Сможет ли Россия наладить собственное производство красок?

ЭкспертHi-Tech

Свой пигмент ярче

Тотальное импортозамещение в лакокрасочной промышленности невозможно и не нужно, но наладить собственное производство красок, а также сырья и компонентов для них необходимо

Сергей Кудияров

В апреле 2022-го, ровно год назад, ЕС в рамках очередного санкционного пакета запретил поставки в Россию красок и пигментов. Не самое приятное событие с учетом того, что наш внутренний рынок лакокрасочной продукции был ощутимо завязан на импорт. Так, согласно внешнеторговой статистике, в 2021 году совокупный импорт лаков, красок и пигментов в России составил 485 тыс. тонн. В целом на всем протяжении посткризисного периода начиная с 2010 года ввоз соответствующих товарных групп держался на уровне 400–500 тыс. тонн в год (см. график 1). Доля импорта в сегменте промышленных красок достигала 35%, порошковых — 40%.

Источник: UNCTAD

Тяжелая ситуация сложилась в области красок для автомобиле- и судостроения. Здесь доля зарубежной продукции, по оценке отраслевых экспертов, достигала 70%. В сегменте конвейерных красок, необходимых для выпуска новых автомобилей, ситуация была гораздо хуже.

К этому следует добавить, что и локализованное в России производство лакокрасочной продукции в немалой степени «сидело» на импортных компонентах (долю этого импорта оценивают на уровне 40%).

В разрезе отдельных стран из 2,1 млрд долларов, потраченных нашими предприятиями на закупку лакокрасочной продукции и пигментов в 2021 году, на Германию пришлось 17,7%, на Италию — 9,3%, на Польшу — 6,1%, на Великобританию — 5%. Таким образом, важнейшими экспортерами соответствующей продукции были недружественные государства, в большинстве своем связанные с введшим запрет Евросоюзом (см. график 2).

Источник: UNCTAD

Задачей-минимум было найти альтернативных поставщиков. Стратегической же задачей, как и во многих других отраслях, серьезно подсаженных на импорт, стало налаживание собственного производства.

Рост, да не прост

Формально, если посмотреть на динамику развития лакокрасочной отрасли в России, все было неплохо. По данным Росстата, в 2022 году в стране было произведено 1,96 млн тонн «материалов лакокрасочных и аналогичных для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастики» — немногим меньше показателей «довоенного» 2021 года (2 млн тонн). На более длительной дистанции — по сравнению с показателем 2010 года — увеличение в 1,8 раза (см. график 3). Однако, как и в ряде иных отраслей, значительная часть этого роста пришлась на зарубежные компании.

Источник: Росстат

Аналитики Промсвязьбанка оценили внутренний рынок лакокрасочной продукции в России в 2021 году в 108 млрд рублей. В структуре потребления более 50% занимали декоративные покрытия, около 40% — индустриальные лакокрасочные материалы, остальное приходилось на технические материалы. При этом доля иностранных компаний на российском рынке достигала 30–35%. Крупнейшим игроком была финская Tikkurila, были также представлены нидерландская AkzoNobel, американская Huntsman, датская Hempel и другие.

В целом отрасль не была консолидирована, предприятий было много, а их доли невелики: Tikkurila со своими 8% считалась безусловным лидером, за ней следовали компании «Эмпилс» (7%, отечественный производитель из Ростовской области), AkzoNobel (5%), подмосковная «Лакра» (4%), ярославские «Русские краски» (3%, все — в натуральном выражении) и множество более мелких.

В отраслевой ассоциации «Центрлак» отмечают: «Наши производители лакокрасочных материалов говорят, что имеют и рецептуры, и мощности, и понимание сервиса, но покупатели — предприятия, выпускающие упаковку, — не пускали их на отладку технологий нанесения, продвигали импортные краски, развивая не российские компании, а зарубежные. Таких примеров множество. Это особенно чувствительно в машиностроении, автомобилестроении, судостроении, авиации, производстве мебели».

И вот наступил 2022 год.

Уже 3 марта об уходе из России объявила норвежская Jotun, 4 марта — Hempel, 5 марта — финская Teknos. Впрочем, их совокупная доля на нашем рынке не превышала 2%. За ними потянулись иные компании — как правило, из сегмента промышленных красок.

«Весь прошлый год мы наблюдали за уходом многих зарубежных брендов. Этот процесс существенно повлиял на нашу лакокрасочную отрасль. Причем в этом есть как минусы, так и плюсы, — говорит президент научно-производственного холдинга ВМП Михаил Вахрушев. — Например, для российских компаний в целом и для нашего холдинга в частности освободилась значительная часть рынка. Раньше европейские лакокрасочные материалы почти на 70% закрывали потребности отраслей ветроэнергетики и судостроения, а теперь мы можем предложить им свои материалы. Кстати, наши лаки и краски и раньше вполне успешно конкурировали с импортными покрытиями и на многих проектах успешно заменяли их».

Вице-президент Российского союза химиков (РСХ), директор отраслевой ассоциации «Центрлак» Геннадий Аверьянов поясняет: «Производители тары были строго ориентированы на зарубежную лакокрасочную продукцию. Минпромторг вопросами импортозамещения в этом направлении не занимался и в политику потребителей не вмешивался. Сегодня ситуация поменялась, и дефицит западных материалов заставляет искать их отечественные аналоги. Но “взять и сразу заменить” в сфере промышленной окраски невозможно. Для освоения нового продукта и его адаптации к технологии нанесения на эксклюзивном оборудовании надо потратить время, как правило около года».

По словам эксперта, крупные зарубежные игроки, такие как Tikkurila, хоть и объявили об уходе из России, фактически пока продолжают работать; доля реально ушедших невелика. Поэтому принципиального передела рынка краски между компаниями не произошло — во всяком случае, в сегменте декоративных и строительных лакокрасочных материалов. Изменения заметны только в отдельных промышленных нишах — их, например, прочувствовал на себе отечественный автопром.

«Влияние запрета на поставки в Россию европейских красок весьма существенно, особенно в секторе лаков и красок индустриального назначения. Там импортная продукция составляла значительную долю — например, при окрашивании судов использовалось более 80 процентов зарубежных материалов», — отмечает профессор кафедры технологии лакокрасочных материалов и покрытий Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Стёпин. Причем усиливает негативный эффект от санкций одновременный запрет на ввоз важных сырьевых компонентов, в частности функциональных добавок.

Что такое краска

Тут стоит сделать технологическое отступление. Современные лакокрасочные материалы укрупненно состоят из следующих основных компонентов. Во-первых, связующее — основной ингредиент краски, образующий на окрашиваемой поверхности прочную пленку. Как правило, это полимеры — в России в 2022 году продукция на основе полимеров составляла 74% всего производства.

Другой компонент — пигмент. Если связующее, как правило, прозрачное, то пигмент придает краске определенный цвет и делает ее непрозрачной. Это белый или цветной порошок, полученный путем перетира и химической обработки минералов. Отвечающий за оттенок колорант состоит из пигментов, воды и специальных добавок для сохранения цвета и эффективного смешивания с краской. Хорошие колоранты с качественными пигментами не только дольше сохраняют цвет окрашенного покрытия, но и защищают поверхности от ультрафиолета.

Третий компонент — наполнители. Как правило, это минеральные порошки белого цвета. Общая задача наполнителей — повышение твердости и укрывистости окрашенного покрытия, регулирование вязкости лакокрасочного материала, его прозрачности и степени блеска.

Четвертый — функциональные добавки, компоненты, которые отвечают за придание краскам каких-то особых свойств для решения определенных задач. Например, с их помощью можно сделать краску огнестойкой, снизить пенообразование при транспортировке и перемешивании, придать ей способность бороться с грибком и плесенью.

И наконец, растворитель (разбавитель) — жидкость, в которой все вышеперечисленные компоненты находятся в виде дисперсий.

По словам Геннадия Аверьянова, в цене готовых материалов до 80% себестоимости — сырье. А в высокотехнологичной лакокрасочной продукции к 2022 году доля импортного сырья колебалась от 30 до 100% в зависимости от секторального предназначения. Причем у зарубежных производителей есть доступ к сырьевым рынкам, удобная логистика и большие объемы потребления — особенно у глобальных игроков рынка. Это позволяет им снижать цены на сырье и не платить пошлины. По оценке эксперта, стоимость сырья для крупных европейских компаний бывала на 15–20% ниже, чем для российских.

Если к этому еще добавить старую советскую установку «иностранное всегда лучше», то туши свет. «Еще недавно потребители предпочитали импортные материалы или материалы локализованных зарубежных производителей, которые уже ушли или уходят с российского рынка. Отечественные предприятия порой даже не допускали для испытаний своих разработок и не помогали в создании высокотехнологичных материалов для промышленности», — сетует Геннадий Аверьянов.

Пока гром не грянул

В последние годы в отрасли работали над импортозамещением в области сырьевых материалов. Для производства лаков стало широко использоваться российское подсолнечное и льняное масло, введены новые линии латексов в Санкт-Петербурге, Владимире и Московской области, двуокись титана (основного пигмента) частично заменена продукцией компании «Крымский титан» и т. д.

И все же к 2022 году зависимость от импорта сырьевых материалов оставалась довольно высокой — почти 40%. Поэтому после принятия ограничительных мер даже локализованные в России производства лакокрасочной продукции стали испытывать проблемы, поскольку их европейские и американские партнеры (Clariant, Solvay, Chemours, LyondellBasell Industries и др.) прекратили поставки.

В компании О3 (производитель антикоррозийных и защитных материалов) отмечают, что запрет на ввоз компонентов весьма ощутим для отечественного производства: «Отсутствие пеногасителей, реологических добавок, диспергаторов заставило всех разом повернуться в сторону добавок из Китая, Кореи и России. Добавки обычно составляют не более 5–10 процентов в рецептуре готового продукта, но это очень значимые проценты. В ассортименте О3 основные проблемы возникли со специальными покрытиями — с высокой химической стойкостью, термостойкими для трубопроводов, абразивостойкими». При этом в компании сообщили, что за 2022 год им удалось добиться снижения импортных компонентов в рецептурах с 47 до 22%.

Что делать

Несмотря на не слишком впечатляющие стартовые условия, год под санкциями отрасль продержалась сравнительно неплохо. «В 2022 году мы работали над заменой сырьевых компонентов, ранее получаемых их стран ЕС и США, их аналогами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и российскими, адаптировали рецептуры выпускаемых материалов к сырью других производителей, — рассказывает Геннадий Аверьянов. — При замене требовалось сохранить качественные и технико-технологические параметры материалов. У потребителей, которые ранее ориентировались только на зарубежные лакокрасочные материалы, возникли сложности с быстрым поиском альтернатив у российских производителей или производителей из дружественных стран. Возникшие препятствия преодолевались непросто, персонал предприятий работал в более интенсивном режиме, чем обычно. К июню ситуация стала стабилизироваться. Итоги работы 2022 года мы оцениваем положительно. Потенциал и вариации для устойчивой работы отрасли в 2023 году имеются в достаточном количестве. Дефицита лакокрасочных материалов, который мог бы привести к остановке линий, отраслевая ассоциация не зафиксировала».

А дальше?

Очевидно, нужно вести работу по импортозамещению как лакокрасочной продукции, так и материалов для ее производства.

В компании «Адитим» уверены, что в России есть хорошая техническая база, научные разработки и современное оборудование, осталось только наладить поставку необходимого сырья: «Это, конечно, самая главная задача. Ассортимент, который производится в России, к сожалению, недостаточно широкий, и не хватает объемов для закрытия всех потребностей. Очень большую часть сырьевой базы мы вынуждены закупать за рубежом. Поэтому необходимо наладить новые и расширить имеющиеся каналы поставок. Акриловые, аминные, полиэфирные, меламиновые, силиконовые смолы, аминные отвердители, полиизоцианаты, сложные растворители, пигменты и добавки — все это импортная продукция».

«В настоящее время холдинг ВМП использует максимально возможное количество отечественного сырья, но есть продукты малотоннажной химии и смолы, пока не выпускающиеся в России или не соответствующие необходимым параметрам. В таких случаях мы берем импортные компоненты, но их доля с каждым годом уменьшается, — говорит Михаил Вахрушев. — Надеемся, что развитие отечественной экономики и химической отрасли в целом позволит со временем локализовать производство необходимого сырья на территории страны».

В О3 переключение на иные каналы импорта было отработано сразу же, еще в апреле 2022 года, но это не принесло должных результатов, поскольку стоимость европейского сырья росла на глазах. «“О3-Коутингс” сделал ставку на производителей из России. Лабораторные испытания показали, что качество готового продукта не только не хуже, но даже лучше по физико-химическим и физико-механическим показателям, чем аналоги наших иностранных коллег, и, что самое важное, компоненты, выпускаемые в стране, всегда доступны», — рассказывают в компании.

По словам Геннадия Аверьянова, импортозамещение идет в двух направлениях: переключение на рынки поставщиков сырья из дружественных стран и развитие ассортимента сырья российского рынка мало- и среднетоннажной химии (МСТХ). Инвестиции в развитие МСТХ увеличиваются. Но чтобы не только поддерживать, но и наращивать темпы инвестиций в развитие производства сырья и готовых лакокрасочных материалов, требуется корректировка тарифной политики со стороны государства.

Контролируемая конкуренция отечественных и иностранных материалов положительно влияет на развитие ассортимента, уровень качества и технологичности продукции. Наличие импорта не должно блокировать применение российских аналогов. В отдельных отраслях это необходимо для промышленной безопасности государства. Например, окраска кораблей, самолетов, автомобилей, коммерческого транспорта, пищевой и медицинской упаковки должна выполняться на основе высокотехнологичных лакокрасочных материалов собственной разработки.

Полного импортозамещения химического сырья достичь невозможно, да и не нужно. «В вопросе инвестиций в развитие МСТХ требуется взвешенный, выборочный подход. В России и в странах ЕАЭС, на мой взгляд, можно и нужно развивать выпуск ключевых видов сырья: связующих и их модификаций, пигментов, включая двуокись титана, растворителей, отдельных типов добавок и наполнителей, а также оборудования. Импорт в кооперации сырьевых продуктов МСТХ — неотъемлемая часть производства высокотехнологичных лакокрасочных материалов во всех странах, и Россия не может быть исключением», — полагает Геннадий Аверьянов.

В мировой лакокрасочной промышленности, по его словам, десятки лет развивается международный рынок химического сырья для изготовления различных материалов. Совершенствуются технологии, улучшаются потребительские свойства готовых изделий. Меняется и ассортимент химического сырья. Производство сырьевых продуктов МСТХ должно быть рентабельным, а это, в свою очередь, зависит от объемов выпуска и сбыта. Локальные рынки не всегда могут сделать экономически выгодной разработку химического сырья с высокой добавленной стоимостью, что вынуждает производителей наращивать мощности и осваивать рынки других стран.

По «довоенному» прогнозу НИИТЭХИМ, при благоприятном варианте развития отрасли к 2030 году экспорт российской лакокрасочной продукции может составить 450 тыс. тонн, в то время как импорт снизится до 220 тыс. Кстати, Россия действительно экспортирует краски и лаки. В 2021 году, например, было продано чуть меньше 155 тыс. тонн — впятеро больше, чем в первом посткризисном 2010-м (см. график 4). Однако из общей стоимости экспорта в 415 млн долларов 30% пришлось на поставки в Казахстан, 21,8% — в Белоруссию, 9,2% — в Узбекистан и т. д. (см. график 5).

Источник: UNCTAD
Источник: UNCTAD

Между тем, по данным Всемирной ассоциации производителей лакокрасочных материалов (WPCIA), мировой рынок в 2021 году в стоимостном выражении достигал 174,3 млрд долларов. В обозримом будущем общий глобальный рост может составить в среднем 3–4% в год. В стоимостном выражении рост будет еще выше — из-за увеличения объемов производства более дорогих покрытий. При этом наиболее перспективны рынки развивающихся и новых индустриальных стран Азии и Африки, потенциально доступные для нашего экспорта.

Иными словами, если внутреннего рынка для полноценного развертывания всей современной малотоннажной химии слишком мало, то внешнеторговая деятельность неизбежна. Может, попробуем поработать над экспортом отечественных лакокрасочных материалов? В недружественных странах с сырьем и энергией проблемы (а это почти 30% глобального производства лакокрасочной продукции в «довоенном» 2021 году), грех этим не воспользоваться.

Фото: Виталий Невар/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гости становятся хозяевами Гости становятся хозяевами

Почему аренда квартир на курортах популярнее, чем проживание в гостиницах

Деньги
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
«Наша задача — создавать выгодные и простые сервисы для клиентов «Наша задача — создавать выгодные и простые сервисы для клиентов

Какие технологии нужны розничным клиентам?

Деньги
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Здоровье дороже Здоровье дороже

В каком случае вам продадут страховку от критических заболеваний

Деньги
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Интернет тропосферного уровня Интернет тропосферного уровня

Тропосферная связь может стать эффективным способом доступа в интернет

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Полезная передышка Полезная передышка

Как сделать перерыв среди рабочего дня не только приятным, но и полезным

Здоровье
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Рынок ЦФА ускоряется Рынок ЦФА ускоряется

Бизнес тестирует цифровые финансовые активы

Эксперт
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят 15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят

Азбука красоты от А (аминокислоты) до Я (янтарная кислота)

VOICE
7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ 7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ

При умелом использовании, АКБ легко привести в негодность за год

ТехИнсайдер
Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай» Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай»

Люди меня встречают и в большинстве случаев просят: «Можно пожать вашу руку?»

Коллекция. Караван историй
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
Дело молодое Дело молодое

Как перестать участвовать в офисной драме поколений и начать работать

VOICE
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
Открыть в приложении