Компания «Атлантис-Пак» разворачивает экспансию на рынке пластиковых оболочек

ЭкспертБизнес

Сберегли сосиску

Компания «Атлантис-Пак» из Ростовской области вошла в пятерку мировых лидеров в производстве проницаемой пластиковой оболочки для мясных продуктов и разворачивает экспансию на всех континентах

Сергей Кисин

Линия по производству пленки компании «Атлантис-Пак»

Читатели 40+ наверняка помнят, как пышущая паром, обжигающая пальцы, почти живая советская сосиска извивалась в руках, мялась, ломалась, но никак не давалась едоку, силящемуся содрать с нее оболочку. Обычно от натуральной пленки удавалось избавиться только вместе с половиной изделия. Сегодня это воспринимается как анекдот, нынешние оболочки сосисок и колбас весьма эргономичны, а соревнование производителей оболочек за внимание мясопереработчиков и в конечном счете за кошельки потребителей идет по линии увеличения сроков хранения защищаемых ими изделий и максимального сохранения их полезных свойств. Донская компания ООО ПКФ «Атлантис-Пак» (АП, входит в холдинг «Группа «Агроком» Ивана Саввиди) весьма преуспела в производстве оболочек по оригинальной технологии и стала заметным игроком на мировом рынке.

В прошлом году, несмотря на пандемию, экспортные продажи АП выросли на 7%, вплотную подобравшись к 60 млн долларов — это почти 45% общей выручки. В нынешнем году поставки на внешние рынки снова вырастут: компания запустила вторую экструзионную линию в чешском городе Сланы. Расширяются мощности и внутри России. В 2020 году в Ростове-на-Дону АП заложил еще одну производственную линию по выпуску девятислойной барьерной термоусадочной пленки «Амистайл» для упаковки скоропортящихся пищевых продуктов мощностью производства 800 кг в час. Вместе с мощностями предприятия компании в Аксайском районе к 2023 году это должно довести ее совокупные объемы выпуска до 12 тыс. тонн в год (объем инвестиций по данному проекту — 3 млрд рублей). В прошлом году чистый объем продаж АП составил 9,6 млрд рублей. Общий объем налоговых отчислений и таможенных платежей — 2,25 млрд рублей.

«Стратегически мы, конечно, видим себя с собственными мощностями и в Южной Америке. Это огромный рынок. Смотрим и на “подбрюшье” Восточной Азии: Филиппины, Индонезию. Там очень интенсивно росло потребление в последние годы. Будем двигаться не спеша: где-то поглощать, где-то строить. И таким образом превращаться в глобальное, с транснациональной, мультикультурной экономикой предприятие. Если вследствие пандемии мы столкнемся с проблемой деглобализации рынка, то процессы эти придется ускорить», — рассказал в одном из недавних интервью Иван Саввиди.

Хватит ли сил у региональной компании превратиться в полноценного транснационального игрока? Сам г-н Саввиди признавался, что уже не раз получал заманчивые предложения от таких мировых операторов, как немецкая Kalle, испанская Viscofan и др., о продаже компании или о создании совместного предприятия. Собственник вполне допускает вариант с налаживанием сбытовой кооперации, но продавать бизнес не планирует. «Продавать “Атлантис-Пак” я не собираюсь — иначе бы не купил его так дорого. А превратить его в транснационального игрока интересно. Почему бы не попробовать?» — рассуждает г-н Саввиди.

Чешский плацдарм

В 2021 году чешское подразделение АП, компания Atlantis-Pak Service (APS) в Богемии, расширило мощности своего производства и запустило вторую экструзионную линию по выпуску полиамидной колбасной оболочки (вместо привычной для европейцев целлюлозной). Первая линия начала работу в 2016 году, а ее продукция получила сертификат EUR1, свидетельствующий о европейском происхождении товара. Он дает преференции для неевропейских клиентов-импортеров, снижая таможенные пошлины, что делает российскую оболочку в европейском исполнении более конкурентоспособной, в том числе на других зарубежных рынках.

«Сложившейся практикой на большинстве европейских рынков оболочки является изготовление заказа в течение одной недели, — рассказал “Эксперту” генеральный директор АП Игорь Переплетчиков. — Наличие собственного полноценного производственного предприятия в Европе позволило улучшить сервис для европейских клиентов, сократив сроки поставки за счет близости к потребителям и применив более гибкую политику реагирования на их специфические требования».

С 2014 года APS начала печатать и гофрировать оболочку, произведенную в «Атлантис-Пак». И тогда стало понятно, что для полноценного сервиса требуется не только производить дополнительную обработку готовой оболочки, но и экструдировать ее на месте. Так в 2016 году в Atlantis-Pak Service появилась первая экструзионная линия, которая уже в следующем году произвела 29 км многослойной барьерной колбасной оболочки.

К тому же, как у производителя из ЕС, у АП облегчилась торговля со странами Магриба. Пошлина на российскую оболочку, к примеру, в Алжире составляет 26%, в то время как на продукцию ЕС она обнулена.

Оболочная армия

Компания «Атлантис-Пак» начинала свою деятельность в начале 1990-х. Очутившись на гражданке по сокращению армии, два молодых офицера-ракетчика Сергей Рызенко и Олег Давиденко устроились работать в ростовский кооператив по производству кабеля к братьям Игорю и Владимиру Руденко.

Роль друзей-офицеров в сбыте была весьма заметная, именно они висели на телефонах и разъезжали по стране в поисках клиентов. Энергии на это после голодной армии у них было выше крыши. Что и сделало ракетчиков ключевыми менеджерами фирмы для братьев Руденко.

Появление приличного оборотного капитала поставило вопрос даже не о расширении бизнеса, а о поиске в нем собственной оригинальной ниши. Именно это определило всю дальнейшую философию развития АП: нужно заниматься тем, чем никто еще до нас не занимался, хочется быть первыми и сильными.

Решающую роль сыграл случай. Офицерам рассказали увлекательную историю о единственном в стране питерском предприятии по производству целлюлозной (фиброузной) колбасной оболочки. К нему выстраивались огромные очереди из снабженцев мясокомбинатов.

Это было как раз та идея, которую искали отцы-основатели. С ее помощью и можно было осуществить настоящий «взрыв» на рынке. Проект «на коленке» расписали и утвердили — так и появился ныне знаменитый «Атлантис-Пак» с гендиректором Олегом Давиденко.

К производству привлекли соседа братьев Руденко, преподавателя химфака Ростовского университета Сергея Бородаева, перебивавшегося в нищем РГУ случайным репетиторством. Именно он предложил настоящую прорывную идею — делать не натуральную, а искусственную оболочку из полиамида. Суть в том, что срок хранения колбасы в оболочке из традиционной целлюлозы не более двух-трех суток, а из пластика, пусть и при чуть более высокой цене, — до трех месяцев.

К тому же пластиковая оболочка более жаростойкая и менее водопроницаемая. Колбаса в ней не усыхает и не теряет вес (до 50 г в сутки), а это уже прямая экономия (порядка 10%) для мясокомбинатов. Расходы на утилизацию просрочки сокращались вдвое.

Вопрос, на чем делать пластиковую оболочку, решился довольно быстро: друзья-военные из ГСВГ подсказали, что на территории канувшей в Лету ГДР остался разорившийся завод по производству полиамидной упаковки с сохранившимся оборудованием.

Первую продукцию русско-немецкого завода друзья-военные из АП с 1993 года развозили по мясокомбинатам в обычных чемоданах, убеждая директоров в преимуществах своей оболочки «Амифлекс». Но первый же блин на площадке МСК в Армавире получился традиционным: из-за неправильной транспортировки оболочка травмировалась, и во время варки батоны колбасы лопались. Бухты с оболочкой везли в багажнике обычных «Жигулей», и ее края во время поездки потерлись. Пришлось усовершенствовать и технологию производства, и логистику, но главное, что заводы согласились работать именно с ростовским пластиком. В результате у ростовчан начались поставки оболочки для батонов больших размеров.

А чемоданы с оболочкой продолжили путешествие уже по Европе и СНГ, предлагая опробованную ростовскую продукцию в Югославии, Беларуси, Украине и других странах.

Однако полиамидные оболочки имеют и свои заметные недостатки: их можно использовать только для колбас «больших форматов», они выглядели неестественно, не пахли колбасой, в них нельзя было коптить продукты. Обычные батоны вареной колбасы и сосиски в СССР, как правило, выпускались в оболочке из натурального сырья (белок или целлюлоза), копченые и варенокопченые колбасы — в фиброузной.

Настоящий «взрыв» на рынке произошел в 1997 году, когда химики АП сумели создать первую в мире полиамидную оболочку «Амипак» для «малого формата» — сосисок и сарделек.

Мы прекрасно знаем, сколько мук стоит очистить сваренную сосиску в целлюлозной оболочке. Сосиска же из полиамидной оболочки «раздевается» сама. АП сорвал джек-пот: уже через год компания контролировала 22% отечественного рынка «сосисочного» сегмента. Помогла и четырехкратная девальвация 1998 года. Мясопереработчики стали поголовно отказываться от ставшей неожиданно «золотой» импортной оболочки.

Вскоре еще один «взрыв» сотряс рынок: АП первой в мире предложил проницаемую оболочку. До этого колбасу коптили либо в целлюлозе, либо в натуральной оболочке, что было достаточно дорого. Проницаемая пластиковая оболочка под воздействием высоких температур позволяла коптить фарш и пропускала аромат, а при охлаждении вновь восстанавливала барьерные свойства и длительный срок хранения продукта. При этом цены на нее были на 30–50% ниже, чем на целлюлозную.

Копченые сосиски потекли и в Европу, и в жаркие страны, так как полиамидная оболочка позволяла обеспечивать сохранность продукции даже в климате Африки, Южной Америки и Ближнего Востока.

В середине 2000-х АП уже контролировал 51% рынка вареных колбас и 28% всех сосисок в России, доля экспортной продукции в выручке достигла 35%, рентабельность производства составляла 15–20%.

Впрочем, к этому времени единство среди ее менеджмента испарилось, а с ним и прежние перспективы компании. В автокатастрофе погибает Олег Давиденко, державший в узде амбиции всех компаньонов. В компании начинается раздрай. Каждый из директоров лоббирует собственное направление диверсификации производства, консенсуса достичь не удается, рентабельность тем временем падает с 20 до 5%.

Именно в таком «разобранном» состоянии компанию приобрел Иван Саввиди. Как он вспоминал впоследствии, «это был колхоз с восемью акционерами, который растерял свою прежнюю репутацию новатора».

Владелец группы «Агроком» помирил всех: в 2011 году он скупил сразу весь пакет за 6,5 млрд рублей, на четверть больше, чем предлагал один из «колхозников». Для него, владельца крупнейшего в регионе мясоперерабатывающего комплекса «Тавр», производство оболочки было вполне профильным активом. При этом он сходу приступил к реформам управления. Был закрыт соевый завод, пересмотрены отношения с дистрибуторами в сторону ужесточения политики (из 120 половина ушла, часть сократила закупки, зато АП начал напрямую работать с мясокомбинатами, нарастив долю продаж с 45 до 60%), понижены зарплаты менеджменту, пересмотрена стратегия развития.

Ключевые показатели деятельности компании «Атлантис-Пак»

Источник: ООО «Эрнст энд Янг»

Команда 94-х и ее достижения

С особым трепетом в АП относятся к команде химиков. Именно от них зависит появление на рынке «взрывных» продуктов. К примеру, iPeel — первой в мире пластиковой легкосъемной сосисочной оболочки, разработанной директором по развитию компании профессиональным химиком Сергеем Вериным. Оболочка из проницаемого пластика близка к привычной западному потребителю оболочке из целлюлозы. Ее используют только для придания традиционной формы сосискам, после чего «обнажают» специальными машинами-пиллерами и помещают в вакуумную упаковку. Ибо в той же Германии привыкли потреблять безоболочные сосиски и сардельки. Именно за счет технологии iPeel «Атлантис-Пак» рассчитывает импортозаместить зарубежную целлюлозу на российском рынке, которая пока занимает 31% в этом сегменте.

Впрочем, в России безоболочные сосиски не в моде. Зато емкость мирового рынка целлюлозной и фиброузной оболочки составляет 1,8 млрд евро. Есть за что побороться. Тем более что iPeel как минимум на 30% дешевле традиционной целлюлозы. По мнению главы Мясного союза России Мушега Мамиконяна, «если АП докажет всем, что его оболочка малых калибров снимается не хуже целлюлозы, на мировом рынке произойдет переворот».

Такой же инновацией стала колбасная оболочка «АйЦел Премиум», которая по своей проницаемости практически сравнялась с белковыми и фиброузными оболочками, но при этом обладает рядом преимуществ.

Сегодня в приоритете выведенная три года назад проницаемая оболочка «Диплекс», которая демонстрирует на рынке наибольшие темпы роста. При термической обработке она позволяет проникать дыму коптилен, а при охлаждении проницаемость снижается, что увеличивает срок хранения без вторичной упаковки под вакуумом или в газовой среде. Для производителя традиционной колбасы это выгодно — не нужно тратиться на дополнительную упаковку.

За разработку инноваций отвечает дирекция по развитию, в которой «химичат» 94 человека. Их зона ответственности — поиск, эксперименты и их воплощение в жизнь, создание прототипов. Затем новую продукцию обкатывают на собственном МПК, который построили на территории предприятия.

Собственные ноу-хау химиков (только в лаборатории для проверки сырья создано более 200 оригинальных методик) крайне важны для дальнейшего развития производства. Несмотря на то что АП уже во многом удалось импортозаместить зарубежную оболочку своей продукцией, сырье для нее все равно приходится импортировать. «В России есть свой полиамид, полиэтилен, но нет нужных сополимеров, красителей. Их невыгодно производить, пока нет внутреннего рынка», — считает старший аналитик ИК “Фридом Финанс” Богдан Зварич. — Пока на конкретные марки сырья в России спрос достаточно низок. В результате химические компании не хотят переориентировать свое производство на более широкий спектр продукции, ориентируясь на более крупные объемы производства в отдельных направлениях и опираясь на экспорт продукции».

В испытательном центре нам показывают уже готовую пятислойную барьерную оболочку, внешне напоминающую трубку (гофрокукла), из которой выдергивается нечто похожее на тончайшие прозрачные влажные салфетки. Сами слои можно увидеть только в электронный микроскоп. Каждый слой имеет четко выраженную функциональную нагрузку. Первый слой от фарша и есть полиамид. Его основная задача — обеспечить адгезию (сцепление разнородных поверхностей) к фаршу. Далее следует слой клея-адгезива. Его основная задача — приклеить полиамид к следующему слою — полиэтилену. Основная задача полиэтилена, внутреннего слоя оболочки, — обеспечить высокую влагозащищенность, чтобы влага из внешней среды не проникала внутрь, а влага из колбасы не выходила наружу. Затем снова слой адгезива, приклеивающий внешний более толстый слой полиамида. Его основная задача — создать запас прочности оболочки. Хотя за прочность в результате отвечают все слои, этот слой, самый толстый, устанавливает барьер для проникновения кислорода и придает оболочке высокую прочность на прокол. Данная комбинация пяти слоев — это необходимый минимум для современных барьерных оболочек. При этом полиамиды производятся в России, а межслойный клеевой материал — адгезив — нет. К тому же кроме этих материалов в состав оболочки входят всевозможные красители, которые различаются по цвету, составу и назначению и которые производители оболочки вынуждены импортировать по той же причине.

К примеру, расположенный по соседству гигант нефтехимии завод «Ставролен» (Ставропольский край, входит в структуру НК «ЛУКойл») выпускает статистические и ударопрочные сополимеры, которые используются в ЖКХ для производства пластиковых труб, контейнеров, изделий для фармацевтики. При этом расширять ассортимент для выпуска марок сополимеров, необходимых для производства пленки, на заводе пока не планируют. Возможно, рост объемов АП побудит ставропольских химиков обратить внимание на своего соседа, потенциального крупного потребителя.

Кастомизация — ключ к новым рынкам

Донской компании уже давно было тесно в границах России и СНГ. Ее руководство выстраивало свою стратегию с расчетом масштабной экспансии на зарубежные рынки. Последние два десятилетия развитие экспорта является одним из приоритетов компании, поскольку именно там для АП находятся основные точки роста и развития продаж. Как экстенсивные — за счет расширения рыночной географии, так и интенсивные — за счет внедрения новых видов продукции и адаптации под них существующих технологических процессов.

«Основное требование на развитых рынках — качественный продукт в сочетании с качественным сервисом: сроки поставок, стабильное гарантированное качество, оперативное урегулирование технических и технологических вопросов, возникающих при внедрении продукции АП, конкурентоспособные цены с учетом всех дополнительных расходов (доставка, сертификация, ввозные пошлины), — говорит г-н Переплетчиков. — В каждой стране свои продовольственные предпочтения, традиции. И фактически для каждой необходимо создавать оригинальный продукт либо адаптировать уже существующие. Наш товар — адресный. У каждого метра произведенной оболочки есть свой конкретный потребитель. С одной стороны, это делает расширение присутствия на зарубежных рынках довольно непростой задачей, с другой — дает некоторое преимущество в предложении при наличии соответствующего опыта. Регулярно происходит так, что мы предлагаем продукт, который может дать предприятию определенные экономические или маркетинговые преимущества, а уже под него потребитель разрабатывает новый товар. Например, в свое время АП стал первой компанией в мире, которая придумала, как делать сосисочную оболочку из пластика. Имея огромное количество потребителей в Латинской Америке, мы смогли их убедить создать новые специальные сосиски специально под новый вид оболочки. На сегодняшний день наша технология де-факто стандарт, и по нашим следам пошли наши конкуренты. Кастомизация упаковки под определенные регионы или даже страны — необходимое условие успешного продвижения продукции, расширения географии продаж и увеличения присутствия на рынках».

В настоящее время основные рыночные конкуренты АП — американская Sealed Air Corp. и российское НПО «Слава» (в сегменте пакетов и пленок). Многие компании, которые ранее традиционно занимались целлюлозными и коллагеновыми оболочками, поняли, что они отстают в сегменте пластика. Поэтому сегодня на рынке Евросоюза наблюдается тренд на поглощение ряда мелких игроков крупными операторами, такими как Viskase и Viscofan, укрепляющими свои позиции именно в пластике и составляющими конкуренцию АП в этом сегменте.

За последние годы компания не только получила премии за свои разработки, но и, что немаловажно, сертификаты на работу от Британского консорциума предприятий розничной торговли BRC, сертификат «Халяль» для выхода на безбрежные рынки Индонезии и Ближнего Востока. На американском рынке сегодня продаются оболочка и термоусадочные пакеты, в Южной Америке — оболочка для ветчин и колбас большого диаметра, в Швеции — кольцевая оболочка для национального сорта колбасы «Фалукорв», в Германии — оболочка черного цвета. В Египте для допуска на рынок надзорные органы батоны с колбасой подбрасывали на метр и роняли на землю. Если не порвется оболочка, закупали. Зато несколько попыток войти на рынок Китая закончились тем, что продукцию АП просто копировали.

«На мировом рынке мы оцениваем свою долю примерно в шесть процентов, — подсчитал г-н Переплетчиков. — АП входит в пятерку транснациональных холдингов по производству искусственных оболочек. Самые крупные потребители сегодня — Россия, Германия, Индонезия, Италия, Алжир, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Швеция, Польша, Франция, Румыния, Таиланд. В стратегических планах компании — расширение присутствия на рынках Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Южной Америки».


Натуральные (белковые, коллагеновые) оболочки: производятся из сырья, получаемого из среднего слоя шкур крупного рогатого скота. Бывают съедобные (черевы, синюги, пузыри, круга) и несъедобные. Срок хранения готовой продукции в этой оболочке — от 3 до 5 суток. Более функциональны при жарке на гриле или запекании в духовке.

Целлюлозная оболочка («целлофан»): производится на основе натурального материала целлюлозы. Срок хранения — от 2 до 3 суток. Продукция дешевле белковых и натуральных, что позволяет уменьшать стоимость продукции, при этом сохраняя требуемое качество, так как целлюлозная оболочка отличается высокой проницаемостью. Больше подходит для приготовления вареных, варено-копченых и полукопченых колбас и сосисок, сарделек, шпикачек.

Фиброузная (вискозно-армированная) оболочка: производится путем экструзии регенерированной целлюлозы на бумажную основу и формования в виде рукава. Проницаемые мембраны, которые хорошо пропускают воздух, дым и влагу. Поддаются копчению, подходят практически для любых видов колбас. Срок хранения — от 15 до 120 суток.

Полиамидная термоусадочная оболочка: производится из полимерной пленки (полиамид), обладает высокой механической прочностью, устойчивостью к прокалыванию, способностью к термоусадке, низкой кислородной и влагопроницаемостью, бактериальной чистотой. Предохраняет мясные изделия от окисления и микробной порчи. Применяется для копчения колбас и сосисок. Полиамидные оболочки становятся проницаемыми для копчения при нагреве до 45–50 °С. Срок хранения — от 15 до 60 суток.

Оболочка iPeel: первая в мире пластиковая легкосъемная сосисочная оболочка. По своим свойствам она очень близка к оболочке из целлюлозы — такое решение успешно как на российском, так и на зарубежных рынках. Представляет собой проницаемый пластик, который воссоздает свойства целлюлозной оболочки. Ее можно снимать с продукта, используя стандартные автоматические пиллеры, производить сосиску в соответствии со стандартными технологиями.

Оболочка iCell Premium: сверхпроницаемая оболочка для производства и хранения полукопченых, варено-копченых, сырокопченых и сыровяленых колбас.


Иван Саввиди

ООО «Группа Агроком» — российская группа компаний, владеющая активами в пищевой промышленности, аграрной отрасли, упаковочной индустрии, розничной торговле. Группа объединяет более 60 предприятий с общим числом сотрудников более 15 тыс. человек. Управляющая компания группы создана в 2004 году Иваном Саввиди и базируется в Ростове-на-Дону. Большинство предприятий расположены на территории Южного Федерального округа. При этом подразделения и филиалы компаний работают по всей стране, в странах ближнего зарубежья и по всему миру. В настоящее время, по версии журнала Forbes, входит в первую сотню рейтинга «200 крупнейших частных компаний России».

Владелец группы Иван Саввиди пришел работать грузчиком на Донскую табачную фабрику в 1980 году, в возрасте 21 года, а в 1993 году стал ее генеральным директором. За последующие десять лет включил в свою орбиту свиноводческое ЗАО «Батайское», банкротящийся ростовский мясокомбинат «Тавр», рыбоводческое хозяйство и проч. В новом веке холдинг вышел в ритейл, купил производителя оболочки «Атлантис-Пак», строящийся отель Hyatt Regency в Ростове-на-Дону, управлял активами аэропорта Ростов-на-Дону. Отдельного упоминания стоят спортивные предпочтения г-на Саввиди. Он в разное время был во главе футбольного и гандбольного клубов донской столицы, а в 2012 году приобрел контрольный пакет акций греческого футбольного клуба ПАОК (Салоники).

Фото: предоставлено компанией «Атлантис-ПАК»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорогу подскажет наша голограмма Дорогу подскажет наша голограмма

WayRay выпускает уникальные голографические системы навигации и помощи вождения

Эксперт
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Конор Макгрегор Конор Макгрегор

Что можно взять на вооружение из стиля жизни и тренировок Конора Макгрегора?

Maxim
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Саянское кольцо Саянское кольцо

Лайт-вариант поездки по величественным Саянам

Мото
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

Сто самых красивых женщин страны заждались тебя

Maxim
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность

Чем вызваны особенные недостатки столицы Якутии?

ФедералПресс
Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть

Так ли безопасен Оземпик и можно ли худеть с его помощью?

Psychologies
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Противник Шерлока, «горячий» священник и социофоб Рипли: как развивалась карьера Эндрю Скотта Противник Шерлока, «горячий» священник и социофоб Рипли: как развивалась карьера Эндрю Скотта

Экранная эволюция Эндрю Скотта

Правила жизни
Одна семья Одна семья

Президент РФБ Андрей Кириленко — о том, как спорт объединяет людей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Такой непростой насморк Такой непростой насморк

Как облегчить течение аллергического ринита?

Здоровье
Красиво и натурально: 10 способов покрасить пасхальные яйца без «химии» Красиво и натурально: 10 способов покрасить пасхальные яйца без «химии»

Собрали 10 простых и красивых способов покрасить яйца к празднику

ТехИнсайдер
Дюжина лучших автомобилей для высоких людей — в цифрах и фактах Дюжина лучших автомобилей для высоких людей — в цифрах и фактах

Самые просторные новые модели автомобилей

Maxim
Самый яркий гамма-всплеск породил очень мало тяжелых элементов Самый яркий гамма-всплеск породил очень мало тяжелых элементов

«Джеймс Уэбб» нашел сверхновую, связанную с ярчайшим гамма-всплеском в истории

N+1
Как и чем почистить дроссельную заслонку и как часто нужно это делать Как и чем почистить дроссельную заслонку и как часто нужно это делать

Все о чистке дросселя: нужно ли это делать, и какие могут быть последствия

РБК
«Эксперт РА» ждет замедления кредитования малого бизнеса и роста просрочки «Эксперт РА» ждет замедления кредитования малого бизнеса и роста просрочки

Рост кредитования малого и среднего бизнеса замедлится, а просрочка увеличится

Forbes
Исследование: грусть доставляет людям удовольствие Исследование: грусть доставляет людям удовольствие

Почему люди наслаждаются грустью, а не пытаются с ней справиться?

ТехИнсайдер
Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях

В чем суть треугольника Карпмана и его опасность, а главное: как из него выйти?

Psychologies
«Нельзя узнать Францию,.. «Нельзя узнать Францию,..

Почему все любят французскую кухню? Что сделало ее самой изысканной?

Зеркало Мира
Локальное потепление. Как в СССР пришла оттепель и что она изменила Локальное потепление. Как в СССР пришла оттепель и что она изменила

Каким урокам нас научила оттепель?

СНОБ
Кто такой колумбийский виолончелист Анджело Торрес, годами обманывавший девушек и российских звезд Кто такой колумбийский виолончелист Анджело Торрес, годами обманывавший девушек и российских звезд

История российского «афериста из „Тиндера“», достойная экранизации

Maxim
Как повысить самооценку с помощью тату: все о необычном способе осознать свою привлекательность Как повысить самооценку с помощью тату: все о необычном способе осознать свою привлекательность

Как рисунки на теле могут повысить уверенность в себе?

VOICE
Банки попросили отложить отказ от зарубежного софта Банки попросили отложить отказ от зарубежного софта

В России так и не появился ряд IТ-решений, рассчитанных на банковские системы

Forbes
Открыть в приложении