Выживут только платформы
Куда движется рынок лонгридов
В этом году Apple запустила платформу Apple News+. С ее помощью за 9,99 доллара в месяц пользователь сервиса получает доступ к тремстам англоязычным журналам. Им можно пользоваться в США и Канаде. К концу году Apple собиралась подключить к Apple News+ Австралию и Великобританию, обещая, что тогда количество изданий, доступных на площадке, увеличится. Пользователи получили доступ к текстам, которые производятся редакциями журналов, за 120 долларов в год, вместо того чтобы покупать все эти издания и потратить на это восемь тысяч долларов. С одной стороны, североамериканский рынок лишился 7880 долларов для каждой такой ситуации, с другой — приобрел читателей, которые и 120 долларов не собирались тратить на журналы, предпочитая им все остальные существующие на рынке медиа. Apple дала шанс коллективам авторов, которые еще в состоянии произвести текст, рассчитанный на то, чтобы его внимательно прочитали. В результате получился журнал, которые выпускают сразу триста редакций, которые конкурируют внутри единой экосистемы.
Одновременно с запуском Apple News+ российские площадки активизировались в расширении доступа к журнальному контенту. Среди них Национальная электронная библиотека (НЭБ), миссия которой — предоставлять отечественным пользователям легальный доступ к самым разнообразным текстам. От читателя требуется регистрация на портале госуслуг. Контракт на использование электронных версий журналов заключается не напрямую с издателями, а с компаниями, агрегирующими журнальный контент. Как пояснил в интервью «Эксперту» руководитель проектного офиса НЭБ Павел Лушников, эта схема позволяет получить быстрый доступ к контенту и избежать лишних трат государственных денег. Правообладатели получают деньги за каждую страницу журналов, прочитанную пользователями. Впрочем, каких-то ощутимых доходов им ждать не стоит. Коммерческие издания для НЭБ не приоритет. Здесь место под солнцем, скорее, могут найти региональные издания, которые больше заинтересованы в том, чтобы выйти на новую аудиторию, нежели получить новый источник дохода.
Превращение в медиа
На «ЛитРес», крупнейшем сервисе электронных и аудиокниг в России и странах СНГ, представлено более двадцати тысяч экземпляров периодических изданий. В интервью журналу «Эксперт» генеральный директор группы компаний «ЛитРес» Сергей Анурьев отметил: «Это на 58 процентов больше, чем в прошлом году. Среди представленных изданий — “Лиза”, “7 Дней”, “Эксперт”, Forbes и многие другие. В 2020 году заметно вырос и спрос на журналы и газеты среди пользователей, что отразилось на выручке по данной категории — она увеличилась в два раза, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года».
На книжном сервисе по подписке MyBook на данный момент представлены преимущественно научно-популярные журналы, газеты и альманахи. Например, «Полдень, ХХI век», «Млечный путь», PC Magazine. Пока периодических изданий в сервисе не так много, но, как говорит Сергей Анурьев, «мы рассматриваем дальнейшее развитие MyBook в этом направлении как медийного проекта. А значит, все возможное многообразие контента, которое может быть доступно в цифровой форме, в том числе пресса, будет в сервисе».
Сервис Bookmate уже пошел дальше и запустил проект Singles, в котором публикует переводы больших и глубоких текстов из иноязычных СМИ. В интервью «Эксперту» Мика Голубовский, главный редактор Bookmate Originals, объясняет интерес к этим текстам: «Очень часто они не уступают по глубине хорошему нон-фикшену, просто берут более узкие темы. При этом пишутся они гораздо быстрее, чем книги, что позволяет реагировать на текущие события. Мы начали проект с перевода статьи-дневника, которую написала врач нью-йоркской больницы для The New York Times Magazine. В Штатах статья вышла в начале апреля, у нас — через полторы недели. Нью-Йорк тогда был в очень тяжелой ситуации, а Москва — на пороге очень похожей. То есть благодаря этому формату мы можем оперативно реагировать на темы, которые интересны и нашей аудитории, и потенциальным новым читателям Bookmate. В Singles мы выбираем большие, основательные тексты, которые обычно пишутся месяцами и не теряют актуальности довольно долго».
В отличии от портала «ИноСМИ», который также специализируется на переводе иноязычных статей, спектр интересов Bookmate выходит за рамки новостей и текстов о России. Еще один пример, который приводит Мика Голубовский, — текст газеты The Guardian о том, что бетон — самый разрушительный материал на планете: «Он наносит огромный вред экологии и коррумпирует политиков. Такая ситуация сложилась не вчера и явно не изменится скоро. То есть текст своей актуальности не потеряет еще довольно долго. Мы не гонимся за новостями, скорее ищем глубокие статьи на большие и важные темы». Специфика медийного рынка оставляет подписные сервисы вне зоны основного внимания отечественных медиа, большинство которых зарабатывают себе на жизнь рекламой и спецпроектами, меньшинство — пейволлом и подписками. «Мы, конечно, открыты к сотрудничеству с российскими медиа, но они чаще всего выкладывают свои материалы у себя бесплатно. — поясняет Мика Голубовский. — Значит, и на Bookmate их сейчас убирать за пейволл бессмысленно».
Гонки на выживание
Компания Apple однажды уже вытащила из финансовой пропасти целую индустрию, которую цифровые технологии лишили возможности зарабатывать привычном способом. Музыкантов, привыкших получать основной доход с продажи виниловых пластинок, а затем, очень недолго, компакт-дисков, и оказавшихся беспомощными в ситуации, когда существование музыки оказалось возможным вне физических носителей, спас Стив Джобс, создавший iTunes. Сервис втянул в себя сначала всю музыку, а затем и кино, позволив музыкантам сбалансировать свои доходы от концертов с доходами от продажи записей, а кинематографистам — не быть слишком зависимыми от прихотей кинотеатров и сроков проката. Стив Джобс до конца своих дней оставался принципиальным противником доступа к созданной им вселенной за фиксированную ежемесячную плату, она появилась только после его смерти. К тому времени подавляющее большинство меломанов перестали нуждаться в том, чтобы владеть музыкой. Для всех остальных звукозаписывающие компании продолжают выпускать виниловые пластинки.
Книжная индустрия смогла предпринять и продолжает предпринимать сверхусилия для того, чтобы продавать читателям тексты, напечатанные на бумаге. Для этого книге пришлось превратиться из просто физического носителя информации в объект, который символизирует любовь читателя к этому тексту, к этому автору и его системе взглядов. Название книги и ее оформление оказались способными заменить ее содержание. Главное преимущество бумажной книги в том, что ее не надо читать, ее достаточно купить. Не надо приникать к источнику знаний, можно сделать вид, что ты собираешься к нему приникнуть. Книга стала символическим товаром, амулетом любви к знаниям и предметом интерьера, что резко усилило жизнеспособность книжного рынка. Одновременно издательства наводнили рынок текстами с аналитикой актуальных событий. Авторы оказались готовы писать книги в том же режиме, что и статьи, пытаясь оседлать информационную волну, пока та еще не пошла на спад, и тем самым сократить расходы на маркетинг.
Пока книжные редакции заходят на поле традиционных медиа, те, вместо того чтобы найти новый формат, подобно книгам, пытаются встроиться в новую цифровую среду посредством интернет-проектов. Они вынуждены конкурировать с медиа, создававшимися с нуля, без бумажного бэкграунда. Здесь главный товар — новости, моментальная реакция на события, когда важнее всего не просто попасть в информационную волну, а стать ее первоисточником. Медиа, вместо того чтобы «информировать, развлекать, просвещать», участвовать в гонке за количество прочтений, в которой им дышат в спину миллионы блогеров, каждый из которых ведет свою «войну», вынуждены играть по жестким правилам: потакать интересам аудитории и манипулировать ею. При этом сами бумажные издания «отрываются» от сайтов и переходят в категорию «виниловых пластинок», существуя для тех, кто предпочитает слушать музыку с помощью привычных игольчатых звукоснимателей. Пока на отечественный рынок не пришел Apple News+ или другая платформа, устроенная аналогичным образом.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl