В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова

ЭкспертКультура

«Страсти по Бумбарашу»: театр на пределе возможностей

В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова.

Вячеслав Суриков

Первая версия спектакля «Страсти по Бумбарашу» не сходила со сцены театра восемнадцать лет. Фото: Ксения Бубенец

«Страсти по Бумбарашу» пленяют накалом эмоций, полыхающих на сцене на протяжении всех двух часов, пока длится спектакль. В нем актеры совершают чудо превращения в единое тело. Оно то трепещет от восторга, то вспыхивает от гнева, и зритель видит каждое его движение. На сцене есть исполнители сольных партий и есть кордебалет, эмоционально усиливающий реплики солистов, укрупняющий их жесты. «Страсти по Бумбарашу» нанизаны на главного героя — он путешествует сквозь сценическое действие и сталкивается то с одним антигероем, то с другим: для него каждый — еще одно лицо войны, от которой он изо всех сил пытается ускользнуть. Он одиночка, мечущийся между двумя противоборствующими сторонами, ни одна из которых ему не близка. Он ставит перед собой невыполнимую задачу, но именно она его в конце концов и спасает: не пристав ни к одному из берегов бушующей реки, он единственный остается в живых. Его выручает не хитрость, а простодушие и последовательность.

Гражданская война — это фон, который фиксирует разделенность человечества на сообщества, всегда противостоящие друг другу. Гайдар — изначальный автор сюжета — воспроизвел на этом фоне персонажа, до сих пор блуждавшего из одного мифологического сюжета в другой. Юлий Ким наделил русского Одиссея поэтической выразительностью, а Владимир Дашкевич — музыкальной. Если фильм начала семидесятых стал воплощением жанра истерн — в нем доминирует сюжет, то в спектакле все подчинено ритму музыки. Действие развивается стремительно: Бумбараш только успел взлететь на воздушном шаре, чтобы осмотреть позиции противника, и вот он уже возвращается из австрийского плена в страну, охваченную новой войной. Он пытается вернуться домой, но дома в его прежнем виде нет и в помине: судьба толкает его в руки то красных, то бандитов и, наконец, белых, которые ему — солдату Первой мировой войны с законсервированным в плену сознанием — оказались если не ближе, то понятнее всех остальных.

Песни и музыка Владимира Дашкевича врезались в общественную музыкальную память сразу после выхода фильма — один только шедевр «Ходят кони» чего стоит. Если не знать наверняка автора песни «Журавль по небу летит», то ее можно легко счесть рожденной в глубинах стихии народного творчества. Эти песни выделяются среди прочих, но вместе со всей остальной музыкой и тем более в исполнении актеров на сцене мы видим их изначальный замысел. Музыка в «Страстях по Бумбарашу» — драматургический камертон. Все, что нужно было от Владимира Машкова как от режиссера, — отдаться этой стихии, погрузиться в нее самому и погрузить в нее актеров, что не упрощало задачу, а скорее усложняло ее: здесь недопустима малейшая фальшь. «Страсти по Бумбарашу» сопоставимы по мелодическому разнообразию и драматургической насыщенности с бродвейской «Вестсайдской историей» Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма. В отличие от «Вестсайдской истории» «Страсти по Бумбарашу» — мюзикл, совершивший обратное движение: из кино на сцену, где еще не до конца прожил свою историю.

В Театре Олега Табакова он выходит на новый круг своего сценического воплощения. Предшествующий случился двадцать восемь лет назад с Евгением Мироновым в главной роли. В новой версии Бумбараша играет Севастьян Смышников, родившийся на восемь лет позже первой премьеры «Страстей» и совсем не похожий ни на первого исполнителя этой роли, ни тем более на канонический кинообраз, созданный Валерием Золотухиным. Но миссия Севастьяна Смышникова не в том, чтобы повторить подвиг предшественников или даже превзойти их, — ему нужно стать энергетическим центром этого спектакля. Он не покидает сцену на протяжении почти всего сценического действия, и все это время должен находиться в центре эмоциональных потоков, которые закручивают на сцене все остальные актеры, а их больше сорока — в спектакле задействована вся труппа театра. В каждый сцене он погружается в стихию этих эмоций, и все, что ему нужно, — выплыть целым и невредимым.

Владимиру Машкову еще раз удалось невозможное: он дважды поставил один и тот же спектакль на сцене одного и того же театра. Ранее он произвел подобный опыт со спектаклем «Матросская тишина», где к тому же еще и сам сыграл ту же роль — в этом случае двадцать девять лет спустя. Оба спектакля вынырнули из глубины прошлых лет и проявили изначальный образ театра — переполненный эмоциями и небывалой, бьющей наотмашь энергией. Владимир Машков, будучи сам невероятным мастером перевоплощения, актером с фантастическим обаянием, каждый раз оказывается способен вывести актеров на ту вершину, которую ему самому уже удалось покорить. Он и сам каждый раз превосходит сам себя, и актеры в его спектаклях совершают нечто подобное: спектакли Владимира Машкова — идеальное пространство для проявления артистических талантов.

Источник эротической энергии спектакля — Анна Чиповская в роли Софьи Николаевны, эффектной бандитской атаманши. Гайдар не смог закончить повесть про Бумбараша, но смог так сплести сюжетные линии, что они, прежде чем пройти кульминацию и свиться в развязку, то и дело озаряются усиливающими напряжение взрывами. Софья Николаевна не только выступает в роли одного из центров притяжения главного героя, у нее своя сюжетная линия, которая еще вспыхнет накануне трагической развязки и усилит ее сияние. Анна Чиповская в этом образе обольщает зрителей — и мужчин, и женщин. В этой пьесе она изысканная черная птица, предвещающая смерть. Она символ феминизма двадцатых годов, амазонка, не останавливающаяся перед насилием, более того, находящая в нем вкус и не страшащаяся смерти — она словно бы ждет сулящего ей гибель сражения. Возможно, она и есть сама смерть, которая обрекает на близкий конец всех, кто попадается ей на глаза. И только Бумбарашу удается выскользнуть живым из закрученной смертью кровавой воронки. Цена его жизни — смерть всех, кто ему был до сих пор хоть сколько-нибудь близок.

В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война — пространство приключений, оно изматывает, оно убивает, но в нем не скучно, здесь люди превосходят сами себя и из обычных крестьян, живших в однообразном ритме, превращаются в героев, сеющих смерть вокруг себя. И все же этот спектакль скорее манифест пацифизма, чем манифест войны. Ее герой — маленький человек, который не умеет воевать, который и не является героем, и не пытается его из себя изображать. Он не соблазняется ни возможностью безнаказанно убивать, ни теми выгодами, которые может сулить ему убийство. Он бежит от насилия со всех ног, пока не попадает в братоубийственную ловушку. В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война поначалу является в романтическом ореоле, но в финале избавляется от него. «Комиссары в пыльных шлемах» всего лишь иллюзия, смерть здесь единственная реальность.

«Страсти по Бумбарашу» — это одна из первых глав в истории русского мюзикла — жанра, бум которого в Советском Союзе пришелся как раз на семидесятые годы. Когда-то «Бумбараш» заставил Юлия Кима примерить амплуа либретто, в котором его и по сей день — полвека спустя — никому не удалось превзойти, и позволил реализоваться творческой энергии Владимира Дашкевича. Тот написал идеальный русский мюзикл — такой, каким он должен быть: ни на что не похожим. Сегодня в «Страстях по Бумбарашу» выплескивается безудержная энергия труппы Театра Олега Табакова. На сцене мы видим все, на что только способен театр, мы видим театр на пределе возможностей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почта Банк ставит на Кавказ Почта Банк ставит на Кавказ

Как Почта Банк работает и зарабатывает в сложном Северо-Кавказском регионе

Эксперт
«Звук металла» — притча о глухом барабанщике, который не смог «Звук металла» — притча о глухом барабанщике, который не смог

«Звук металла» с помощью восприятия музыки рассказывает притчу о хрупкости жизни

СНОБ
«Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти «Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти

Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

Эксперт
Нужно ли ребенку летом заниматься школьными предметами? Нужно ли ребенку летом заниматься школьными предметами?

Чем детям все-таки стоит заниматься на каникулах?

Psychologies
Экология Экология

Самой актуальной антиутопией по-прежнему остается климатическая

Esquire
Школьные каникулы с пользой: зачем и чему учиться летом Школьные каникулы с пользой: зачем и чему учиться летом

Чем можно занять ребенка в летний период с пользой для его образования?

Psychologies
Рак излечим. И даже в России Рак излечим. И даже в России

Современные методы терапии рака очень дороги, но за ними будущее

Эксперт
Стоит ли устраивать разгрузочные дни. Мнение врача Стоит ли устраивать разгрузочные дни. Мнение врача

Изучаем нюансы проведения разгрузочных дней

РБК
«День, когда я перестала обижаться» «День, когда я перестала обижаться»

Наша читательница уверена: отказавшись от обид, она обрела свободу

Psychologies
«Хвалите мужа и не извиняйтесь!»: секреты счастливого брака Мерил Стрип «Хвалите мужа и не извиняйтесь!»: секреты счастливого брака Мерил Стрип

Правила Мерил Стрип, которые помогли ей сохранить отношения с мужем

Cosmopolitan
От Мирославы Карпович и Нюши до звезды шоу «Холостяк»! Все девушки Егора Крида От Мирославы Карпович и Нюши до звезды шоу «Холостяк»! Все девушки Егора Крида

Музыкант Егор Крид известен своими романами с популярными красавицами

Cosmopolitan
Как стать долгожителем: советы для тех, кто планирует дожить до 100 лет Как стать долгожителем: советы для тех, кто планирует дожить до 100 лет

Сколько может жить человек и как стать долгожителем?

Cosmopolitan
Ё-моё, сани и бутылка водки: что изобретают и патентуют богатейшие люди России Ё-моё, сани и бутылка водки: что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Насколько изобретательны 200 богатейших предпринимателей из списка Forbes

Forbes
Бедовый месяц Бедовый месяц

Почему именно совместные каникулы опасны для пар?

Cosmopolitan
5 составляющих успеха фильма «Форсаж» 5 составляющих успеха фильма «Форсаж»

Почему последние 20 лет весь мир смотрит новые фильмы франшизы «Форсаж»

GQ
Самосбывающееся проклятие: почему слухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены Самосбывающееся проклятие: почему слухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены

Все чаще можно услышать, будто рост цен в США выходит из-под контроля

Forbes
Неолитические каменные кольца получили вторую жизнь в индийских деревнях Неолитические каменные кольца получили вторую жизнь в индийских деревнях

Древние артефакты в провинции Одиша используют для лечения коров и коз

N+1
Преступления, раскрытые признаниями на смертном одре Преступления, раскрытые признаниями на смертном одре

Все как в том детективе, только по-настоящему!

Maxim
«Такое могло произойти только с женщиной»: как Бритни Спирс лишили права контролировать свою личную жизнь, финансы и карьеру «Такое могло произойти только с женщиной»: как Бритни Спирс лишили права контролировать свою личную жизнь, финансы и карьеру

Как в XXI Бритни Спирс могла лишиться права распоряжаться собой?

Forbes
«Локдаун встряхнул»: почему растут цены на загородную недвижимость и что будет дальше «Локдаун встряхнул»: почему растут цены на загородную недвижимость и что будет дальше

Впервые с 2014 года застройщики начинают строить новые коттеджные поселки

Forbes
Не только Человек-паук: лучшие фильмы с Тоби Магуайром Не только Человек-паук: лучшие фильмы с Тоби Магуайром

Какие ещё фильмы с участием Тоби Магуайра заслуживают внимания

Cosmopolitan
5 самых красивых затонувших городов мира 5 самых красивых затонувших городов мира

Что насчет подводных путешествий?

Популярная механика
«Я жесток из-за ее хамства!»: директора «Ленкома» шокировала критика Поргиной «Я жесток из-за ее хамства!»: директора «Ленкома» шокировала критика Поргиной

Марк Варшавер ответил на негативные высказывания вдовы Николая Караченцова

Cosmopolitan
Одежда попала в онлайн-оборот Одежда попала в онлайн-оборот

На рынке одежды, обуви и имиджевых предметов происходят масштабные перемены

Эксперт
Сестры Фэннинг. Такие разные. Такие похожие Сестры Фэннинг. Такие разные. Такие похожие

Дакота и Эль Фэннинг начали актерскую карьеру совсем маленькими

Караван историй
Любимая невестка королевы: как жена принца Эдварда добилась доверия Елизаветы II Любимая невестка королевы: как жена принца Эдварда добилась доверия Елизаветы II

Жена принца Эдварда стала членом британской монархии без громких фанфаров

Cosmopolitan
Европейские дизайнеры — о том, как создать ресторан в здании с историей Европейские дизайнеры — о том, как создать ресторан в здании с историей

Четыре знаковых дизайнерских ресторана в Париже, Нанси, Венеции и Лондоне

РБК
Что такое наркозависимость и как защитить от нее близких Что такое наркозависимость и как защитить от нее близких

Что такое наркомания в современном мире и как спасти от нее близких

РБК
Бедность по наследству: как сломать семейный сценарий Бедность по наследству: как сломать семейный сценарий

Почему кто-то становится миллионером, а другие вынуждены жить на копейки?

Psychologies
Многоликий никотин Многоликий никотин

Какую пользу может принести главный алкалоид табака

Наука
Открыть в приложении