Наибольшее число типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война

Популярная механикаАвто

Война, родившая джип

Текст: Дмитрий Дашко

0:00 /
850.26
Willys MB (США) – настоящий родоначальник всех джипов, самый массовый универсальный армейский легковой автомобиль Второй мировой. Произведен в 1941–1945 годах.

Специальные автомобили для военных появились практически тогда, когда образовалась сама автомобильная промышленность, – в конце позапрошлого века. Но наибольшее число новых и уникальных типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война. Это и бронетранспортеры, и амфибии, и артиллерийские тягачи, и, конечно же, джипы, прадедушки всех тех машин, которые мы сейчас называем SUV, внедорожник, паркетник.

Тогда это были маленькие, но очень проворные легковые вездеходы, незаменимые штабные служивые. Появлению этого класса машин предшествовала долгая эволюция армейского штабного автомобиля, конструкция которого очень медленно менялась первые несколько десятилетий.

Kurogane Type 95, 1936–1944. Японская трехместная разведывательная машина была разработана на основе мотоцикла с коляской (Type 93).

Французы или японцы?

Открытый кузов, усиленная подвеска, мощный двигатель – все это помогало ездить не только по дорогам общего пользования, но и отчасти в полевых условиях. Тем не менее проходимость таких машин оставляла желать лучшего, а для армии, как известно, недопустимы какиелибо срывы, и надежность автомобиля играет немалую роль. Долгое время проходимость улучшали либо за счет установки гусеничного движителя на заднюю ось, либо путем увеличения количества задних ведущих осей с двух до трех. И в том и в другом случаях проходимость немного возрастала, но надежность и обслуживание такой громоздкой техники вызывали массу нареканий. Кардинальным решением стало создание привода на все четыре колеса, то есть и на задние, и на передние оси. C 1910-х годов такая компоновка уже использовалась массово на некоторых грузовых автомобилях, но для внедрения ее на легковой автомобиль имелись технологические препятствия.

Laffly V15R, 1938–1946. Французский полноприводный разведывательный автомобиль на базе легкого артиллерийского тягача.

До сих пор идут споры, какой же легковой автомобиль со всеми ведущими осями стал первым серийным. За первенство борются японская модель Kurogane Type 95 и французская Laffly V15R. Сейчас об этих автомобильных марках помнят разве что специалисты. Французский автомобиль эволюционировал от легкого трактора, а японский имел мотоциклетную родословную. Скорее всего, именно японские инженеры первыми в мире обратили внимание на выгодность формулы 4x4 для армейской легковушки. Доподлинно известно, что уже в 1935 году появился первый прототип «Курогане», а его серийный выпуск развернули в 1936-м. В течение восьми лет этот автомобиль-разведчик был растиражирован в количестве около 4700 единиц.

BRC-40, 1941. Американская полноуправляемая многоцелевая машина компании American Bantam, проигравшая конкуренцию Willys. Эксплуатировалась в РККА.

Важные инновации

Своим путем шли и американские инженеры. Еще с конца 1920-х некоторые фирмы в США предлагали комплекты для кустарного переоборудования грузовиков в полноприводные. Одной из таких фирм была Marmon-Herrington. В содружестве с «Фордом» она с 1937 года начала дорабатывать легковые автомобили для армии под колесную формулу 4x4. Американцы придумали классическую по сегодняшним меркам компоновку полноприводного автомобиля. Фактически задний мост с редуктором был зеркально развернут, а привод передних колес к трансмиссии осуществлялся через специальную раздаточную коробку с дополнительным передним карданным валом. Но основным достоинством «Мармонов» стало внедрение сложных по изготовлению шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), позволяющих легковому автомобилю, в отличие от обычной карданной конструкции, поворачивать колеса на скорости без какого-либо напряжения и потери мощности. По канавкам шарнира плавно гуляли «шарики», которые и обеспечивали вращение колеса равномерно вне зависимости от угла между соединяемыми валами. Для сравнения: «Курогане» еще базировался на более примитивной независимой, рычажной подвеске, а вместо ШРУСов там стояли простейшие крестовины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
«20 кг любви»: истории людей, взявших питомцев с улицы «20 кг любви»: истории людей, взявших питомцев с улицы

Личные истории москвичей, которые взяли собак и кошек из приютов и не пожалели

Psychologies
Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
Шедевры отечественного кинематографа, снятые во время войны Шедевры отечественного кинематографа, снятые во время войны

Во время войны были сняты одни из самых пронзительных отечественных кинокартин

Популярная механика
Знай наших Знай наших

Уникальные достижения отечественных ученых

Популярная механика
Smart ЗОЖ: Мой путь к здоровью Smart ЗОЖ: Мой путь к здоровью

Алёна Мурлаева рассказывает свою историю болезни и создания системы питания

Домашний Очаг
Гора серебряная Гора серебряная

Как добывают благородные металлы

Популярная механика
Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020 Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020

Эти миллиардеры заработали на продаже активов в общей сложности почти $15 млрд

Forbes
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Писатель Алексей Поляринов — об инженерном подходе к книгам, пользе инстаграма и писательстве как терапии Писатель Алексей Поляринов — об инженерном подходе к книгам, пользе инстаграма и писательстве как терапии

Алексей Поляринов: как литература помогает ему справляться с нервозностью

Esquire
Топливо больших скоростей Топливо больших скоростей

Прогресс привнес новейшие технологии в систему обеспечения лайнеров топливом

Популярная механика
Найден потопленный в 1941 году теплоход Найден потопленный в 1941 году теплоход

Гибель госпитального судна стала одной из крупнейших морских катастроф в истории

Популярная механика
Планы на будущее Планы на будущее

Что о развитии автотранспорта думают в руководстве автомобильных компаний

Популярная механика
«Язык мой — враг мой»: как Тина Канделаки, Ксения Собчак, Александра Митрошина и другие блогеры и звезды отреагировали на скандал с Региной Тодоренко «Язык мой — враг мой»: как Тина Канделаки, Ксения Собчак, Александра Митрошина и другие блогеры и звезды отреагировали на скандал с Региной Тодоренко

Самые яркие мнения о скандале с Региной Тодоренко

Esquire
Слайд-шоу Слайд-шоу

Новые разработки и прототипы

Популярная механика
Вы это серьезно? Как Центробанку убедить рынок в своих намерениях Вы это серьезно? Как Центробанку убедить рынок в своих намерениях

Почему рынок не верит в готовность Банка России снижать ставки

Forbes
Новая «Арктика» Новая «Арктика»

Атомоходы ЛК-60Я заменят ледоколы прошлых поколений

Популярная механика
Цифровизация под давлением Цифровизация под давлением

Удаленная работа не спасет ИТ-индустрию

Эксперт
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
«Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи «Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи

В ситуации мировой пандемии особенно сильное давление испытывают менеджеры

Forbes
Надо грязи! Надо грязи!

У шамана есть бубен. Три двери у хетчбэка. Восемь колес у БТР

Популярная механика
В России создали нанопокрытие, защищающее от коррозии В России создали нанопокрытие, защищающее от коррозии

Создана технология, защищающая инструменты от действия коррозии, ударов и тепла

Популярная механика
Шпионские штучки Шпионские штучки

Самые запоминающиеся гаджеты Джеймса Бонда

Популярная механика
Жизнь на автопилоте: как вернуть себе управление Жизнь на автопилоте: как вернуть себе управление

Когда на автопилоте проходит большая часть жизни, мы многое теряем

Psychologies
Щит от гиперзвука Щит от гиперзвука

Они быстро настигнут врага в любой точке мира

Популярная механика
Почему часовые мануфактуры так хотят работать с сапфировым стеклом Почему часовые мануфактуры так хотят работать с сапфировым стеклом

Почему только Hublot достигли в обработке сапфирового стекла невероятных успехов

GQ
Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
Лучи света и вращение Земли: как устроены часы Марселя Бетризе Лучи света и вращение Земли: как устроены часы Марселя Бетризе

Швейцария славится своими банками, складными ножами, сыром и сверхточными часами

Популярная механика
Имитация науки Хьюнко Ли Имитация науки Хьюнко Ли

Корейскому художнику Хьюнко Ли отчаянно хочется быть хоть кем-нибудь, кроме себя

Популярная механика
Конец романтики: что придет на смену браку и моногамии Конец романтики: что придет на смену браку и моногамии

За первые месяцы эпидемии в Китае зафиксировано рекордное количество разводов

Forbes
Открыть в приложении