Восток сосредотачивается
Три крупные розничные сети Сибири и Дальнего Востока объединились в «Восточный союз». Это позволит им закрепиться на рынке за счет экономии от объединения таких функций, как закупки и логистика, и не только. При этом участники альянса сохранят свои бренды
«Восточный союз» — так назвали три розничные сети, работающие в Сибири и на Дальнем Востоке под брендами «Красный Яр» (Красноярск), «Самбери» (Хабаровск) и «Слата» (Иркутск), свой альянс, который они заключили на прошлой неделе. Совокупная выручка участников альянса в 2020 году составила 120 млрд рублей, что позволяет ему претендовать на место в десятке крупнейших российских сетей. Управляющей компанией стало ООО «Восточные розничные сети», объединившее в равных долях управляющие компании сетей — красноярское ООО «Смарт», хабаровскую «ДВ Невада» и иркутское ООО «Маяк». Возглавит компанию Ольга Наумова, в послужном списке которой высшие руководящие должности в двух крупнейших отечественных ритейлерах — «Пятерочке» и «Магните». Ольга Наумова сообщила СМИ, что цель альянса — достижение «долгосрочного экономического эффекта для участников за счет комплексного решения общих задач». Судя по всему, речь идет о централизации многих однотипных бизнес-процессов, характерных для розницы: категорийного менеджмента, закупок, развития собственных торговых марок (СТМ), онлайн-торговли, маркетинга, ИТ-решений, логистики и проч. Кроме того, участники альянса будут использовать общую базу данных, совместно оптимизировать расходы на развитие, делиться лучшими бизнес-практиками. Планируется совместно определять стратегию развития.
Однако сети намерены работать пока под своими брендами, что дало некоторым наблюдателям повод говорить: каждая сеть хочет сохранить за собой уже осваиваемый ею ареал, что, впрочем, не отменяет выгод объединения. Во-первых, оно позволит самим объединяющимся избежать лобового столкновения при освоении сибирских и дальневосточных пространств. «Мы знаем повадки рынка ритейла увлекаться ценовыми войнами и иными лобовыми движениями», — замечает Сергей Макшанов, руководитель ГК «Институт тренинга — АРБ Про». Во-вторых, объединение даст региональным игрокам возможность в перспективе достойно встретить у себя в регионах федеральных игроков, таких как лидеры рынка X5 Retail Group или «Магнит».
Экономии ради
В некоторой степени указанные сети каждая по отдельности уже обладают конкурентными преимуществами как на фоне наступления федерального ритейла, так и неблагоприятных экономических тенденций, давящих на реальные доходы потребителей. Все три вошедшие в альянс компании динамично развиваются и ведут успешную экспансию в своих регионах. «Что примечательно: вошедшие в союз компании, особенно “Слата” и “Самбери”, — опытные игроки, доминирующие на своих территориях, отлично знающие специфику (особенно региональной логистики), у них есть потенциал синергии. Поэтому консолидация закупки, работы с СТМ и обмен технологиями в доставке, онлайн-торговле и маркетинге в потенциале заметно выделит их на макрорегиональном рынке», — уверен Сергей Макшанов.
Действительно, «Самбери» совсем недавно (в марте) присоединила к себе часть магазинов закрывшейся местной розничной сети «Фреш 25». А сеть супермаркетов «Слата» начиная с 2014 года бурно прирастала дискаунтерами «Хлеб-соль»: годовая динамика оборота этой сети составляет 20–25%. В компании уточняют, что увидели на региональном рынке пустующую нишу — нишу мягкого дискаунтера, оптимального формата для небольших городов с более низкими доходами, чем в том же Иркутске. Кстати, формат дискаунтера прижился и в других сетях объединения, что выводит их конкурентоспособность на высокий уровень. «Конкурентную обстановку изменяют молодые агрессивные игроки онлайна плюс дискаунтеры, — характеризует состояние розничного рынка эксперт Иван Буторин. — Проблема текущих лидеров рынка ритейла в том, что если они начнут открывать дискаунтеры, то в первую очередь ударят по своим же магазинам “у дома”, которые с такими затратами, потерями и гонкой за красотой и при уровне бедного класса более 60 процентов быстро закроются».
Объединение, по идее, должно усилить конкурентные позиции восточной тройки. «Идеи каких-либо объединений были, есть и будут, и, я думаю, мы еще увидим разные типы объединений, — рассуждает Сергей Леонов, глава франчайзинговой сети “Хороший выбор”. — Все они преследуют примерно одинаковые цели: объединение с целью сокращения издержек на обслуживание одинаковых для всех процессов. Объединение с целью получения конкурентоспособности, где под конкурентоспособностью может подразумеваться создание уникальных товаров (импорта, контрактного производства, снижение дискриминационных условий крупных федеральных производителей). Объединение с целью развития и совместного использования дорогой, но очень важной инфраструктуры, связанной с логистикой, ИТ-платформами, интеграцией в разные экосистемы. Что касается нашей компании, то мы уже пятый год развиваем все перечисленные выше направления».
Наиболее очевидный результат объединения — усиление «закупочной силы», позволяющее укрепиться на низком ценовом уровне. Объединения такого рода не новость для рынка розницы. В Европе уже объединяются конкурирующие между собой сети Tesco и Carrefour, Casino и Auchan. По расчетам Ивана Буторина, это дает им 0,5–1% экономии из-за масштабов закупок. В России члены Союза независимых сетей России, объединяющего сорок сетей, на паях создали потребительский кооператив «Рост» ради обеспечения поставок на выгодных условиях. Другой пример — франчайзинговая сеть «Хороший выбор», зонтичная для малых сетей и независимых розничных точек, куда входит 750 магазинов в 12 регионах с общей годовой выручкой 125 млрд рублей, которая ведет от их лица переговоры с поставщиками федерального уровня, с тем чтобы добиваться от них условий поставок, сопоставимых с уже упоминавшимися лидерами рынка. По оценке Ивана Буторина, теоретически члены «Восточного союза» могут достичь порядка двух процентов снижения цен и пяти-шести процентов роста бюджетов на скидки.
Второе обстоятельство, которое, по всей видимости, подтолкнуло сети к объединению, — чисто регионального свойства. «На рынке востока страны, где уровень дистрибуции многих производителей все еще слаб, не развита логистика, а проживает всего десять процентов населения, производителей потенциально могут интересовать крупные партнерства как канал дистрибуции», — подчеркивает Сергей Леонов. Отсюда отмеченная представителями сетей долгая транспортировка товаров из центральных регионов России, недостаточное количество местных поставщиков, зависимость от импорта продовольствия, в первую очередь овощей и фруктов. И действительно, «Восточный союз» планирует организацию хабов для магистральных поставок и распределительных центров «последней мили», что позволит перестроить цепочку поставок в масштабах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, увеличить долю рынка и стать крупным заказчиком для поставщиков, сопоставимым с основными федеральными сетями», — приводят СМИ слова гендиректора «Самбери» Льва Волкова.
Впереди годы кропотливой работы
Участники рынка и эксперты пока не готовы оценить, насколько эффективным будет объединение. Недостаточно четко проговорена стратегия альянса, и это мешает оценить эффективность заявленного инструментария. Скажем, Иван Буторин, исходя из наблюдений за опытом внедрения СТМ, сомневается в целесообразности делать на них ставку. Он полагает, что это приносит дополнительные затраты и часто приводит к снижению качества продукта, но при этом снижение цены на товары в текущей ситуации происходит не за счет выставления на полки более дешевых по сравнению с марками производителей продуктов под СТМ, а за счет высокой доли промопродаж, которая зачастую составляет 80–90%.
В любом случае выстраивание единой инфраструктуры, логистики, импорта, стоков, централизация контрактов требует больших усилий и сложной работы. Сергей Леонов рассказывает, что добиться существенного улучшения условий, в том числе ценовых — иногда до 25%, по федеральным контрактам поставок удалось только после нескольких лет кропотливых переговоров, прежде чем федеральные поставщики убедились, что улучшение условий поставок выгодно, поскольку сеть «Хороший выбор» — эффективный канал продвижения их продукции.
Таким образом, успех «Восточного союза» будет зависеть от того, сумеют ли его участники выработать совместную долгосрочную стратегию и эффективную тактику, что не всегда бывает просто, особенно в тех случаях, когда каждый из партнеров сам по себе успешный игрок рынка.
***
В сеть «Самбери» входит 30 гипермаркетов и 12 супермаркетов под брендом «Самбери», 56 магазинов у дома «Раз два» и 77 дискаунтеров «Близкий», расположенных в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной областях. Первая розничная точка открыта в 1998 году.
В сеть «Слата» входят 80 супермаркетов и 250 дискаунтеров «Хлеб-соль» в Иркутской области и Забайкалье. Основана в 2002 году, дискаунтеры начала развивать в 2014 году.
Сеть «Красный Яр» состоит из 66 гастрономов в Красноярске и примерно сотни дискаунтеров «Батон» в Красноярском крае и Хакасии. Первый гастроном открылся в 1997 году, первый дискаунтер — в 2015 году.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl