Искусственный интеллект в психотерапии: польза или вред — мнение психологов
Вчера мы опубликовали материал, который был написан не человеком, а чат-ботом. Искусственный интеллект дал советы по улучшению настроения. Теперь же мы попросили экспертов прокомментировать работу ИИ в сфере психологических услуг. Подробнее — в сегодняшней статье.
31 марта на Psychologies.ru вышел текст «8 советов, как улучшить настроение». Необычность материала в том, что он был написан не нашими авторами, а чат-ботом с искусственным интеллектом в рамках экспериментального проекта Psychologies по исследованию возможностей и потенциальных угроз со стороны ИИ в области психологических запросов. Теперь мы попросили экспертов проанализировать потенциал работы чат-бота в сфере психологических услуг.
«Пока не создали искусственную душу, мы можем опираться на свою человечность»
Александр Еремеев и Валерия Смирнова, психологи
В нашу жизнь искусственный интеллект врывается бодрым маршем и уже приводит к тектоническим изменениям: ландшафт человеческих отношений и стиль жизни в течение пять лет будет изменен до неузнаваемости.
На данный момент платформа Open AI имеет самое большое влияние: так, искусственный интеллект сдал несколько экзаменов в юридический и медицинский институты, а также написал и защитил диссертацию в РГГУ. В школах уже стали создавать боты, которые вычисляют, не написано ли сочинение при помощи ИИ.
Мы с женой, психотерапевтом Валерией Смирновой играли с ChatGPT и задавали ему вопросы: «Что делать, если жена ругается?», «Как заработать психологу миллион в месяц?» — и стоит сказать, что мы получили достаточно вменяемые ответы.
То есть сфера психологии и психотерапевтических услуг уже оказалась под большим влиянием новой технологии, и эта тенденция будет только нарастать
Что ставит под удар карьерный путь тех специалистов в этой сфере, кто выбирает шаблонный и предсказуемый подход.
Было проведено исследование, когда в боте по оказанию психологической поддержки части людей отвечали не люди, а ИИ, но участники были не в курсе. По результатам опроса ответами от ИИ большинство участников были довольны. Но когда вскрыли данные, что часть ответов давал ИИ, то люди были огорчены, а исследование было признано неэтичным, так как участники ожидали, что с ними общается живой человек, а не алгоритм. Если бы люди заранее знали, возможно, у них было бы другое отношение.