На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

ЭкспертСобытия

«Раневская»: иллюстрации из жизни актрисы прошлого века

На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

Вячеслав Суриков

«Раневская» — еще один проект, идея которого, как и сериала «Вертинский» (премьера годичной давности), была сгенерирована на Первом канале больше десяти лет назад. Если «Вертинского» отложили на долгие годы из-за финансовых проблем, то «Раневской» пришлось задержаться с началом съемок, скорее, по причине сомнений в качестве сценария. Автором финальной версии стала Лариса Жолобова. Ей удалось найти концепцию, которую продюсеры сочли подходящей для рассказа о Фаине Раневской. Другим фактором, позволившим запустить проект, стала актриса Мариэтта Цигаль-Полищук: она оказалась настолько убедительной в образе главной героини, что продюсеры даже отвергли первоначальное намерение искать двух актрис на эту роль. Дело в том, что действие сериала происходит начиная с 1915 года, когда девятнадцатилетняя Раневская решается на побег из Таганрога в Москву, до 1978-го, в котором 82-летняя актриса снимается в телевизионной версии спектакля «Дальше — тишина». Продюсеры решили добиваться внешнего сходства с помощью грима.

Есть ли комический эффект?

У главной героини сериала помимо актерских есть еще несколько достижений. Она фольклорный персонаж. Фаина Раневская — автор афоризмов, сборники которых издаются и переиздаются на протяжении нескольких десятков лет. Какие-то из них цитируются как обиходные выражения и по сей день. Сценаристка не преминула этим воспользоваться. Она щедро наделила экранную героиню общеизвестными остроумными репликами. Причем самую знаменитую, «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш», Раневская произносит еще в Таганроге, обращая ее к предполагаемому жениху. Афоризмы стали не только подспорьем для сценаристки, но и ловушкой, как для нее, так и для режиссера и актрисы. Сценаристка была вынуждена придумывать сцены, где ее героиня могла бы произнести эти фразы, режиссер должен был сделать так, чтобы эти сцены вписывались в общую концепцию фильма, а актрисе пришлось искать для них наиболее точную интонацию.

В «Раневской» эти фразы иногда срабатывают, иногда — нет. Режиссер даже не слишком старается, чтобы зрителям было смешно. Вместо этого он подсказывает им: здесь можно смеяться, как это происходит в эпизоде, посвященном спектаклю «Шторм», где Фаина Раневская создала образ Маньки-спекулянтки. Мариэтта Цигаль-Полищук подражает своему персонажу, и, может быть, у нее получается ничуть не хуже, чем у самой Фаины Раневской, но вне контекста, не понимая языка образов, принятого в театре в 1950-е годы, зритель сериала может догадываться о том, насколько это было смешно, только видя на экране хохочущих в зале зрителей. Но и экранные зрители смеются в этой сцене не слишком заразительно. Как правило, комический эффект возникает одновременно с эффектом неожиданности. Но ни сценарист, ни режиссер не пытаются его создать. Они просто воспроизводят исторические эпизоды и хрестоматийные шутки. И все же часто фразы Фаины Раневской настолько заряжены юмором, что способны заставить зрителя улыбнуться даже в том случае, если он их уже неоднократно слышал.

Несмотря на изобилие пользующегося огромным спросом юмора в самых разнообразных форматах, отечественные кинематографисты нового времени так и не научились шутить. И в советский период было всего несколько режиссеров, умевших это делать: Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и Георгий Данелия. Но и они свои до сей поры тиражируемые комедийные шедевры сняли в 1960–1970-е годы. Уже в 1980-е они либо переключаются на другие жанры, как Данелия и Рязанов (и в них тоже проявляются выдающимся образом, но в комедию вернуться уже не получается), либо, как Гайдай, утрачивают чувство кинематографического юмора и снимают несмешные комедии. Отсюда вывод: не только комический эффект привязан к моменту. Одна и та же шутка может быть и смешной, и несмешной в зависимости от ситуации, но еще и дар комического непостижимо связан со временем. Комик может быть смешным, но проходит десять лет, и он перестает быть смешным, как бы ни старался. Единственное исключение — Вуди Аллен.

В чем секрет Раневской?

Режиссер сериала Дмитрий Петрунь работал на неимоверном количестве самых разнообразных проектов. Например, снимал многосерийную семейную сагу «Офицерские жены». В его фильмографии есть детектив в исторических декорациях — «Воскресенский». Есть и комедия — «Котики». Он так занят в производственном процессе, что даже не смог появиться на премьере сериала в Театре имени Моссовета. Показанные в этот вечер две серии, первая и последняя, продемонстрировали, что Петрунь решил снять исторический сериал о женщине с трудной судьбой, позволявшей себе шутить, но почему ее шутки вызывали смех, для него так и осталось загадкой. Это бросается в глаза уже в сцене, когда зрители знакомятся с пластическим умением Фаины Раневской смешить, присущим ей помимо словесного остроумия. Она пытается поступить в театр, но производит впечатление не чтением монолога Катерины из «Грозы», а незначительной комической ролью. Персонажи, наблюдающие за ее игрой, изображают, что покатываются со смеху, но ничего смешного в кадре не происходит.

Фаина Раневская — актриса второй половины жизни. В отличие, например, от еще одной героини сериала и актрисы того же поколения, также работавшей в Театре имени Моссовета, — Любови Орловой, чей взлет пришелся на 1930-е годы, а закат — на 1950-е. Свою самую запоминающуюся роль — Лялю из фильма «Подкидыш» — Фаина Раневская сыграла в 43 года. Появляясь по большей части в эпизодических ролях, она сумела пробудить к себе зрительскую любовь, которая с годами только нарастала. Один из пиков пришелся на роль в спектакле «Дальше — тишина», в котором она впервые сыграла, когда ей было уже за семьдесят. Как ей это удалось? В чем ее секрет? Какова природа ее актерского таланта? Создатели сериала напоминают зрителю о том, что да, любили, обожали, выделяли из всех остальных, но причина этой любви так и остается загадкой.

Есть ли внешнее сходство?

«Раневская» — сериал, который иллюстрирует биографию знаменитой актрисы. В данном случае даже иллюстрация имеет смысл. Обросший стереотипами образ Фаины Раневской приобретает новые черты. Мариэтта Цигаль-Полищук органична и в роли, и в эпохе. Но создатели сериала возложили на нее слишком сложную задачу — сыграть героиню на отрезке в шестьдесят с лишним лет. Финальная серия вмещает в себя более двадцати лет. В отличие от Вертинского, которого таким же образом «провел сквозь года» актер Алексей Филимонов, у Раневской внешность и пластика меняются радикально. И это требует дополнительных усилий не только от гримеров, но и от актрисы, утрирующей образ своего персонажа. Чем ближе к финалу, тем всё более немощную старуху мы видим, и ее лицо глубже прорезают морщины. С каждым дополнительным штрихом гримеров образ становится все менее естественным и все более иллюстративным.

Это еще одна проблема из разряда неразрешимых: как сыграть талантливого человека, как заставить зрителя поверить, что на экране именно он, а не его подобие? Должен ли актер быть в той же степени талантливым, что и прототип его персонажа? Ведь зритель в любом случае видит не только экранный образ, но и самого актера. Он для него такая же личность, как и его персонаж. Еще в одном биографическом проекте продюсерской группы Первого канала — «Высоцкий. Спасибо, что живой» — создатели фильма полностью отделили экранного персонажа от актера. И роль по-прежнему с трудом можно соотнести с ее исполнителем Сергеем Безруковым. Этот фильм — пример одержимости идеей достичь максимального внешнего сходства с помощью грима. Как будто зрители хотят увидеть не человека, а ожившую восковую куклу. Но, возможно, так и есть. Внешнее сходство актера с историческим персонажем по-прежнему производит наиболее сильное впечатление. А если персонаж еще и обладает органичной пластикой, подобной той, какой удалось достичь загримированному до неузнаваемости Гэри Олдмену в роли Черчилля в фильме «Темные времена», тогда это как минимум «Оскар».

Фото: Kion

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Почему мужчины не любят говорить о своих чувствах? Почему мужчины не любят говорить о своих чувствах?

Как избавить партнера от страха признаваться в чувствах?

Psychologies
Высоко и плотно: «Южный порт» как зеркало столичного градостроительства Высоко и плотно: «Южный порт» как зеркало столичного градостроительства

Реорганизация промзоны «Южный порт» — «второй Сити»

Эксперт
Архитектура Школы будущего | The Architecture of the School of the Future Архитектура Школы будущего | The Architecture of the School of the Future

Что должен учитывать архитектор, проектируя Школу будущего?

Позитивные изменения
Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Живые мертвецы: может ли человек на самом деле заразиться зомбирующим грибком, как в сериале The Last of Us Живые мертвецы: может ли человек на самом деле заразиться зомбирующим грибком, как в сериале The Last of Us

Может ли паразитический грибок стать угрозой человечеству?

ТехИнсайдер
Бойня RAF Бойня RAF

В 1970-х RAF была одной из самых влиятельных террористических организаций

Дилетант
Как быстро уснуть: йога для здорового и крепкого сна — 10 полезных асан Как быстро уснуть: йога для здорового и крепкого сна — 10 полезных асан

Делимся простыми упражнениями, которые помогут лучше спать

Psychologies
Сердечная достаточность Сердечная достаточность

«НеоКор» хочет вытеснить иностранцев с рынка сердечно-сосудистых протезов

Эксперт
Могут ли собаки испытывать эмоции Могут ли собаки испытывать эмоции

Что мы знаем об эмоциях собак?

ТехИнсайдер
Определи, что мешает тебе похудеть — медицинский фактор или психологический? Определи, что мешает тебе похудеть — медицинский фактор или психологический?

Все мы хотим быть здоровыми, стройными и красивыми, но многим что-то мешает

VOICE
Ловушка эффективности: почему 24 часов в сутках никогда не хватает Ловушка эффективности: почему 24 часов в сутках никогда не хватает

Отрывок из книги «Четыре тысячи недель: тайм-менеджмент для смертных»

Inc.
Ученые вырастили рецепторы запаха неандертальцев, чтобы узнать, насколько чутким был их нюх Ученые вырастили рецепторы запаха неандертальцев, чтобы узнать, насколько чутким был их нюх

Могли ли неандертальцы учуять зловоние собственных подмышек?

ТехИнсайдер
Действительно ли интервальное голодание работает? Ученые выяснили, что частота приемов пищи важнее времени Действительно ли интервальное голодание работает? Ученые выяснили, что частота приемов пищи важнее времени

На изменение веса большее влияние оказывают частота и размер порций

Inc.
Эти 5 советских машин иностранцы считают худшими из всех. А вы с ними согласитесь? Эти 5 советских машин иностранцы считают худшими из всех. А вы с ними согласитесь?

Три из самых любимых и культовых машин в Советском Союзе попали в антирейтинг

ТехИнсайдер
Виртуальный роман: бегство от близости или инструмент саморазвития — разбор с психологами Виртуальный роман: бегство от близости или инструмент саморазвития — разбор с психологами

Что стоит за нашим желанием общаться заочно и зачастую инкогнито?

Psychologies
Почему погибла империя хеттов? Вот что ответил археологам можжевельник из Турции Почему погибла империя хеттов? Вот что ответил археологам можжевельник из Турции

Великая цивилизация оказалась бессильна перед катастрофой

Вокруг света
«Сын», которого не спас Хью Джекман: почему не удалась драма режиссера Зеллера «Сын», которого не спас Хью Джекман: почему не удалась драма режиссера Зеллера

Почему Зеллеру не удалось повторить успех предыдущего фильма

Forbes
Как в старину гадали на святки? Как в старину гадали на святки?

Какими были святочные гадания?

Культура.РФ
Как проявляется кризис среднего возраста у женщин: 4 сценария и способы их изменить Как проявляется кризис среднего возраста у женщин: 4 сценария и способы их изменить

Как предотвратить кризис среднего возраста?

Psychologies
Материнство по выбору: женщины, боровшиеся за право на контрацепцию Материнство по выбору: женщины, боровшиеся за право на контрацепцию

Рассказываем о секс-просветительницах, которых даже тюрьма не останавливала

Forbes
Мумии возвращаются: кто и как зарабатывает на сокровищах Древнего Египта Мумии возвращаются: кто и как зарабатывает на сокровищах Древнего Египта

Почему мир без устали исследует тайны Египта, а он никак не перестает удивлять

Forbes
«Метамышление» «Метамышление»

Как нейронауки помогают нам понять себя

N+1
Что счастливые пары делают перед сном: 8 принципов — повторяйте каждый день Что счастливые пары делают перед сном: 8 принципов — повторяйте каждый день

Как сохранить эмоциональную близость с партнером?

Psychologies
О чем говорит ChatGPT О чем говорит ChatGPT

ChatGPT не может действовать: он не умеет играть в игру «Покажи и назови»

Эксперт
Надо ли разговаривать с рассадой? Надо ли разговаривать с рассадой?

Кто же поверит, что цветы будут расти лучше, если с ними разговаривать?

Наука и жизнь
Хотите, чтобы люди помнили, что вы говорите? Эксперт по коммуникациям поделился 1 упражнением Хотите, чтобы люди помнили, что вы говорите? Эксперт по коммуникациям поделился 1 упражнением

Как установить связь с аудиторией?

Inc.
«Я начала карьеру заново в 45 лет»: личный опыт — 5 советов коуча «Я начала карьеру заново в 45 лет»: личный опыт — 5 советов коуча

Как искать работу после большого перерыва?

Psychologies
Жуткое озеро Поянху: какие тайны скрывает в себе китайский Бермудский треугольник? Жуткое озеро Поянху: какие тайны скрывает в себе китайский Бермудский треугольник?

История загадочного озера Поянху

ТехИнсайдер
Подключение к Swift: как Тейлор Свифт выросла из девочки с гитарой в миллиардера Подключение к Swift: как Тейлор Свифт выросла из девочки с гитарой в миллиардера

Почему Тейлор Свифт достойна всего, что имеет

Правила жизни
Открыть в приложении