Что происходит с книгами, музыкой и фильмами, если их перестают покупать

ЭкспертБизнес

Стриминговые сервисы: как они нас изменили

Что происходит с книгами, музыкой и фильмами, если их перестают покупать, предпочитая читать, слушать и смотреть по подписке

Вячеслав Суриков

Вся коммерческая история креативных индустрий состоит из соперничества двух способов продажи произведений искусств. Первый — когда потребитель платит за то, чтобы получить к ним кратковременный доступ. Прообразы современных стриминговых сервисов, где подписчик получает за ежемесячную плату временный доступ к каталогу с набором книг, музыки или фильмов, — библиотеки и музеи. Второй — приобретение произведения искусства в собственность, ради того чтобы созерцать/читать/слушать его бесконечное количество раз. Из всех видов искусства первозданный способ монетизации удалось сохранить только театру: оказываясь на спектакле, зритель по-прежнему получает уникальный опыт наблюдения за событиями, разворачивающимися у него на глазах. И пусть они очень похожи на те, что происходили днем раньше в том же месте, в то же самое время дня, тем не менее это предстает перед ним здесь и сейчас. Все остальное поддается копированию.

Проблема выбора

Первыми на милость подписчикам сдались музыканты. Они начали выстраивать новые отношения со слушателями и воплощать в жизнь экономические идеи, реализация которых стала возможной с появлением такой дистрибуторской площадки, как интернет. С его помощью музыканты смогли избавиться сразу от двух посредников, с которыми им до сих пор приходилось иметь дело: прессы и звукозаписывающих компаний. Но новая реальность включала в себя еще одну опцию — пиратство. Воротилы музыкальной индустрии были вынуждены задуматься о том, как защитить музыкальные файлы от копирования. Еще тогда Sony и Universal создали Pressplay, а AOL Time Warner, Bertelsmann, EMI совместно с RealNetworks — MusicNet. Оба сервиса были стриминговыми: музыку можно было слушать, но нельзя скачивать, однако обе системы оказались настолько неудачными, что рабочим решением, переформатировавшим монетизацию музыкальной индустрии, стал ITunes Store — детище Стива Джобса.

Пророк и вершитель цифровой революции настоял на том, что песни должны продаваться по 99 центов, 70 из которых уходили звукозаписывающим компаниям. Как пишет Уолтер Айзексон в биографии Стива Джобса, тот утверждал, что люди привязываются к любимым песням на эмоциональном уровне и хотят владеть композициями, а не брать их послушать. Сервис Apple Music, предоставляющий доступ к своему каталогу по подписке, появился только через три года после его смерти. К тому времени шведский стриминговый сервис Spotify существовал уже восемь лет. И только за несколько месяцев до смерти Джобса был запущен в США — тот едва ли не лично препятствовал его появлению на самом большом в мире музыкальном рынке. Возможно, именно таким образом он пытался всего лишь противодействовать реальности, в которой музыка живет считанные минуты. Прослушивание музыки перестало быть отдельным времяпрепровождением. Ее начали воспринимать преимущественно как фон.

Композитор и философ Владимир Мартынов в интервью «Эксперту» констатировал, что музыка в цифровую эпоху для слушателей обесценилась: «Вы заходите в супермаркет — она там звучит, в отеле заходите в лифт — она там звучит, в наушниках, в машине. Это не хорошо и не плохо. Просто раньше, чтобы послушать музыку, надо было приложить усилия, потратить время и куда-то прийти. Известна история про Баха: он, чтобы послушать Букстехуде, сутки шел пешком. Сейчас о чем-то подобном даже смешно говорить». Музыкальный продюсер и журналист Александр Кушнир обращает внимание на то, что распространение стриминговых сервисов для самих музыкантов обернулось диктатурой музыкальных редакторов: «Если у музыканта выходит новый сингл, он обязан быть на всех цифровых платформах. Но чтобы эту песню заметили, нужно проделать ювелирную работу. Формально песня есть везде, но при этом ее никто не слышит. Подборки — это новые локомотивы музыкальной истории. С одной стороны, путь слушателя к песне стал короче. С другой — потребители превратились в рабов этих подборок и редакторской вкусовщины».

К стриминговым сервисам, по подписке предоставляющим доступ к кино, у тех, кто его создает, претензии другого рода. Тимур Бекмамбетов в интервью «Эксперту» упрекнул их в том, что они никогда не публикуют данные о просмотрах: «Для них не важен зрительский успех. Фильмы для них служат рекламными роликами, которые позволяют привлекать новых подписчиков. Этот пузырь будет надуваться, а потом взорвется, потому что люди кончатся и cтанет невозможно дальше “поднимать потолок”. И тогда вдруг окажется, что король голый. Когда это произойдет, я не знаю». Голливудский продюсер Кларк Спенсер в интервью «Эксперту» по поводу анимационного фильма «Ральф против интернета» признался, что рассматривает стриминговые сервисы всего лишь как один из каналов дистрибуции: «Давайте вспомним историю: сначала говорили, что телевидение победит кино, потом такие же предположения делали насчет видео, но с кинотеатрами так ничего и не случилось. Полагаю, с онлайн-дистрибуцией получится то же самое: она будет лишь одним из вариантов дистрибуции фильма. Да, она имеет место, но традиционные походы в кино не вытеснит».

Преимущества изобилия

Для издателей бумажных книг поэкземплярная печать остается предпочтительной в силу прозрачности схемы, по которой она происходит. На этом настаивает президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. В нынешнем году стриминговый сервис Bookmate получил доступ к книгам каталогов издательств холдинга, до сих пор распространявшимся исключительно группой компаний «ЛитРес». Олег Новиков так прокомментировал для «Эксперта» эту сделку: «Мы приветствуем появление на рынке новых каналов и платформ — это подстегивает рост книжного рынка в целом. В частности, стриминговые сервисы вовлекают в процесс чтения молодежь. Думаю, что с ростом аудитории подписных сервисов мы постепенно сможем выйти на объемы, позволяющие не ограничивать ассортимент представленных там книг. “ЛитРес” остается лидером рынка электронных книг, в то же время холдинг “Эксмо-АСТ” готов сотрудничать с другими крупными площадками, которые осознают важность работы с читательской аудиторией и готовы инвестировать в развитие рынка».

Компания Bookmate стала предоставлять российским читателям доступ к книгам по подписке даже раньше, чем аналогичные возможности появились у читателей США и Европы. Десятки тысяч пользователей (об этом свидетельствует внутренняя статистика Bookmate) жаждали получить доступ к книгам каталогов издательств «Эксмо» и АСТ не иначе, как с помощью стримингового сервиса. В компании так объясняют пристрастие читателей к такому формату чтения: «Стриминговые сервисы предоставляют пользователю возможность читать в любое время и в любой ситуации и, главное, снимают проблему выбора в магазине, то есть мы позволяем читателю найти интересную книгу в момент, когда он заходит в приложение. Вопрос, какую книгу вы взяли бы с собой на необитаемый остров, просто исчез: берите приложение. Плюс такие сервисы меняют восприятие себя как читателя: раньше ты уединялся с книгой, а теперь можешь выбрать — уединиться или быть постоянно в некоем книжном клубе, где с тобой общаются друзья и знакомые, где можно найти друга по книжным интересам».

Максим Гурец, CEO стримингового сервиса MyBook, являющегося частью группы компаний «ЛитРес», утверждает, что главное преимущество сервиса — возможность пробовать разные тексты, которые предоставляет читателю модель подписки. В MyBook эта возможность распространяется более чем на четверть миллиона легальных электронных и аудиокниг: «Не понравилась одна книга — можно смело начать читать или слушать другую. К тому же современные сервисы предлагают пользователям целый набор технологичных функций: систему рекомендаций и синхронизацию устройств. Например, в MyBook можно переключаться между форматами — начать читать произведение и за одно нажатие переместиться в тот же абзац аудиоверсии; такие функции делают процесс чтения более удобным и позволяют читать и слушать практически в любом месте: в транспорте, на прогулке, в путешествии. Одна из любимых пользователями MyBook функций — статистика чтения, позволяющая отслеживать, с какой скоростью читаешь и сколько в месяц удается прочесть».

Поселиться в библиотеке

Для аудиокниг стриминговые сервисы существенно расширили аудиторию и в немалой степени способствовали тому буму, который сейчас переживет индустрия их производства. Как следует из комментария «Эксперту» Bookmatе, это связано со спецификой аудиокниг: «С ними сложнее попасть в читателя. Сама книга может быть ему интересна, а голос рассказчика — не понравиться. Хороший текст может стать скучным аудио или просто надоесть. То есть нужно искать своего рассказчика и тип книг, которые тебе нравятся именно в аудиоварианте. Бесконечно скачивать и пробовать просто неудобно». Константин Мильчин, шеф-редактор российского подразделения шведской компании Storytel, специализирующейся на предоставлении доступа к аудиокнигам по подписке, именно обилие возможностей называет главным преимуществом подписных сервисов: «Это как если бы вы поселились в библиотеке. То есть вы можете начать читать любую книгу. Не понравилось одна — пробуй другую. Когда кто-то сетует, что его родственник или знакомый не читает, скорее всего, проблема в том, что этот злосчастный нечитающий просто не нашел свою книгу. Подписной сервис позволяет найти такую книгу путем проб и ошибок. А еще это дешево».

По словам руководителя издательства «Аудиокнига» издательской группы «Эксмо-АСТ» Татьяны Плюты, доход от подписных сервисов составляет примерно 40% всех продаж аудиокниг: «На первый взгляд выгода от подписного формата для пользователя очевидна — стоимость подписки от 450 рублей. В течение месяца слушатель может прослушать неограниченное количество аудиоверсий, но, по данным наших партнеров, в среднем подписчики прослушивают не более двух книг в месяц». Она рассказывает: сейчас АСТ, как и многие другие издатели, продвигает формат скачивания файлов через условный «карантин», придерживая передачу нового и премиального контента в подписные каталоги. В результате не все слушатели дожидаются новинку в подписке и, имея действующую подписку, приобретают аудиокнигу в сервисах разовой загрузки: «Я не думаю, что в перспективе подписная модель вытеснит разовую загрузку, — у каждого способа потребления есть свои преимущества и возможности для развития».

Еще одно отличие книжных стриминговых сервисов от тех, что занимаются продажами поштучно, в том, что они не скованы необходимостью «переиздавать» востребованные книги. И считают, что их задача — выстроить коммуникацию так, чтобы классики и современники были востребованы одинаково. Один из этапов развития — создание собственных продуктов. Таким путем вслед за Netflix и HBO идет и Bookmate, и группа компаний «ЛитРес». В другом случае сервисы станут отличаться от конкурентов только продуктом, но не библиотекой, ведь в конечном счете на всех платформах будут одни и те же книги. Производство эксклюзивного контента для них очередной шаг на пути выстраивания не только продуктового, но и контентного имиджа бренда. Другая причина — необходимость экспериментировать в поисках новой аудитории. Среди подобного рода экспериментов — книжные сериалы, где эпизоды выходят раз в неделю. Стриминговые сервисы справедливо обращают внимание на то, что традиционным издательствам такие форматы недоступны. Так они наращивают аудиторию, увеличивают прибыль и создают новую культурную реальность.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Холодный ветер согреет города Холодный ветер согреет города

В России разработали установку для превращения энергии ветра в тепло

Эксперт
Созданы первые в мире роботы, состоящие только из живых клеток Созданы первые в мире роботы, состоящие только из живых клеток

Исследователям удалось собрать из живых клеток единую систему – биороботов

Популярная механика
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Почему бумажная промышленность вредит экологии и как с этим бороться Почему бумажная промышленность вредит экологии и как с этим бороться

Производство наносит вред окружающей среде, но индустрия пытается этого избежать

РБК
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Почему женщины изменяют? Почему женщины изменяют?

О причудливой психологии неверности рассказывает Михаил Лабковский

Cosmopolitan
«Советский Союз разбился о собственный прекрасный образ» «Советский Союз разбился о собственный прекрасный образ»

Наш четвертый подкаст, посвященный мифам о распаде СССР

Эксперт
Главные открытия в космосе за 10 лет Главные открытия в космосе за 10 лет

2010-е стали временем огромных успехов в изучении и освоении космоса

Esquire
Игры патриота Игры патриота

Почему Александр Туголуков хотел продать «Библио-Глобус» британской Thomas Cook

Forbes
Наследников у вождей не бывает Наследников у вождей не бывает

25 мая 1922 года у Ленина случился удар. Казалось, он не выживет

Дилетант
Дитя цветов Дитя цветов

Все люди делятся на тех, кто знает, и тех, кто не знает Лизу Шатилову

Maxim
Мегаломаньяк, не знавший границ. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле Мегаломаньяк, не знавший границ. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле

Александр Македонский — великий герой или кровавый завоеватель?

Forbes
Объем 8D и «эффект Ким»: главные антитренды в наращивании ресниц Объем 8D и «эффект Ким»: главные антитренды в наращивании ресниц

7 самых странных способов наращивания ресниц

Cosmopolitan
Асаны в йоге — какие позы помогут расслабиться Асаны в йоге — какие позы помогут расслабиться

Какие асаны в йоге подойдут для начинающих

Cosmopolitan
Евгения Риц: Кольцо Вейса Евгения Риц: Кольцо Вейса

Новый текст поэта и прозаика Евгении Риц

СНОБ
«Побывать в Эрмитаже — мечта моей жизни» «Побывать в Эрмитаже — мечта моей жизни»

Интервью с основательницей культурного фонда Alda Fendi — Esperimenti

Огонёк
Как принц Гарри и Меган Маркл заработают $3 млн, которые нужны им для «финансовой независимости»? Как принц Гарри и Меган Маркл заработают $3 млн, которые нужны им для «финансовой независимости»?

Принцу Гарри и его супруге Меган нужно как минимум $3 млн в год на жизнь

Forbes
Умные, но не часы: как выбрать фитнес-браслет Умные, но не часы: как выбрать фитнес-браслет

Хорошим выбором могут стать фитнес-браслеты, дополняющие смартфон

Популярная механика
Как мы читаем: литературные критики — о собственных методиках и ритуалах Как мы читаем: литературные критики — о собственных методиках и ритуалах

Чем чтение «для себя» отличается от профессионального?

РБК
Переждать волну Переждать волну

Настасья Самбурская: энергичная и дерзкая

Домашний Очаг
Москва вошла в число самых дорогих городов мира для миллиардеров Москва вошла в число самых дорогих городов мира для миллиардеров

По каким критериям оценивают Москву миллиардеры?

Forbes
Кто и как превращает Дубай в новую гастрономическую столицу мира Кто и как превращает Дубай в новую гастрономическую столицу мира

Ресторанная жизнь в Дубае развивается крайне стремительно

РБК
Мировая война, она же Мелкая пакость Мировая война, она же Мелкая пакость

Стартовая фактура всем известна, не будем повторяться

СНОБ
Четыре комнаты Четыре комнаты

«Если вы читаете этот текст, значит, я осталась в живых»

Tatler
Иордань, Роскомнадзор и Грета Тунберг Иордань, Роскомнадзор и Грета Тунберг

Почему в России даже Крещение — смесь народного героизма и тупейшей казенщины

Русский репортер
«Скрупулезный следователь»: кто сменит Юрия Чайку в Генпрокуратуре и чего от него ждать «Скрупулезный следователь»: кто сменит Юрия Чайку в Генпрокуратуре и чего от него ждать

Игорь Краснов стал кандидатом на пост генпрокурора

Forbes
Счета за электричество: как светофор превратился в ловушку для водителей Счета за электричество: как светофор превратился в ловушку для водителей

Негаснущая стрелка на светофоре превратилась в ловушку для водителей

РБК
Гаганавты и гуманоид Гаганавты и гуманоид

«Огонек» присмотрелся к особенностям индийского пути к звездам

Огонёк
Папу гложет Папу гложет

Проблема татлеровских отцов и детей в 2020‑м — передача состояний

Tatler
Рецепт счастья: как быстро избавиться от похмелья Рецепт счастья: как быстро избавиться от похмелья

Что делать, если роскошное застолье все же сопровождалось чрезмерным возлиянием

Cosmopolitan
Открыть в приложении