Наибольшее число типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война

Популярная механикаАвто

Война, родившая джип

Текст: Дмитрий Дашко

0:00 /
850.26
Willys MB (США) – настоящий родоначальник всех джипов, самый массовый универсальный армейский легковой автомобиль Второй мировой. Произведен в 1941–1945 годах.

Специальные автомобили для военных появились практически тогда, когда образовалась сама автомобильная промышленность, – в конце позапрошлого века. Но наибольшее число новых и уникальных типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война. Это и бронетранспортеры, и амфибии, и артиллерийские тягачи, и, конечно же, джипы, прадедушки всех тех машин, которые мы сейчас называем SUV, внедорожник, паркетник.

Тогда это были маленькие, но очень проворные легковые вездеходы, незаменимые штабные служивые. Появлению этого класса машин предшествовала долгая эволюция армейского штабного автомобиля, конструкция которого очень медленно менялась первые несколько десятилетий.

Kurogane Type 95, 1936–1944. Японская трехместная разведывательная машина была разработана на основе мотоцикла с коляской (Type 93).

Французы или японцы?

Открытый кузов, усиленная подвеска, мощный двигатель – все это помогало ездить не только по дорогам общего пользования, но и отчасти в полевых условиях. Тем не менее проходимость таких машин оставляла желать лучшего, а для армии, как известно, недопустимы какиелибо срывы, и надежность автомобиля играет немалую роль. Долгое время проходимость улучшали либо за счет установки гусеничного движителя на заднюю ось, либо путем увеличения количества задних ведущих осей с двух до трех. И в том и в другом случаях проходимость немного возрастала, но надежность и обслуживание такой громоздкой техники вызывали массу нареканий. Кардинальным решением стало создание привода на все четыре колеса, то есть и на задние, и на передние оси. C 1910-х годов такая компоновка уже использовалась массово на некоторых грузовых автомобилях, но для внедрения ее на легковой автомобиль имелись технологические препятствия.

Laffly V15R, 1938–1946. Французский полноприводный разведывательный автомобиль на базе легкого артиллерийского тягача.

До сих пор идут споры, какой же легковой автомобиль со всеми ведущими осями стал первым серийным. За первенство борются японская модель Kurogane Type 95 и французская Laffly V15R. Сейчас об этих автомобильных марках помнят разве что специалисты. Французский автомобиль эволюционировал от легкого трактора, а японский имел мотоциклетную родословную. Скорее всего, именно японские инженеры первыми в мире обратили внимание на выгодность формулы 4x4 для армейской легковушки. Доподлинно известно, что уже в 1935 году появился первый прототип «Курогане», а его серийный выпуск развернули в 1936-м. В течение восьми лет этот автомобиль-разведчик был растиражирован в количестве около 4700 единиц.

BRC-40, 1941. Американская полноуправляемая многоцелевая машина компании American Bantam, проигравшая конкуренцию Willys. Эксплуатировалась в РККА.

Важные инновации

Своим путем шли и американские инженеры. Еще с конца 1920-х некоторые фирмы в США предлагали комплекты для кустарного переоборудования грузовиков в полноприводные. Одной из таких фирм была Marmon-Herrington. В содружестве с «Фордом» она с 1937 года начала дорабатывать легковые автомобили для армии под колесную формулу 4x4. Американцы придумали классическую по сегодняшним меркам компоновку полноприводного автомобиля. Фактически задний мост с редуктором был зеркально развернут, а привод передних колес к трансмиссии осуществлялся через специальную раздаточную коробку с дополнительным передним карданным валом. Но основным достоинством «Мармонов» стало внедрение сложных по изготовлению шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), позволяющих легковому автомобилю, в отличие от обычной карданной конструкции, поворачивать колеса на скорости без какого-либо напряжения и потери мощности. По канавкам шарнира плавно гуляли «шарики», которые и обеспечивали вращение колеса равномерно вне зависимости от угла между соединяемыми валами. Для сравнения: «Курогане» еще базировался на более примитивной независимой, рычажной подвеске, а вместо ШРУСов там стояли простейшие крестовины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выстрел через континент Выстрел через континент

Испытательный полигон «Кура»: записки очевидца

Популярная механика
Перестройка XXI века Перестройка XXI века

Михаил Насибулин — о стимулах и барьерах на пути развития цифровых технологий

РБК
Верхом на вихре Верхом на вихре

Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механика
Тревожная мать Тревожная мать

Увлечение материнскими форумами породили «синдром тревожной матери»

Здоровье
Полярник на Луне Полярник на Луне

Российские ученые готовят новый поход в суровые края близ полюса... лунного

Популярная механика
Кофе по-новому: 4 неожиданных рецепта Кофе по-новому: 4 неожиданных рецепта

Перед тобой рецепты, якобы превращающих кофе в эликсир силы и здоровья

Maxim
Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
Растительное vs коровье молоко: какое лучше добавить в кофе по мнению экспертов Растительное vs коровье молоко: какое лучше добавить в кофе по мнению экспертов

Действительно ли растительное молоко полезно для организма?

Cosmopolitan
Вояж на батарейках Вояж на батарейках

Долго ли нам осталось ждать пришествия электрической авиации?

Популярная механика
Не только мясо: 8 продуктов для роста мышц Не только мясо: 8 продуктов для роста мышц

Список легкоусваиваемых продуктов для роста мышечных клеток

РБК
Черные грибы Чернобыля Черные грибы Чернобыля

Жизнь способна укротить даже смертоносную радиацию и использовать ее во благо

Популярная механика

Хочешь чего-то новенького? Начни с цвета волос!

Cosmopolitan
За урожаем из глубин За урожаем из глубин

На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механика
Что будет с современным искусством после пандемии Что будет с современным искусством после пандемии

Как изменятся цены на искусство и что делать арт-дилерам?

СНОБ
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
«Список Мидаса»: кто из венчурных инвесторов получил в прошлом году 1900-кратную доходность «Список Мидаса»: кто из венчурных инвесторов получил в прошлом году 1900-кратную доходность

Эти инвесторы построили головокружительную карьеры

Forbes
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Четыре типа сотрудников, которые убивают компании Четыре типа сотрудников, которые убивают компании

Как отделить нужных сотрудников от вредных

Forbes
С места наверх С места наверх

Настоящая история человека, который первым на Земле просто взял и полетел

Популярная механика
Самоизоляция: создаем условия для изменений к лучшему Самоизоляция: создаем условия для изменений к лучшему

Как лучше адаптироваться к непростому периоду самоизоляции

Psychologies
Надо грязи! Надо грязи!

У шамана есть бубен. Три двери у хетчбэка. Восемь колес у БТР

Популярная механика
Всадники банковского апокалипсиса: какой будет отрасль после окончания кризиса Всадники банковского апокалипсиса: какой будет отрасль после окончания кризиса

Кризис не внесет новых тенденций в банковские технологии, но подтолкнет развитие

Forbes
На понятном языке На понятном языке

Как появился Kotlin, и правда ли, что он идеален для программирования

Популярная механика
Идея: Читать живопись Идея: Читать живопись

Инсталляция «Апология иммерсивной пустоты» – искусство не для всех

Maxim
Меч викингов Меч викингов

Швеция находится в десятке мировых экспортеров вооружения

Популярная механика
Ученые предрекли почти полное летнее таяние морского льда в Арктике к 2050 году Ученые предрекли почти полное летнее таяние морского льда в Арктике к 2050 году

Начиная с 2050 года на Северном полюсе в период летнего таяния не будет льда

N+1
Олимпийский код Олимпийский код

Спортивное программирование – спорт высоких достижений

Популярная механика
Сладкая жизнь: почему не стоит отказываться от сахара Сладкая жизнь: почему не стоит отказываться от сахара

Диета без сладкого может быть вредна

Cosmopolitan
Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других

Мы решили выяснить, кто нас лечит с экрана

Cosmopolitan
Открыть в приложении