Таиландцы консолидируют российскую свинину
Компания Charoen Pokphand Foods приобретает активы свиноводческого холдинга «АПК Дон». Глобальный гигант хочет использовать выгоды от консолидации зрелого российского рынка свинины и поучаствовать в расширении географии сбыта
Отечественный рынок свинины, за последние три года уверенно шагнувший с позиции полной самообеспеченности (с объемом производства 3,7 млн тонн в 2018 году) к черте перенасыщения — четыре миллиона тонн в 2020 году, всколыхнуло очередное событие на пути консолидации. Немецкая группа компаний Tonnies, владеющая «АПК Дон», продает свои российские активы другому иностранному игроку — таиландской компании Charoen Pokphand Foods (CP Foods), глобальному производителю комбикормов, свинины, мяса птицы, аквакультуры (выручка в 2015 году — 12,3 млрд долларов), присутствующей в России с 2006 года. Сумма сделки, которую стороны намерены закрыть в январе 2022 года, составит 22 млрд рублей.
Для Tonnies это результат корректировки стратегии: крупнейший немецкий экспортер мясных продуктов с годовой выручкой семь миллиардов евро уходит с российского рынка, пояснили в Национальном союзе свиноводов (НСС). При этом, покидая Россию, немцы оставляют CP Foods, а точнее, ее российскому филиалу «Чароен Покпанд Фудс», крепкое наследство. В «АПК Дон» входят такие предприятия в Белгородской и Воронежской областях, как «Алексеевский бекон», «Агро-Оскол», Алексеевский комбикормовый завод, «Донской бекон», «Агро-Острогожск». Совокупная выручка холдинга в 2020 году составила 10,47 млрд рублей, он занимает одиннадцатую строчку в рейтинге крупнейших производителей страны с показателем 112,7 тыс. тонн свинины в живом весе.
Хотя таиландцы платят за «АПК Дон» недешево, генеральный директор НСС Юрий Ковалев считает, что это не выходит за разумные рамки по ряду причин. Во-первых, мультипликативная стоимость сделок в этом сегменте составляет от 5,5 до 6,5 EBITDA, а у «АПК Дон» EBITDA на уровне 3–3,5 млрд рублей, так как у холдинга все активы новые и помимо чистой прибыли важен показатель высокой амортизации. Во-вторых, международные публичные компании смотрят на рынок с перспективой на десять-пятнадцать лет вперед, расценивая свои вложения в новые активы как увеличение капитализации бизнеса. И в-третьих, если бы таиландцы решили сейчас построить предприятия с аналогичными объемами производства, им пришлось бы потратить не менее 20– 30 млрд рублей. Управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов обращает внимание на то, что за эти деньги СP Foods покупает время, а точнее, экономит его, получая немедленный синергетический эффект и возможность выйти на новый уровень вертикальной интеграции, а именно заняться проектами по убою и переработке свинины. Последнее необходимо для стабилизации бизнеса компании и расширения рынков сбыта.
Будущее — за переработанной свиньей
Торговля живыми свиньями — вот тот порог, до которого дошли в своем развитии и «АПК Дон», и СP Foods в России. Для перехода бизнеса на новую ступень — продажу убойной свинины, с наличием сертифицированных боен — нужны были гораздо большие объемы производства. «Чароен Покпанд Фудс» имеет небольшие свинокомплексы в Московской, Калужской и Курской областях мощностью около 30 тыс. тонн в год. Кроме того, еще в 2013 году CP Foods выкупила 75% акций норвежской группы Russia Baltic Pork Invest («РБПИ групп»), управляющей несколькими свиноводческими комплексами в Калининградской и Нижегородской областях. «Фактически CP Foods является контролирующим владельцем весьма успешной компании “РБПИ групп”, и, хотя в наших рейтингах она занимает самостоятельную девятую строчку с показателем 129,2 тысячи тонн свинины в живом весе по итогам 2020 года, мы называем ее тоже “Чароен”», — говорят в Национальном союзе свиноводов. По оценкам аналитиков, после приобретения активов «АПК Дон» совокупные объемы производства свинины CP Foods составят более 250 тыс. тонн, а с учетом строительства новых объектов, которое «РБПИ групп» ведет в Нижегородской и Рязанской областях, это более 300 тыс. тонн и практически гарантированное место в пятерке лидеров рынка.
Для CP Foods выгода сделки состоит и в том, что они практически удваивают производство на перенасыщенном рынке, где другим игрокам увеличиваться за счет органического роста стало гораздо сложнее, ведь с 2019 года в России перестали выдавать инвестиционные льготные кредиты на новое товарное производство. Вместе с тем, чтобы не попасть в собственную ловушку перепроизводства, таиландской компании пришло время заняться строительством сертифицированных боен. «Бизнес по продаже живых свиней может быть очень прибыльным в определенные моменты — к примеру, сейчас ряд крупных компаний, “Мираторг” в том числе, построили убойные предприятия под будущие объемы, но еще не вырастили поголовье и в результате скупают свиней по высоким ценам, — рассказывает Юрий Ковалев. — Однако, когда рынок испытывает профицит живых свиней, а продавать их нужно быстро, так как это скоропортящийся товар, производители вынуждены продавать их даже по обвалившейся цене». Иными словами, без завершающего цикла бизнес свиноводов не может быть стабильным. По данным НСС, СP Foods уже запланировала построить две бойни: одну — в Нижегородской области, поскольку там планируется выращивать более миллиона свиней, или 100 тыс. тонн в живом весе; вторую — в логистической близости от их нового приобретения — производственных площадок «АПК Дон». С введением в строй боен «РБПИ групп» и «Чароен Покпанд Фудс» смогут не только укрепить свои позиции на внутреннем рынке, но и присоединиться к пулу российских экспортеров свинины, насчитывающему сегодня более двадцати компаний.
Экспортное окно в Азию
В CP Foods отмечают, что прежде всего их интересует потребительский рынок России, но, если на нем станет слишком тесно, в компании не исключают и поставок на внешние рынки, тем более что экспорт российской свинины растет с ускорением. В 2020 году Россия уверенно вошла в десятку мировых экспортеров свинины с объемом более 200 тыс. тонн, при этом годовой прирост составил 90%. Такому прорыву способствовало открытие новых рынков Юго-Восточной Азии, прежде всего Вьетнама, куда было поставлено 63,4 тыс. тонн российской свинины, или четверть вьетнамского импорта. На втором месте по объемам экспорта стоит Гонконг — поставки туда почти удвоились (47,6 тыс. тонн). Подтягиваются Казахстан, закупивший в прошлом году 4900 тонн российской свинины, и Монголия (3700 тонн). Приятно удивляют и такие ближайшие соседи, как Украина: поставки в эту страну выросли более чем на треть (40,8 тыс. тонн). Привлекательность экспорта растет и вследствие мировой продовольственной инфляции: экспортные цены на свинину с начала этого года поднялись на 80%.
По прогнозам, экспорт свинины из России, который сегодня составляет всего пять процентов от глобального производства, продолжит набирать обороты. Но конкуренция за внешние рынки будет острой, поскольку новых мощных драйверов роста, таких как Вьетнам и Гонконг, пока не видно. Хорошо, если удастся прорваться на емкий рынок Китая, поглотивший в 2020 году 4,5 млн тонн импортной свинины, но он пока полностью закрыт для наших производителей из-за наличия в ряде регионов РФ вируса африканской чумы свиней. Но и это окно возможностей, скорее всего, захлопнется через три-четыре года, так как Китай активно восстанавливает собственное производство. К примеру, одна из компаний возводит в окрестностях столицы КНР «свиной город» — высокотехнологичную ферму для крупнейшего стада свиней в мире: в «апартаменты» высотой от семи до тринадцати этажей заселят 30 тыс. свиноматок, которые будут приносить до 840 тыс. поросят в год. При том что на обычной крупной ферме Китая сегодня содержится до восьми тысяч свиноматок и на гораздо большей площади, чем займет «свиной город».
У СP Foods есть очевидное преимущество по крайней мере на рынке одной азиатской страны — родного Таиланда, где, по данным СМИ, в связи с пандемией растет дефицит продовольствия и где компания управляет местным филиалом второй крупнейшей в мире торговой сети 7-Eleven — более восьми тысяч магазинов, половина из которых находится в Бангкоке.
Консолидация рынка продолжится
В Национальном союзе свиноводов сообщили, что сделка между Tonnies и СP Foods уже не первая в этом году, направленная на консолидацию активов: весной компания «Сибагро», занимающая седьмую строчку в рейтинге с объемом производства 237,7 тыс. тонн свинины в живом весе, приобрела в Белгородской области 100% акций холдинга «Промагро», прирастив свои активы тремя свиноводческими комплексами мощностью 64,5 тыс. тонн, мясоперерабатывающим заводом и производством комбикормов. И этот процесс будет продолжаться. В настоящее время на топ-3 производителей свинины — компании «Мираторг», Великолукский свиноводческий комплекс и «Русагро» — приходится 23% рынка, тогда как на развитых рынках этот показатель достигает 50%. Подталкивать к слияниям и поглощениям производителей будут нарастающая конкуренция и все более сложные условия выживания на рынке. По прогнозам НСС, уже в этом году из-за резкого роста затрат на корма маржинальность бизнеса может не только снизиться в несколько раз, но и уйти в отрицательную зону, при том что производство вырастет на 5–6%.
Впрочем, по мнению Алексея Матюхова, жалобы производителей свинины на перенасыщенность рынка и низкую маржинальность — стандартная политика представителей практически всего агрокомплекса, а реальное положение дел на рынке не так уж плохо. По данным Минсельхоза, в первом квартале 2021 года оптовые цены на товарную свинью выросли на 28% — с 88 до 113 рублей за килограмм — по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, а розничные цены — всего на три процента, с 348 до 359 рублей за килограмм. То есть потребление свинины не должно сократиться, а может и вырасти. Параллельно растет ударными темпами производство мясных полуфабрикатов и мясных кулинарных изделий (на 10 и 12% год к году соответственно), производство колбасных изделий (на 4%), что говорит в пользу стратегий компаний, которые пошли в глубокую переработку свинины.
График 1. Экспорт свинины становится все более важным фактором роста свиноводческой отрасли
График 2. Азиатские страны становятся главным мотором экспорта российской свинины
- Компания CP Foods (штаб-квартира в Бангкоке, Таиланд) открыла российский филиал «Чароен Покпанд фудс» в 2006 году в г. Луховицы Московской области. Основные виды деятельности — сельскохозяйственное производство, производство свиней в живом весе, импорт мясосырья и брендированных мясопродуктов. Производственные активы: комбикормовый завод мощностью 600 тонн в сутки, животноводческие комплексы в Московской, Калужской и Курской областях. С 2013 года владеет контрольным пакетом акций (75%) норвежской группы Russia Baltic Pork Invest («РБПИ групп»); производственные активы — свиноводческие комплексы в Нижегородской и Калининградской областях.
- Выручка «Чароен Покпанд Фудс» — 2,4 млрд рублей.
- Число сотрудников — 285 человек.
Patrick Pleul-DPA/Picture-Alliance
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl