Эффект от разработки Удоканского медного месторождения будет минимальным

ЭкспертБизнес

За медный грош

Синергетический эффект для экономики от реализации проекта разработки Удоканского медного месторождения, который государство намерено профинансировать, будет минимальным: еще больше продукции низкого передела уйдет за рубеж. Назрела необходимость смены приоритетов

Николай Ульянов

Удоканский хребет богат полезными ископаемыми, но суровые условия серьезно осложняют процесс их извлечения. Фото: Александр Смирнов

Наблюдательный совет Внешэкономбанка принял решение профинансировать строительство первой очереди горно-металлургического комбината на Удоканском месторождении меди в Забайкальском крае, вблизи железнодорожной станции Новая Чара Байкало-Амурской магистрали. Это далеко не первая за последние десять лет попытка привлечь ВЭБ в качестве кредитора к проекту разработки Удокана.

Общая стоимость первого этапа проекта, как сообщает Минэкономразвития, — 195 млрд рублей. Из них 118 млрд рублей — синдицированный кредит ВЭБа, Сбербанка и Газпромбанка. Остальные средства должен будет обеспечить владелец лицензии на разработку Удоканского месторождения — Байкальская горная компания (входит в USM holdings Алишера Усманова).

Кредит структурирован в рамках Фабрики проектного финансирования, где Внешэкономбанк выступает в качестве оператора, а МЭР — куратора. Фабрика создана для облегчения финансирования крупных инвестиционных проектов — от трех миллиардов рублей — со сроком окупаемости до 20 лет. Один их плюсов для заемщиков в том, что государство субсидирует плавающую ставку по кредиту, привязанную к инфляции, если инфляция будет выше определенного уровня. Таким образом снижаются риски и для самого заемщика, и для кредиторов.

Соглашение о финансировании строительства Удоканского ГОКа между Байкальской горной компанией (БГК) и кредиторами было подписано в середине февраля в ходе инвестиционного форума в Сочи. Тогда сообщалось, что ВЭБ и банки-кредиторы профинансируют свою часть в следующих долях: Внешэкономбанк — 20%, Сбербанк и Газпромбанк — по 40%. Срок кредита — 12 лет. В свою очередь, председатель совета директоров Байкальской горной компании Валерий Казикаев отметил, что «участие акционеров составит не менее 30 процентов от всего объема инвестиций с учетом уже вложенных 28,5 миллиарда рублей».

За десять лет Сергей Чемезов (слева) так и не решился войти деньгами в проект по освоению Удоканского месторождения. Фото: ТАСС

Тяжелая медь

Удоканское медное месторождение — крупнейшее в стране, его запасы по российской системе оценки превышают 20 млн тонн металла. В соответствии с международной классификацией JORC ресурсы месторождения составляют 26,7 млн тонн меди, что делает его третьим в мире среди разведанных, но не разрабатываемых месторождений. Среднее содержание меди в руде — более 1%, по нынешним временам это неплохой показатель: Русская медная компания (третий по объемам производитель меди в России после ГМК «Норильский никель» и УГМК) на запущенном в 2013 году Михеевском ГОКе обогащает руду с одноименного месторождения с содержанием меди 0,4% и даже ниже. На стадии реализации у РМК также проект строительства ГОКа на Томинском месторождении, где содержание металла в руде примерно такое же.

Другое дело, что оба ГОКа находятся в Челябинской области, на Южном Урале, географические, геологические и климатические условия там существенно лучше, чем на севере бывшей Читинской области, где расположен Удоканский горный хребет. Вечная мерзлота, высокий уровень сейсмической активности, температура воздуха зимой опускается ниже минус 40 градусов — не самое приятное место для жизни и работы.

Месторождение открыто в 1949 году. С тех пор было несколько «заходов» на Удокан с целью начать разработку, в том числе во времена СССР, однако все они по разным причинам ничем не закончились.

В 2008 году Роснедра выставили лицензию на разработку месторождения на конкурс. Интерес к нему на первом этапе был серьезный. Намерение побороться за Удокан проявляли «Онэксим» Михаила Прохорова, «Норильский никель» Владимира Потанина, «Союзметаллресурс» Олега Дерипаски, однако до финала дошли Михайловский ГОК Алишера Усманова и консорциум «Русская медь» в составе УГМК, РЖД и ВЭБа. Остальные потенциальные участники сошли с дистанции до начала конкурса. Конкурс состоялся 10 сентября 2008 года, при стартовой цене 4,5 млрд рублей МГОК предложил 15 млрд за лицензию и представил инвестиционный проект разработки месторождения на общую сумму свыше 100 млрд рублей. Впоследствии лицензия была переоформлена на Байкальскую горную компанию, которая стала оператором проекта.

В сентябре 2008 года один доллар стоил невообразимые сегодня 25,5 рубля. То есть только за лицензию МГОК обязался заплатить более 588 млн долларов. Но 15 сентября американский банк Lehman Brothers объявил о банкротстве, и кризис, развитие которого многие предпочитали не замечать, перешел в активную фазу. «Тихой гавани» из России, как этого ожидал тогдашний министр финансов Алексей Кудрин, не получилось: рубль начал дешеветь, акции российских компаний вошли в пике, банки свернули кредитование. И хотя для «Металлоинвеста» (структура Усманова, в которую входит Михайловский ГОК) в целом падение рубля было выгодно, поскольку значительная часть его выручки формируется в долларах, проект освоения Удокана оказался под угрозой. Несмотря на то что МГОК почти сразу заплатил стартовую цену за лицензию, 4,5 млрд рублей, с выплатой остальной суммы он тянул почти год. Причина — инвестор пытался договориться о перенесении сроков пуска производства на Удоканском месторождении. Изначально по условиям лицензии первая очередь комбината по переработке 12 млн тонн руды и выпуску порядка 150 тыс. тонн катодной меди должна была быть готова в 2014 году. Пуск второй очереди — 36 млн тонн руды и 474 тыс. тонн меди — был намечен на 2016 год. После того как была достигнута договоренность о возможной корректировке планов ввода в строй производственных мощностей, в начале июля 2009 года, остаток суммы был переведен в адрес Роснедр. Впрочем, это был не последний перенос сроков и корректировки проекта.

Сейчас планируется, что запуск первой очереди состоится в 2022 году, мощность по переработке руды составит все те же 12 млн тонн. В презентации БГК в качестве продукции комбината указаны катодная медь (содержание меди 99,99%) и сульфидный концентрат (содержание меди порядка 45%). А общий выпуск конечной продукции первой очереди комбината указан в объеме 130 тыс. тонн. Какая доля придется на катодную медь, а какая — на медь в концентрате не сообщается.

Что касается последующего расширения мощностей, то здесь указан только объем переработки руды — 48 млн тонн в год. Строительство второй очереди запланировано на в период с 2022 по 2065 год.

Ресурсы меди по месторождениям

Денег нужно много

С момента проведения конкурса и даже до него структуры Алишера Усманова искали стороннее финансирование для этого проекта. Сначала, как раз в преддверии конкурса, была достигнута договоренность с госкорпорацией «Ростехнологии» (сейчас — «Ростех») о том, что она сможет получить до 25% в проекте. В тот момент госкорпорация рассчитывала, что ей вскоре будет передана российская доля в капитале монгольского медного комбината «Эрдэнэт», и расширение этого бизнеса за счет вхождения в удоканский проект выглядело для нее логичным. Однако фактическая передача 49% «Эрдэнэта» «Ростеху» затянулась до 2015 года, при этом сотрудничество с монгольскими товарищами не заладилось: получив после распада СССР контрольный пакет в капитале медного комбината, они действовали исключительно в собственных интересах. В итоге в 2016 году «Ростех» продал свой пакет в «Эрдэнэте» монгольской стороне. И несмотря на то, что тогда топ-менеджмент госкорпорации заявлял, что может выкупить 25% в БГК в любой момент, этого так и не случилось. Осенью прошлого года «Ростех» окончательно отказался от реализации опциона на выкуп блокпакета в БГК.

Еще один потенциальный покупатель — китайский частный инвестиционный фонд Hopu Investments. С ним шли переговоры о продаже ему 10%. Но в 2014 году они были прекращены. С одной стороны, в тот момент цена на медь шла вниз, а с другой, как говорят на рынке, переговорщики не сошлись во взглядах на стоимость доли в БГК.

Помимо получения финансирования через вхождение в капитал предпринимались и попытки получить кредиты от ВЭБа и госбанков. Причем в 2011 году «Металлоинвест» и «Ростехнологии» даже обращались с совместным письмом к тогдашнему премьеру и одновременно председателю наблюдательного совета корпорации развития Владимиру Путинус просьбой посодействовать в организации кредита на разработку Удокана в размере шесть миллиардов долларов. По замыслу просителей, ВЭБ не должен был предоставлять сам всю сумму, а мог выступить организатором финансирования, собрав пул банков для формирования синдицированного кредита. Но в итоге в апреле 2012 года ВЭБ одобрил выделение 300 млн долларов на финансирование подготовки проектно-сметной документации и ТЭО. Как сообщалось, в дальнейшем этот кредит остался невостребованным.

Следующая попытка получить деньги в ВЭБе была предпринята в 2015 году. Его наблюдательный совет к тому времени возглавил Дмитрий Медведев. В конце 2015 года в интервью телеканалу «Россия 24» Алишер Усманов был весьма оптимистичен: «И сегодня ВЭБ подтвердил нам финансирование на разработку этого проекта до стадии реализации в промышленный оборот. Мы эти деньги уже имеем». Но в феврале 2016 года в ВЭБе сменилось руководство: Владимира Дмитриева сменил Сергей Горьков. Так что в следующий раз тема предоставления кредита на удоканский проект возникла в СМИ только спустя более чем полгода: как сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на источники, близкие к ВЭБу, достигнута договоренность, что ВЭБ внесет в капитал БГК 11,4 млрд рублей (порядка 180 млн долларов), а взамен получит чуть более 10% в этой компании. Возможно, потому, что стоимость проекта «до стадии реализации в промышленный оборот» всегда оценивалась в миллиардах долларов, а не в сотнях миллионов, о том, что эта сделка состоялась, в дальнейшем уже не сообщалось.

Доли в российском экспорте, 10 основных товаров

Обрыв медной цепи

На этот раз счет идет на миллиарды долларов.

Отступать нельзя: структуры USM holdings за прошедшие десять лет уже вложили в проект освоения Удокана значительные средства, начиная с покупки лицензии за полмиллиарда долларов.

Впрочем, государство активно помогает, участвуя в проекте не только как кредитор, предоставляющий заемные деньги на льготных условиях. Так, ФСК ЕЭС, «дочка» «Россетей», для обеспечения ГОКа электроэнергией начала строительство линии электропередачи 220 кВ Тында — Лопча — Хани — Чара протяженностью 560 километров, БГК получит дополнительно 146 МВт мощности. ФСК ЕЭС инвестирует в проекты энергоснабжения удоканского комбината в общей сложности около 9,5 млрд рублей.

Уже подготовлен проект реконструкции аэропорта Чара, вложения из бюджета составят почти 1,9 млрд рублей.

РЖД в рамках проекта расширения пропускной способности БАМа и Транссиба реконструирует станцию Новая Чара.

Кроме того, руководство Дальневосточного федерального округа и Забайкальского края обсуждают создание в регионе ТОР «Северное Забайкалье». Режим территории опережающего развития позволяет предоставлять участникам существенные налоговые льготы. Под них подпадает на налог на добычу полезных ископаемых, прибыль, имущество и землю. Существенно могут быть снижены и социальные взносы — до 7,6%. Среди претендентов на статус резидента ТОР «Северное Забайкалье» — Байкальская горная компания.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин, сообщая в своем инстаграм-аккаунте о самом факте принятия ВЭБом решения по Удокану, отметил, что реализация этого проекта «согласуется с нашими планами по наращиванию российского несырьевого экспорта».

Рафинированная медь, как и алюминий, относятся, как и, например, продукция машиностроения, к категории «несыревой неэнергетический экспорт». Россия производит в год порядка 950 тыс. тонн меди. На экспорт уходит большая ее часть: в прошлом году, по данным Росстата, за пределы страны было вывезено 652 тыс. тонн на общую сумму свыше 4,12 млрд долларов. А согласно аналитическому обзору УГМК, экспорт меди и медной продукции в 2018 году составил и вовсе 819 тыс. тонн.

Учитывая географическое положение Удоканского месторождения, с большой долей вероятности можно предположить, что его продукция отправится прямиком на экспорт в близлежащие страны — Китай, Японию, Южную Корею.

В стоимостном выражении меди и вообще металлов поставляется за рубеж на существенно большие суммы, чем продукции того же машиностроения, при производстве которой эти металлы используются. А хотелось бы наоборот.

Осенью прошлого года в Челябинске было запущено производство мощных электродвигателей, которые ранее в России не производились. Медь, вернее медная проволока, — один из главных элементов этих агрегатов, ее доля в их стоимости — порядка 10%. Инвестору запуск этого производства обошелся в 12 млрд рублей. Сумма, несопоставимая с суммой инвестиций, необходимых для запуска Удокана. Но меди в России избыток, а вот тех же электродвигателей не хватает, значительное их количество мы импортируем. Причем наиболее крупный поставщик — Китай, и он же один из главных покупателей российской меди. Получается, экспортировать медь — значит обрывать цепочку создания добавленной стоимости в стране в самом ее начале.

Организовать финансирование одного крупного проекта, наверное, проще, чем десяток мелких, но все-таки смена приоритетов назрела, ведь в этом случае возникают даже не цепочки, а сети из поставщиков материалов и комплектующих, потребителей, готовых покупать продукцию высокого передела для ее дальнейшего использования уже в своем производстве или как конечное изделие.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пятнадцать лет спустя Пятнадцать лет спустя

Как с момента появления издания в России изменилась страна и герои Forbes

Forbes
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Генпланы помешали строителям Генпланы помешали строителям

Отмена генпланов поможет строить быстрее

Эксперт
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Внутренняя энергия Внутренняя энергия

Общая рублевая выручка 200 частных компаний за год увеличилась на 22,2%

Forbes
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
«От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России» «От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России»

Как появилось высшее женское медицинское образование

N+1
«Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки «Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки

Отношения в Китае: стихийные брачные рынки под открытым небом и феминизм

Forbes
Море без границ Море без границ

Bering Yachts разработала проект моторной суперъяхты Bering B165

Y Magazine
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу» Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу»

Для меня все проекты являются самыми психологически и физически затратными

Коллекция. Караван историй
Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах

Книги, которые заставляют задуматься над семейным насилием и эпидемиями

СНОБ
Путешествие к себе Путешествие к себе

Отложенная жизнь превращается из отложенных на будущее планов в призрачные мечты

Новый очаг
Как не постареть раньше времени: 9 правил Как не постареть раньше времени: 9 правил

Как сохранить молодость надолго?

Psychologies
Прощай, молодость: что такое кризис среднего возраста и как с ним справиться Прощай, молодость: что такое кризис среднего возраста и как с ним справиться

Как проявляется кризис среднего возраста и что поможет его пережить

Forbes
Восход и закат Великой Восход и закат Великой

«Золотой век» дворянства, крепостной гнет и реформы царствования Екатерины II

Знание – сила
Женщина за рулём Женщина за рулём

Именно женщина первая села за руль первого автомобиля

Новый очаг
Приятель Гая Ричи, партнер Кортни Кокс и враг Дэдпула: все фильмы Дэвида Бекхэма Приятель Гая Ричи, партнер Кортни Кокс и враг Дэдпула: все фильмы Дэвида Бекхэма

Актерская карьера экс-футболиста Дэвида Бекхэма

Forbes
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
«Вдохновляющее порно»: как массовая культура использует образы людей с инвалидностью «Вдохновляющее порно»: как массовая культура использует образы людей с инвалидностью

Почему создателей фильмов про людей с инвалидностью критикуют?

Forbes
Сера преткновения Сера преткновения

Каким радикальным способом разрубили норильский экологический узел

Монокль
Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны

Как Фарман Салманов изменил Сургут?

Forbes
Открыть в приложении