Станкостроение может выпускать станки, в том числе самые сложные и высокоточные

ЭкспертБизнес

Станкостроению нужен план

Выставка «Металлообработка» показала: отрасль может выпускать станки, в том числе самые сложные и высокоточные. Но для ее стабильной работы необходимы меры для обеспечения полномасштабного возрождения и стратегического развития

Александр Астапов

Фото: Олег Сердечников

Сухие официальные цифры Минпромторга, названные заместителем министра Михаилом Ивановым на пленарном заседании в ходе выставки «Металлообработка»: в 2021 году импорт станков в денежном выражении составил 77%, инструмента — 62%, в 2022-м — 66 и 52,6% соответственно. И снижение доли импорта в прошлом году можно списать в большей мере на «потребительский шок», чем на рост собственного производства. При том что в прошлом году отечественное станкостроение выпустило станков и оборудования на 60 млрд рублей, на четверть больше, чем годом ранее, работая со стопроцентной загрузкой (некоторые заводы загружены заказами до 2025 года). Впрочем, это мало: весь рынок оценивается Минпромторгом в 180 млрд рублей, а износ основных фондов у основного потребителя металлообрабатывающего оборудования — машиностроения — по данным Торгово-промышленной палаты, достигает 60%, и это тревожный сигнал для страны в целом.

Замещение же западного оборудования китайским происходит в основном в наиболее массовых сегментах, не требующих особых компетенций. Но заместить, скажем, оборудование для изготовления шестерен от лидеров индустрии (в первую очередь американской Gleason) некому — как, в общем, и в советские годы. А тем более сейчас, когда от советской отрасли остались, по сути, фрагменты. И от производственной базы, и подавно от «мозговых центров», отраслевой науки. И с уходом доминировавших последние годы западных корпораций появились, с одной стороны, невиданные ранее возможности для увеличения сбыта отечественных станков, а с другой — наращивать особо нечего. Хотя сказать, что ничего не делается ни самими станкостроителями, ни государством, — погрешить против истины. Базис отрасли, НИОКР, уже субсидируются Минпромторгом: пока выделено 1,6 млрд рублей на 12 проектов.

По словам генерального директора дочерней компании «Ростеха» «РТ-Капитал» Семена Якубова, станкостроительный холдинг «Стан», где госкорпорация — один из совладельцев, готовится к рывку в 2024 году. Унификация моделей, выделение группы наиболее востребованных станков, новые разработки, свои шпиндели, свои двухкоординатные обрабатывающие «головы», своя система ЧПУ «Мехатроника». Последняя также разработана в контуре «Ростеха» ВНИИ-инструментом — и уже внедряется в серийное производство. В ближайшие годы намечен выход на 15 млрд рублей выручки в год в нынешнем контуре, что в два раза больше выручки 2021 года. В скорой перспективе — строительство современного завода, входящего в федеральный проект развития станкостроения. Цена вопроса — 25 млрд рублей, из них предположительно 20 млрд — из федерального бюджета. Завод будет выпускать 1000 мало- и среднегабаритных станков и 70 крупногабаритных в год.

Вот только сам проект пока не принят — по словам Михаила Иванова, он до сих пор «в стадии согласования» с Минфином. Принятия проекта участники рынка ожидают с марта этого года. Но пока его нет, и неизвестны ни суммы господдержки, ни ее сроки. Поэтому замминистра промышленности ограничился лишь скупыми заявлениями: «…что-то собираемся успеть в этом году, что-то в следующем и актуализировать стандарты для соответствия современному уровню и унификации решений».

Впрочем, станкостроители не жаловались на сложности текущего момента (за вычетом традиционных уже во всех отраслях стенаний о кадровом голоде). А вот об отдаленных перспективах, на пять лет и более, говорили прямо: расширять производство без четкой государственной политики в области станкостроения нет смысла. Уже проходили в 1990-е, когда из больших заводов становились маленькими. И наступать на те же грабли желания нет.

Поэтому резонны ожидания от государства и дорожной карты на средне- и долгосрочную перспективу, и воссоздании под управлением Минпромторга станкостроения как устойчивой системы, со своими научными учреждениями, центрами компетенций и компонентной базой, включая электронику. А это не только деньги, но и время. Не пять и не десять лет. Но выхода нет: западная технологическая блокада надолго, и параллельным импортом проблему не решить. Как и китайскими станками, в основном массовыми, а не узкоспециализированными, без которых нет топовых технологий в металлообработке.

И нетоповых тоже. Достаточно вспомнить коробки передач «Лад» последних выпусков, в недра которых вернулся пресловутый вой. Такого оборудования для финишной обработки зубчатки, как на немецком ZF, в стране нет. А ведь трансмиссии вазовских машин далеко не вершина технологий по нынешним временам, даже по меркам механических коробок передач. Зубчатку же для автоматических трансмиссий (она с иным, «планетарным», профилем зуба) у нас изготавливать просто некому. И это опять-таки всего лишь один показательный пример из не самого высокотехнологичного направления не только в машиностроении вообще, но и в производстве шестерен в частности.

Гигапринтер «Росатома» позволяет печатать заготовки из любых сплавов, включая жаропрочные. А также биметаллические детали, делая «слоеный пирог» из разных материалов с разными температурами плавления и временем застывания. Фото: Олег Сердечников

Не лаптем щи

Тем не менее на выставке нашим станкостроителям было что показать. Пожалуй, главное достижение — самый большой в мире 3D-принтер для изготовления деталей методом послойного порошкового спекания (оно же прямое лазерное выращивание, оно же DMD-процесс). И не надо смеяться: советские слоны и советские микросхемы, конечно, были самыми большими в мире, но разработка компании «Русатом — Аддитивные технологии» и Санкт-Петербургского морского технического университета (Институт лазерных и сварочных технологий), оснащенная двумя промышленными шестиосевыми роботами и позиционером, грузоподъемностью до 8 тонн действительно позволяет выращивать детали диаметром до 2,2 и высотой до 1 метра. Производительность — до 2,4 кг/ч при применении порошковых материалов из никелевых сплавов, нержавеющих и жаропрочных сталей. Это указывает и на потенциального потребителя: авиапром и энергетическое машиностроение. В силу малой серийности (а то и единичного производства) изделий эти отрасли нуждаются в развитии аддитивных технологий такого уровня, которые более эффективны, нежели традиционное литье.

Вышеупомянутый «Стан» показал не столь впечатляющие, но тоже серьезные новинки. СТШ ЭКО — СЧПУ для шлифовки твердосплавных инструментальных пластин. Особенности — манипулятор и полностью автономная система управления, позволяющая автоматизировать процесс полностью.

Вторая новинка — высокоточный сверлильно-фрезерно-расточной «пятикоординатник» 1000VBFL на «сименсовской» системе ЧПУ Sinumerik 840D. Допустимая погрешность обработки — 0,005 мм, что позволяет обрабатывать «под ключ» среднеразмерные (до 1500×450 мм) заготовки, например лопаток турбин или блоков цилиндров ДВС.

Подобные станки имеются на российских предприятиях (в частности, в НАМИ), но западного производства. Но сейчас нам нужно не только перегнать, но догнать ЕС и США. Не престижа ради, а чтобы дать машиностроителям (включая авиа- и автомобилестроение) возможность производить современную технику в условиях тотальной технологической блокады.

Участники выставки в ходе проходивших в ее рамках мероприятий отмечали, что государство сейчас оказывает существенную поддержку отрасли. Например, Юрий Коваль, гендиректор Южного завода тяжелого станкостроения (возрожденного в 2016 году Завода имени Седина, в советские времена мирового лидера по производству токарнокарусельных станков), заявил о достаточности мер поддержки завода. В том числе прямой финансовой: за последние четыре года завод получил на развитие производства 109 млн рублей из краевого Фонда развития промышленности. В этом году планы заводчан — нарастить производство в полтора раза, произведя 23 единицы продукции, включая обрабатывающие центры с ЧПУ, на сумму около 3 млрд рублей. Для сравнения: объем производства в мирном 2021-м составил 460 млн рублей.

Те же, кто смотрит дальше, чем на ближайшие пять лет, задавались вопросом о дальнейших перспективах, начиная с научной базы. Она, по их словам, должна включать в себя расчет потребностей и определение перспективных направлений развития российского станкостроения (слово «маркетинг», заметим, здесь не употребляли). И превращения разрозненных, в основном отнюдь не гигантских предприятий в полноценную базу развития промышленности в целом. Благо у станкостроителей впервые за многие десятилетия появился реальный шанс для этого. Китай ввиду собственной отсталости в передовых сегментах станкостроения нам не поможет (не считая массовых станков и центров). А параллельный импорт столь сложного оборудования находится под жестким контролем его производителей — недружественных нам стран и, судя по всему, вскоре станет невозможен.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цена монархии Цена монархии

Как дорого короли обходятся подданным

Деньги
Бритва не понадобится: как предотвратить появление катышков на одежде Бритва не понадобится: как предотвратить появление катышков на одежде

Как предотвратить появление катышков в нашей жизни?

VOICE
От города миллионеров к СберСити От города миллионеров к СберСити

Город от Сбера: акцент на экотехнологии и цифровизации

Эксперт
Что такое pleasure gap и почему женщины получают меньше удовольствия от секса Что такое pleasure gap и почему женщины получают меньше удовольствия от секса

Почему мы все еще далеки от сокращения pleasure gap в сексе?

Forbes
Банкомат с российскими «мозгами» Банкомат с российскими «мозгами»

В России стали выпускать банкоматы на основе отечественного процессора «Эльбрус»

Эксперт
5 писателей-фронтовиков и их судьбы 5 писателей-фронтовиков и их судьбы

Как провели военные годы писатели-фронтовики и что их вдохновило?

Культура.РФ
Азиатское окно в Европу Азиатское окно в Европу

Генеральный директор РТТП — как выстраиваются отношения России и Турции

Эксперт
13 лучших комедий эпохи видеокассет 13 лучших комедий эпохи видеокассет

Вспоминаем фильмы, на которых выросли все современные комики

Maxim
Гонка ограничений: есть ли предел санкциям? Гонка ограничений: есть ли предел санкциям?

Почему человечество заигралось в санкции и можно ли против них бороться

Эксперт
Геологи посчитали глобальную толщину и плотность коры Марса Геологи посчитали глобальную толщину и плотность коры Марса

В среднем марсианская кора намного толще земной или лунной

ТехИнсайдер
Большая кампания для небольших компаний Большая кампания для небольших компаний

Промышленная ипотека: все нюансы и тонкости

Эксперт
Четыре сыра Четыре сыра

Как сменить город на деревню и стать сыроваром

Вокруг света
Экономика с человеческим лицом Экономика с человеческим лицом

Почему нужно вернуть человека в основание экономической теории

Эксперт
«Ты — мой!»: что делать, если вы собственник «Ты — мой!»: что делать, если вы собственник

Как избавиться от собственнического инстинкта и создать доверительные отношения

Psychologies
Культурный гид по Владикавказу: что смотреть и куда идти в столице Северной Осетии Культурный гид по Владикавказу: что смотреть и куда идти в столице Северной Осетии

Исследуем столицу Северной Осетии: интересные старые и новые локации

Forbes
Загадочная покупательница кофе, работа с бывшим и мечты о космосе — истории о клиентах от предпринимателей в День предпринимателя Загадочная покупательница кофе, работа с бывшим и мечты о космосе — истории о клиентах от предпринимателей в День предпринимателя

Из любого опыта и взаимодействия можно извлечь полезный урок!

Inc.
Исправление судьбы: как вернуть свою жизнь в правильное русло Исправление судьбы: как вернуть свою жизнь в правильное русло

Если ощущаешь, что проживаешь не свою жизнь, самое время внести коррективы

VOICE
Насколько проработаны ваши травмы? Насколько проработаны ваши травмы?

Мы предлагаем проверить, насколько вы проработали свои травмы

Psychologies
Что им зной: как защитить свои ногти от летних стрессов (и даже уберечься от рака!) Что им зной: как защитить свои ногти от летних стрессов (и даже уберечься от рака!)

Летние стрессы несут серьезную опасность для наших ногтей

VOICE
Дерзкие кудри Дерзкие кудри

Секреты здоровья вьющихся волос. 7 правил для идеальных локонов

Лиза
«Человек, без которого всё рухнет»: как работать с коллегой, который закольцовывает на себе все процессы — три истории «Человек, без которого всё рухнет»: как работать с коллегой, который закольцовывает на себе все процессы — три истории

Как работать с «человеком-без-которого-всё-рухнет»?

VC.RU
А с детьми можно? А с детьми можно?

Про путешествия с детьми копий сломано не на одну армию

Новый очаг
Как пережить период сессии без вреда для ментального здоровья: советы от психолога Как пережить период сессии без вреда для ментального здоровья: советы от психолога

Эксперт расскажет, как бороться с возникающими на фоне учебы проблемами

Psychologies
Транзитная зона: как устроена жизнь в мангровом лесу Транзитная зона: как устроена жизнь в мангровом лесу

Здесь а обитатели моря стоят перед выбором — какую из двух сред предпочесть

Вокруг света
Главное в образовании — учитель Главное в образовании — учитель

Качество педагогического корпуса — определяющее звено любой системы образования

Эксперт
Selfmade Selfmade

«Тот факт, что я вечный студент на экране, меня ни капли не задевает»

OK!
От социального прогресса до манипуляции сознанием: как работает окно Овертона От социального прогресса до манипуляции сознанием: как работает окно Овертона

Как работает концепция окна Овертона

Forbes
«Энергетические вампиры»: как от них защититься? «Энергетические вампиры»: как от них защититься?

Существуют люди, которые будто высасывают из нас радость. Откуда они берутся?

VOICE
Защищайтесь! Защищайтесь!

Что такое иммуномодуляторы и могут ли они быть опасными

Лиза
«Зона интересов»: каким получился фильм Джонатана Глейзера про холокост «Зона интересов»: каким получился фильм Джонатана Глейзера про холокост

Самый долгожданный участник Каннского фестиваля — парализующий фильм ужасов

Правила жизни
Открыть в приложении