Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше
За свою шестидесятилетнюю карьеру шведский классик снял более 60 фильмов. От «Седьмой печати» до «Земляничной поляны», «Персоны» и «Фанни и Александра» — фильмография Бергмана остается одной из главных вершин авторского кино. Черно-белые картины и легкая мрачность могут отталкивать зрителей, а фильмы — казаться слишком «интеллектуальными» или суровыми. Вместе с музеем «Гараж», который сейчас показывает фильмы Бергмана, объясняем, почему не надо бояться шведского мастера, и что бы он сам мог сказать сегодня о себе.
«Я верю только в это, любовь спасет мир»
Что делает Бергмана по-настоящему радикальным — его искренность. Во многих картинах описывается ужасная цена того, что режиссер называет «эмоциональной бедностью». Фильмы Бергмана могут быть «болезненны» и «безжалостны», «как долгая, темная ночь души». Тем не менее, главная тема его творчества, нить, связывающая все его фильмы воедино, в разных жанрах, его лекарство от всего циничного, клинического, расчетливого, небрежного — это искупительная возможность любви.
Главную проблему человечества Бергман связывает с потерей смысла жизни из-за отсутствия любви. Когда мы лишены любви, мир кажется нам скучным и уродливым, когда наша любовь безответна, она мутирует в злобу и презрение. Для Бергмана любовь — это форма защитной заботы, бальзам, который успокаивает и поддерживает. Самые мрачные фильмы Бергмана, такие как «Страсть Анны», описывают последствия недостаточной привязанности. Кардинальными грехами гуманизма являются «эгоизм, холодность, безразличие» («Шепоты и крики»), каждый из которых — следствие дефицита любви. Но в его кредо нет ничего легкомысленного: