На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

ЭкспертСобытия

«Раневская»: иллюстрации из жизни актрисы прошлого века

На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

Вячеслав Суриков

«Раневская» — еще один проект, идея которого, как и сериала «Вертинский» (премьера годичной давности), была сгенерирована на Первом канале больше десяти лет назад. Если «Вертинского» отложили на долгие годы из-за финансовых проблем, то «Раневской» пришлось задержаться с началом съемок, скорее, по причине сомнений в качестве сценария. Автором финальной версии стала Лариса Жолобова. Ей удалось найти концепцию, которую продюсеры сочли подходящей для рассказа о Фаине Раневской. Другим фактором, позволившим запустить проект, стала актриса Мариэтта Цигаль-Полищук: она оказалась настолько убедительной в образе главной героини, что продюсеры даже отвергли первоначальное намерение искать двух актрис на эту роль. Дело в том, что действие сериала происходит начиная с 1915 года, когда девятнадцатилетняя Раневская решается на побег из Таганрога в Москву, до 1978-го, в котором 82-летняя актриса снимается в телевизионной версии спектакля «Дальше — тишина». Продюсеры решили добиваться внешнего сходства с помощью грима.

Есть ли комический эффект?

У главной героини сериала помимо актерских есть еще несколько достижений. Она фольклорный персонаж. Фаина Раневская — автор афоризмов, сборники которых издаются и переиздаются на протяжении нескольких десятков лет. Какие-то из них цитируются как обиходные выражения и по сей день. Сценаристка не преминула этим воспользоваться. Она щедро наделила экранную героиню общеизвестными остроумными репликами. Причем самую знаменитую, «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш», Раневская произносит еще в Таганроге, обращая ее к предполагаемому жениху. Афоризмы стали не только подспорьем для сценаристки, но и ловушкой, как для нее, так и для режиссера и актрисы. Сценаристка была вынуждена придумывать сцены, где ее героиня могла бы произнести эти фразы, режиссер должен был сделать так, чтобы эти сцены вписывались в общую концепцию фильма, а актрисе пришлось искать для них наиболее точную интонацию.

В «Раневской» эти фразы иногда срабатывают, иногда — нет. Режиссер даже не слишком старается, чтобы зрителям было смешно. Вместо этого он подсказывает им: здесь можно смеяться, как это происходит в эпизоде, посвященном спектаклю «Шторм», где Фаина Раневская создала образ Маньки-спекулянтки. Мариэтта Цигаль-Полищук подражает своему персонажу, и, может быть, у нее получается ничуть не хуже, чем у самой Фаины Раневской, но вне контекста, не понимая языка образов, принятого в театре в 1950-е годы, зритель сериала может догадываться о том, насколько это было смешно, только видя на экране хохочущих в зале зрителей. Но и экранные зрители смеются в этой сцене не слишком заразительно. Как правило, комический эффект возникает одновременно с эффектом неожиданности. Но ни сценарист, ни режиссер не пытаются его создать. Они просто воспроизводят исторические эпизоды и хрестоматийные шутки. И все же часто фразы Фаины Раневской настолько заряжены юмором, что способны заставить зрителя улыбнуться даже в том случае, если он их уже неоднократно слышал.

Несмотря на изобилие пользующегося огромным спросом юмора в самых разнообразных форматах, отечественные кинематографисты нового времени так и не научились шутить. И в советский период было всего несколько режиссеров, умевших это делать: Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и Георгий Данелия. Но и они свои до сей поры тиражируемые комедийные шедевры сняли в 1960–1970-е годы. Уже в 1980-е они либо переключаются на другие жанры, как Данелия и Рязанов (и в них тоже проявляются выдающимся образом, но в комедию вернуться уже не получается), либо, как Гайдай, утрачивают чувство кинематографического юмора и снимают несмешные комедии. Отсюда вывод: не только комический эффект привязан к моменту. Одна и та же шутка может быть и смешной, и несмешной в зависимости от ситуации, но еще и дар комического непостижимо связан со временем. Комик может быть смешным, но проходит десять лет, и он перестает быть смешным, как бы ни старался. Единственное исключение — Вуди Аллен.

В чем секрет Раневской?

Режиссер сериала Дмитрий Петрунь работал на неимоверном количестве самых разнообразных проектов. Например, снимал многосерийную семейную сагу «Офицерские жены». В его фильмографии есть детектив в исторических декорациях — «Воскресенский». Есть и комедия — «Котики». Он так занят в производственном процессе, что даже не смог появиться на премьере сериала в Театре имени Моссовета. Показанные в этот вечер две серии, первая и последняя, продемонстрировали, что Петрунь решил снять исторический сериал о женщине с трудной судьбой, позволявшей себе шутить, но почему ее шутки вызывали смех, для него так и осталось загадкой. Это бросается в глаза уже в сцене, когда зрители знакомятся с пластическим умением Фаины Раневской смешить, присущим ей помимо словесного остроумия. Она пытается поступить в театр, но производит впечатление не чтением монолога Катерины из «Грозы», а незначительной комической ролью. Персонажи, наблюдающие за ее игрой, изображают, что покатываются со смеху, но ничего смешного в кадре не происходит.

Фаина Раневская — актриса второй половины жизни. В отличие, например, от еще одной героини сериала и актрисы того же поколения, также работавшей в Театре имени Моссовета, — Любови Орловой, чей взлет пришелся на 1930-е годы, а закат — на 1950-е. Свою самую запоминающуюся роль — Лялю из фильма «Подкидыш» — Фаина Раневская сыграла в 43 года. Появляясь по большей части в эпизодических ролях, она сумела пробудить к себе зрительскую любовь, которая с годами только нарастала. Один из пиков пришелся на роль в спектакле «Дальше — тишина», в котором она впервые сыграла, когда ей было уже за семьдесят. Как ей это удалось? В чем ее секрет? Какова природа ее актерского таланта? Создатели сериала напоминают зрителю о том, что да, любили, обожали, выделяли из всех остальных, но причина этой любви так и остается загадкой.

Есть ли внешнее сходство?

«Раневская» — сериал, который иллюстрирует биографию знаменитой актрисы. В данном случае даже иллюстрация имеет смысл. Обросший стереотипами образ Фаины Раневской приобретает новые черты. Мариэтта Цигаль-Полищук органична и в роли, и в эпохе. Но создатели сериала возложили на нее слишком сложную задачу — сыграть героиню на отрезке в шестьдесят с лишним лет. Финальная серия вмещает в себя более двадцати лет. В отличие от Вертинского, которого таким же образом «провел сквозь года» актер Алексей Филимонов, у Раневской внешность и пластика меняются радикально. И это требует дополнительных усилий не только от гримеров, но и от актрисы, утрирующей образ своего персонажа. Чем ближе к финалу, тем всё более немощную старуху мы видим, и ее лицо глубже прорезают морщины. С каждым дополнительным штрихом гримеров образ становится все менее естественным и все более иллюстративным.

Это еще одна проблема из разряда неразрешимых: как сыграть талантливого человека, как заставить зрителя поверить, что на экране именно он, а не его подобие? Должен ли актер быть в той же степени талантливым, что и прототип его персонажа? Ведь зритель в любом случае видит не только экранный образ, но и самого актера. Он для него такая же личность, как и его персонаж. Еще в одном биографическом проекте продюсерской группы Первого канала — «Высоцкий. Спасибо, что живой» — создатели фильма полностью отделили экранного персонажа от актера. И роль по-прежнему с трудом можно соотнести с ее исполнителем Сергеем Безруковым. Этот фильм — пример одержимости идеей достичь максимального внешнего сходства с помощью грима. Как будто зрители хотят увидеть не человека, а ожившую восковую куклу. Но, возможно, так и есть. Внешнее сходство актера с историческим персонажем по-прежнему производит наиболее сильное впечатление. А если персонаж еще и обладает органичной пластикой, подобной той, какой удалось достичь загримированному до неузнаваемости Гэри Олдмену в роли Черчилля в фильме «Темные времена», тогда это как минимум «Оскар».

Фото: Kion

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идея! Оставлять чаевые Идея! Оставлять чаевые

Учись правильно благодарить тех, кто оказывает тебе услуги

Maxim
По России с любовью По России с любовью

Лучшие локации в разных городах для поездок на романтический уик-энд

Лиза
Распад СССР: только факты Распад СССР: только факты

Распад СССР — историческая случайность или неизбежная катастрофа?

Дилетант
Универсальный путешественник. Экспедиционный FJ Cruiser Универсальный путешественник. Экспедиционный FJ Cruiser

Что нужно для того, чтобы на одном внедорожнике поехать и в Сочи, и на Кольский

4x4 Club
Высоко и плотно: «Южный порт» как зеркало столичного градостроительства Высоко и плотно: «Южный порт» как зеркало столичного градостроительства

Реорганизация промзоны «Южный порт» — «второй Сити»

Эксперт
12 самых годных сериалов с откровенными сценами 12 самых годных сериалов с откровенными сценами

Лучшие пикантные шоу!

Maxim
Мусорный патернализм Мусорный патернализм

В чем причины пробуксовки мусорной реформы?

Эксперт
Древнейший мозг: чем думали животные 300 миллионов лет назад Древнейший мозг: чем думали животные 300 миллионов лет назад

Палеонтологи обнаружили древнейший образец мозга позвоночного животного

Forbes
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
ТОП-5 упражнений для похудения ТОП-5 упражнений для похудения

Упражнения для похудения всего тела лучше выполнять в рамках комплекса

Лиза
Фрида Кало и Диего Ривера: как любовь делает нас красивыми — искреннее письмо Фрида Кало и Диего Ривера: как любовь делает нас красивыми — искреннее письмо

Трогательное письмо Фриды Кало о Диего Ривере

Psychologies
Автор детективов и фэнтези Майк Омер отвечает на 10 вопросов Автор детективов и фэнтези Майк Омер отвечает на 10 вопросов

Майк Омер раскрывает формулу ироничного детектива

Правила жизни
«Мы поплакали мужскими слезами»: Стас Бондаренко рассказал о реакции сына на развод родителей «Мы поплакали мужскими слезами»: Стас Бондаренко рассказал о реакции сына на развод родителей

Стас Бондаренко поделился откровениями о крахе первого брака

VOICE
Отдых в горах: 8 слагаемых успеха Отдых в горах: 8 слагаемых успеха

Важные составляющие качественного отдыха на горнолыжном курорте

СНОБ
«Фабельманы»: как Стивен Спилберг и другие режиссеры занимаются самоанализом в кино «Фабельманы»: как Стивен Спилберг и другие режиссеры занимаются самоанализом в кино

Кинокритик Тамара Ходова рассуждает, как все вдруг решили заняться самоанализом

Forbes
Несмертельный развод: такое бывает? Несмертельный развод: такое бывает?

Давно пора пересмотреть саму идею трагичности развода и его травму

VOICE
Потерять — так миллиард Потерять — так миллиард

Учимся у рекордсменов потерь 2022 года

Деньги
Кто такие викинги и почему они мечтали попасть в Вальхаллу? Кто такие викинги и почему они мечтали попасть в Вальхаллу?

Кто такие викинги, как они жили и зачем им в Вальхаллу?

ТехИнсайдер
В ядре Земли идет странный кремниевый снег, который падает не вниз, а вверх В ядре Земли идет странный кремниевый снег, который падает не вниз, а вверх

Что находится внутри Земли?

ТехИнсайдер
Есть ли жизнь после выгорания: 5 фактов об этом непростом периоде Есть ли жизнь после выгорания: 5 фактов об этом непростом периоде

Поговорим о том, есть ли жизнь после выгорания и какой она может быть

Psychologies
Новые Земли: есть ли во Вселенной планеты, на которые может переселиться человечество Новые Земли: есть ли во Вселенной планеты, на которые может переселиться человечество

Где искать планеты, намного больше подходящие для жизни, чем Земля?

ТехИнсайдер
«Одной левой»: как мужчина с церебральным параличом стал успешным писателем, художником и настоящим сердцеедом «Одной левой»: как мужчина с церебральным параличом стал успешным писателем, художником и настоящим сердцеедом

Своим примером Кристи Браун доказал, что у таланта нет границ!

ТехИнсайдер
Почему Земля не круглая и существует ли во Вселенной идеальный шар? Почему Земля не круглая и существует ли во Вселенной идеальный шар?

От нейтронных звезд до шара сверхчистого кремния — самые идеальные сферы в мире

ТехИнсайдер
Сказать «прости» недостаточно: как понять, что человек извиняется искренне Сказать «прости» недостаточно: как понять, что человек извиняется искренне

Неважно, кто виноват — искренние извинения могут сгладить любой конфликт

VOICE
Биохимия любви: как гормоны управляют нашими чувствами Биохимия любви: как гормоны управляют нашими чувствами

Биохимические процессы, которые вызывают каскад эмоций, именуемый любовью

Правила жизни
Исследования показывают, что только половине ваших друзей вы реально нравитесь: это правда? Исследования показывают, что только половине ваших друзей вы реально нравитесь: это правда?

На самом деле вы нравитесь только половине ваших друзей. Неужели это так?

ТехИнсайдер
Корпоративные ценности: на что обратить внимание при устройстве на работу — 4 примера Корпоративные ценности: на что обратить внимание при устройстве на работу — 4 примера

Как понять корпоративную культуру компании?

Psychologies
А вы точно врач? А вы точно врач?

Вопросы, которые помогут убедиться в его компетентности

Лиза
Королевство кривых зеркал Королевство кривых зеркал

Когда недовольство внешностью пора лечить

VOICE
Приключения русского дизеля Приключения русского дизеля

Ограничительные меры против российской нефти не приведут к катастрофе

Эксперт
Открыть в приложении