О том, как выстраиваются отношения российского и американского бизнеса

ЭкспертОбщество

«Санкционный механизм — это “Титаник”, но Трамп хочет договориться»

Глава американской торговой палаты о том, как выстраиваются отношения российского и американского бизнеса

Беседовали Анастасия Львова, Дмитрий Гринкевич

В московском офисе Американской торговой палаты (AmCham) посетителей встречает оригинальный натюрморт: колосья ржи на столе и альбом фотографий С. М. Прокудина-Горского «Российская империя». Глава AmCham Роберт Эйджи на вопрос, как к нему обращаться, шутит, что иногда его называют Борисом Евгеньевичем — он работает в России уже больше 30 лет. Но в первые месяцы после февраля 2022‑го, по словам Эйджи, было не до шуток. Хотя AmCham призывала американские компании не нервничать и сохранить присутствие в России, многие ушли — прямые санкционные потери членов палаты он оценил в $100 млрд. Но хорошая новость в том, что обе стороны, похоже, хотят договориться. Сама история подсказывает, что между Россией и США еще как минимум со времен императрицы Екатерины II выстраивались дружественные отношения.

Давайте вернемся в 2022 год. Если, например, заморозка российских резервов в целом прогнозировалась, то массового исхода западных компаний мало кто ожидал. Вы в те дни просчитывали такой сценарий?

Для нас это тоже было полной неожиданностью. Тогда в целом время было тяжелое. С точки зрения напряженности работы начало пандемии и закрытие границ может показаться праздником. Каждую неделю вводили новые санкции, надо было за этим следить и анализировать, от компаний валились запросы на консультации.

Какие вопросы задавали наиболее часто?

В основном — уходить или оставаться. Мы сразу поняли, что не все компании уходят, и призывали остальных, наиболее нервных, успокоиться, взять паузу и не принимать поспешных решений.

У вас была разработана какая-нибудь методичка?

Нет, никакой методички не было, поскольку каждый случай индивидуален. У нас было две задачи: дать возможность компаниям общаться как с российским, так и с американским правительством. И наладить общение компаний друг с другом. И мы фактически выступали как площадка для коммуникации бизнеса с органами власти России и США и между собой. С помощью консультантов и юристов, членов Палаты отрабатывали с властями и с компаниями те риски, которые для них возникали в случае абсолютного ухода, сокращения деятельности в России или полноценного сохранения здесь бизнеса.

Например, был введен запрет на экспорт IT-услуг из США. У таких компаний не было другого выхода, кроме как уйти. Помимо этого, были еще и контрсанкции, проблемы с логистикой, которые делали бизнес экономически нецелесообразным и так далее. Речь ведь шла не только об экономических рисках: многие рассматривали сохранение бизнеса в России как репутационный риск.

AmCham что-нибудь заработала на этом?

Мы не коммерческая организация, заработок не наша цель. Мы существуем только на членские взносы компаний. Так как многие компании ушли из России, соответственно, многие ушли и из AmCham, следовательно, наш бюджет сократился и мы вынуждены были серьезно оптимизировать наши расходы, причем так, чтобы это не отразилось на качестве услуг для наших членов. Так как мы не юристы, мы переадресовывали компании к участникам этого рынка, членам AmCham. Вообще, период активного введения санкций стал золотым временем для консультантов и юристов, хотя, конечно, очень напряженным.

В интервью РБК вы приводили три типа реакции компаний на санкции и геополитическое обострение: уход со скандалом, управляемое сокращение бизнеса с сохранением присутствия, продолжение работы в России. Есть ли отраслевая или еще какая-нибудь закономерность в том, как компании себя вели?

Самыми первыми ушли скандинавские компании, затем — британские, европейские, а уже потом — американские. Бизнесы из США в целом покидать Россию не хотели. Четкой градации по отраслям нет, в основном это зависело от того, какими будут потери в случае ухода и какие риски в случае продолжения работы. К началу 2022 года, по нашим подсчетам, объем прямых инвестиций американских компаний — необязательно напрямую из США, иногда через другие юрисдикции — составил около $100 млрд. Терять такие деньги — это больно.

Но некоторые решили, что лучше уходить, не считаясь с потерями. Например, одна крупная консалтинговая компания доплатила российскому менеджменту $15 млн за то, чтобы передать ему бизнес во владение. Одно из сырьевых предприятий проинвестировало в добычу в России $4,5 млрд, а продало бизнес одному из российских предпринимателей за $400 млн. Кто от этого выиграл?

Получается, рассудительные бизнесмены взвешивали «за» и «против», по сути, подбивали баланс потерь в случае ухода или продолжения бизнеса. Решения российского правительства, в частности введение и постепенное повышение «налога на выход», сыграли свою роль?

Да, сыграли. Когда дисконт стал не возможностью, а обязанностью, пыл немного охладел. Хотя к тому моменту пик исхода уже был позади.

Опционы на обратный выкуп бизнеса у менеджмента заключались на определенный срок. Они истекли или еще действуют?

В первый год санкций, то есть в 2022‑м, максимальный срок действия опционов составлял пять лет. В 2023‑м его сократили до трех лет. Сейчас такие разрешения невозможно получить в принципе. Мы проговаривали эту тему с нашими юристами, и сейчас ситуация такая: часть опционов продолжают действовать, но часть, 30%, уже истекли. При этом ведется дискуссия о том, стоит ли исполнять даже те опционы, которые действуют. На наш взгляд, конечно, правильно было бы принять их к учету. Соблюдение российской стороной этих обязательств стало бы хорошим сигналом для тех компаний, которые подумывают о возвращении.

Вы рассказывали о работе над white paper для американского правительства по вопросу снятия санкций. Что представляет собой этот документ?

Это документ на 15 страниц. В нем представлен анализ по тем отраслям российской экономики, в которых работали американские компании: FMCG, фармацевтика, медтех, инвестиционный бизнес, энергетика, предметы роскоши и так далее. Мы с компаниями оценили, какой эффект оказали санкции США, что произошло с 2022 года: какие потери понесли компании, как изменилась ситуация на рынке, долгосрочные перспективы, что можно, что нельзя и так далее. Также white paper — это просьбы или рекомендации относительно того, что можно было бы сделать, чтобы облегчить ситуацию для американского бизнеса в России.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вагон с прицепом Вагон с прицепом

Почему растут цены на ремонт железнодорожной техники

Эксперт
Топливный фронт Топливный фронт

Как советская нефтяная промышленность приближала победу

Эксперт
Тарифная петля вместо тарифного пирога Тарифная петля вместо тарифного пирога

Цены на услуги естественных монополий и ЖКХ вырвались из-под контроля

Монокль
Каждая десятая Каждая десятая

Об эндометриозе, его симптомах и способах справиться с болезнью

VOICE
Генеральная уборка Генеральная уборка

Как РГО старается уменьшить следы антропогенного воздействия

Вокруг света
Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно

Как открытие вращения Вселенной может решить загадку «напряжения Хаббла»

ТехИнсайдер
Зажигаем звезды Зажигаем звезды

Подборка историй о людях, которые двигают прогресс небывалым

ТехИнсайдер
Татьяна Геворкян: «С годами на лице проявляются все эмоции, которые мы проживали» Татьяна Геворкян: «С годами на лице проявляются все эмоции, которые мы проживали»

Телеведущая Татьяна Геворкян о том, как выглядеть стильно без больших затрат

Здоровье
«У художника нет цели — только путь» «У художника нет цели — только путь»

Зорикто Доржиев о том, как искать себя в легендах и находить на Christie’s

Weekend
Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования

Государство хочет установить правила регулирования работы маркетплейсов

Forbes
Эксперт Фомин рассказал, как предотвратить слежку за переписками на Android Эксперт Фомин рассказал, как предотвратить слежку за переписками на Android

Способы защиты переписок для пользователей Android-устройств

ТехИнсайдер
Бастарды и байстрюки Бастарды и байстрюки

На что имел право незаконнорождённый ребёнок в Средние века?

Дилетант
От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима

История первых гладиаторских боев корнями уходит еще в III век до нашей эры...

ТехИнсайдер
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
Кто же все-таки виноват Кто же все-таки виноват

«Переходный возраст» — сериал, который только вышел и уже самый обсуждаемый

Weekend
«Небывалое, страшное духовное подполье» «Небывалое, страшное духовное подполье»

Дневники Ольга Берггольц: блокада, репрессии и сила слова

Дилетант
Аналог ацтекского омичикауацтли из человеческой кости выявили среди находок из Техаса Аналог ацтекского омичикауацтли из человеческой кости выявили среди находок из Техаса

Какие ацтекские артефакты обнаружили на юге Техаса

N+1
Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист» Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист»

Гарик Сукачёв: «Что бы я ни создал, всегда критика была со знаком минус»

Караван историй
Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила» Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила»

Главный редактор рассказала о юбилейных проектах и работе редакции «Лизы»

Лиза
Я вас люблю Я вас люблю

Стоит ли признаваться в любви первой?

Лиза
У нас секса нет? У нас секса нет?

Из-за чего мужчины комплексуют в постели?

Лиза
Почему зевать — опасно? Узнайте интересные факты и мнение специалистов Почему зевать — опасно? Узнайте интересные факты и мнение специалистов

Почему сонливость и зевота — опасны?

ТехИнсайдер
Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части

Притяжение Большого Магелланова Облака может разрывать Малое Облако на части

ТехИнсайдер
Пример для подражания: Ирина Годунова Пример для подражания: Ирина Годунова

Ирина Годунова о детском интересе к программированию и верности своему пути

VOICE
Со льдом и безо льда Со льдом и безо льда

О достижениях Евгении Медведевой знают все. А чем она готова удивить в будущем?

VOICE
Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом

Подростки, которые ложатся спать раньше, как правило, обладают более острым умом

Inc.
Пережившие века Пережившие века

Обережные символы и представления о прекрасном, вшитые в традиционные ремесла

Вокруг света
Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны

Как принималось решение о том, что кенигсбергская земля отойдет Союзу

ФедералПресс
Как Мэй Хабиб заработала $285 млн на ИИ-агентах, способных заменить 90% работников Как Мэй Хабиб заработала $285 млн на ИИ-агентах, способных заменить 90% работников

Как Мэй Хабиб создает ПО на базе ИИ, которое берет на себя рутинные задачи

Forbes
Книга на выходные: как ChatGPT стал самым эффективным копирайтером «Зерокодера» Книга на выходные: как ChatGPT стал самым эффективным копирайтером «Зерокодера»

Отрывок из книги «Искусственный интеллект: путь к новому миру»

Inc.
Открыть в приложении