Борис Акопов в своем дебютном фильме «Бык» возвращается в девяностые

ЭкспертСобытия

Свобода, равенство, бандитизм

Борис Акопов в своем дебютном фильме «Бык» возвращается в девяностые, чтобы рассказать историю одного бандита.

Вячеслав Суриков

Бык» на первый взгляд выглядит как попытка вытащить на киноэкран очередного героя из криминальной среды, на смену которым в последнее десятилетие пришли спортсмены и стартаперы, но, скорее всего, это обманчивое впечатление. Режиссер посвятил фильм родителям, сказав в одном из своих интервью, что его отец — следователь и сценарий фильма основан на услышанных от него историях. Поэтому можно предположить, что режиссер, ведя повествование изнутри криминальной среды, все-таки транслирует точку зрения сотрудников милиции, хотя те и предстают в самом неприглядном виде: им приходится действовать в интересах бандитов, а иногда и выполнять их прямые заказы. Аргумент в защиту милиционеров девяностых, уже начавших мутировать в «оборотней в погонах», таков: они провалились вместе со всей страной в экономическую и идеологическую пропасть и выкарабкивались из нее уже как могли — иногда рука об руку с криминальными авторитетами.

И все же автор пытается пробудить в нас сочувствие к главному герою — он тоже жертва обстоятельств: ему выпало расти без отца в криминогенной среде и пришлось впитать в себя ее яд. При этом он принимает реальность как есть, в том числе политическую. На семейном застолье произносит тост за демократию и свободу. Режиссер вкладывает эти слова в уста бандита — еще одна идеологическая пружинка, давящая на сознание зрителя и меняющая восприятие происходящего на экране. Но главный герой не только потворствует темному желанию — заполучить легкую добычу с помощью мелкого разбоя, он еще и жертвует собой — ради семьи, стремясь обеспечить ей экономическое настоящее. В финале режиссер усиливает этот мотив: уже раненый и обессилевший, лидер криминальной группировки взрывает себя вместе с теми, кто его преследовал, и таким образом самоустраняется из реальности и уничтожает вместе с собой еще несколько источников зла, отравляющих жизнь социума. Ни им, ни ему места в будущем нет. И чем раньше их не станет, тем скорее оно наступит.

И те, кто смог в этом будущем оказаться, все сильнее чувствуют невидимую границу, которую обозначил Борис Ельцин символическим жестом «отречения от престола» — за несколько секунд до перехода через миллениум. Такими кадрами и заканчивается «Бык» Бориса Акопова. С этого момента девяностые превращаются в мифологическую реальность, где «убивали людей, и все бегали абсолютно голые, электричества не было нигде, только драки за джинсы с кока-колою». Чтобы визуализировать эти строки собственного сочинения, двадцатилетняя певица Монеточка в клипе, снятом Михаилом Идовым, перевоплощается в образ Данилы Багрова и оказывается внутри фильма «Брат». Он становится для нее слепком: по нему она восстанавливает память о десятилетии, в котором еще успела родиться. Девяностые для нее игровое пространство: там можно безнаказанно убивать, слушать хорошую музыку, а потом красиво лежать на дощатом настиле в свитере крупной вязки с расплывающимся кровавым пятном на груди. Но это все не по-настоящему.

В саундтреке фильма Борис Акопов спрессовывает вторую половину восьмидесятых. Для него жалостливые песни группы «Ласковый май» и наивное диско «Миража» тоже музыка девяностых. Они олицетворяют чистое и светлое начало, которое противостоит нацистскому панку и бессмысленным хаусу и техно. Главная героиня фильма также из второй половины восьмидесятых. Она персонаж, синтезированный сразу из двух суперхитов перестроечного периода: «Интердевочки» — девушка, мечтающая вырваться из русского ада через брак с иностранцем, и «Маленькой Веры» — провинциальная красавица, питающая непреодолимые чувства к местному хулигану. Совмещая эти пласты, автор выстраивает противоречивые образы и неубедительные сюжетные повороты. Но он тоже, вслед за Монеточкой, создает не психологически достоверную художественную реальность, а пространство игры-шутера, где можно убивать людей и не испытывать при этом угрызений совести, где смерть всего лишь шанс начать все заново и уже наверняка с чистого листа.

Кинематографические «девяностые» 

«Луна-парк», режиссер Павел Лунгин, 1992

Снятый на заре девяностых фильм, где впервые появился главный кинематографический герой этого исторического периода — коротко стриженный молодой человек, выковывающий волю к борьбе за место под солнцем в спортивном зале и при любом удобном случае легко выпускающий на свободу спрессовавшуюся в душе агрессию.

«Брат», режиссер Алексей Балабанов, 1997

Герой девяностых возвращается в социум с опытом участия в военных действиях. Чтобы утвердить справедливость силой, ему нет необходимости сначала провести годы в спортивном зале — он берет в руки оружие и расставляет все по своим местам. Нет такого зла, какому нельзя было бы противостоять. Когда правда на твоей стороне, убивать легко, а умирать не страшно.

«Брат 2», режиссер Алексей Балабанов, 2000

Герой девяностых утверждается в национальной идее и начинает чувствовать себя уверенно и в международном пространстве. Америка актуализируется как давний идеологический противник. Методы выяснения отношений с помощью огнестрельного оружия, отработанные на родине, оказываются эффективными и за ее пределами.

«Бригада», режиссер Алексей Сидоров, 2002

Наиболее подробное и сложно устроенное кинематографическое исследование девяностых. В противостоянии четверки бандитов с сотрудником милиции зрительские симпатии целиком и полностью на стороне криминальных элементов. Но их время заканчивается на пороге «нулевых»: погибают все до одного.

«Бумер», режиссер Петр Буслов, 2003

Еще одна четверка бандитов. Это сильные люди, привыкшие жить в экстремальных обстоятельствах. Поединок, который они ведут в финале криминальной карьеры сразу со всеми, — экзистенциальный поединок жизни со смертью, в нем зритель целиком и полностью на стороне жизни, но при этом понимает, что смерть неизбежна.

«Жмурки», режиссер Алексей Балабанов, 2005

Время действия фильма — 1995 год. Автоматы с газированной водой еще стоят на улицах. Образы бандитов уже лишены романтического флера. Это жестокие убийцы. Никакой этической границы между бандитами и милиционерами нет. Кто из них хуже — неизвестно. Десять лет спустя киллеры благополучно интегрируются во власть и бизнес.

«Ненастье», режиссер Сергей Урсуляк, 2018

Ностальгический взгляд на девяностые годы: люди, обладающие военным опытом, вынуждены прибегать к криминальным методам, чтобы отстоять свои права. Их главный соперник — местный олигарх, который беспощадно выдавливает их с контролируемой ими территории. Победа за человеком нового времени и новыми технологиями противостояния.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это еще не крах, но очень неприятно Это еще не крах, но очень неприятно

Нестыковки в нацпроектах отодвигают начало ускорения экономического роста

Эксперт
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Полимеры широкого инновационного действия Полимеры широкого инновационного действия

Компания «Робелл Технолоджи» выпускает инновационные полимерные материалы

Эксперт
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба

Реконструировали события из жизни Сира, чтобы выяснить, что привело к трагедии

Русский репортер
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Первая технологическая война Первая технологическая война

Удастся ли Китаю вернуть себе статус самой мощной цивилизации мира

Эксперт
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм! Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм!

Ученые превратили отбросы из канализации в косметику и парфюм

ТехИнсайдер
От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю

Как блюда и продукты становились поводами для войн и революций

Forbes
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр? Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр?

Почему винные бутылки объемом 0.75 литра стали мировым стандартом?

ТехИнсайдер
7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег 7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег

Что действительно нужно для получения результата и своевременного омоложения

VOICE
Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас? Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас?

Почему развитие навыков работы с ИИ — обязательный шаг, который нельзя отложить

Правила жизни
Остановить мигрень Остановить мигрень

Приступы повторяются в самый неподходящий момент? Попробуем победить мигрень

Лиза
Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия

Отрывок из повести-сказки, которая поможет пережить страшные времена

СНОБ
Алиса, привет! Алиса, привет!

Бесплатные сервисы с использованием нейросетей на все случаи жизни

Лиза
Архипанки Архипанки

Представители архитектурной молодежной сцены, устраивающие реновацию смыслов

Собака.ru
Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда

Вы когда-нибудь слышали про X-образные двигатели? Полагаю, что нет

ТехИнсайдер
Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона

История подростка, ставшего первым пациентом в мире, получившим укол инсулина

ТехИнсайдер
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья

Скрытые от глаз на протяжении столетий средневековые фрески собора в городе Анже

ТехИнсайдер
Открыть в приложении