes
Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда» Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

Сравнение советского самолета Ту-144 с британо-французским Concorde

Maxim
Прощай, дерево: из чего в 21 веке будут делать гитары Прощай, дерево: из чего в 21 веке будут делать гитары

Почему гитарные мастера решили использовать ламинат высокого давления?

ТехИнсайдер
Потерянная любовь: как жить, если лучшие отношения остались в прошлом Потерянная любовь: как жить, если лучшие отношения остались в прошлом

Что делать, если любовь, которую мы потеряли, была важнее всего в жизни?

Psychologies
Как общаться с вспыльчивым партнером: 3 лайфхака Как общаться с вспыльчивым партнером: 3 лайфхака

Как экологично и безопасно закончить диалог с человеком-вулканом?

Psychologies
Открыть в приложении