Какие следы в российской культуре оставил тюркский мир

ЭкспертИстория

Россия тюркская

Местничество, питейные традиции и устройство домашнего быта: какие следы в российской культуре оставил тюркский мир и как глубоко перекроил наше мировосприятие

Юрий Аверьянов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ

Сергей Иванов. «Торг в стане восточных славян». 1909 год. 

Долгое время взаимоотношения русского и тюркского элементов в нашей истории мыслились в категориях нашествия огромной орды кочевников на упорядоченный мир земледельческой культуры.

Церковь способствовала отгораживанию от всякого «богомерзкого» влияния со стороны восточного мира. Соприкосновение с этим миром обязательно несло в себе, как полагали средневековые идеологи, нечто разрушительное, разорение и страх. Наладить контакт со «злым басурманином» было крайне затруднительно, поскольку он как будто приходил из «иномирья», из мира Тьмы.

Но при этом сама жизнь была намного более разносторонней и выплескивалась за рамки этнических и конфессиональных ограничений. Даже в эпоху возникновения Руси мы всегда видим рядом с ней и внутри нее множество явлений симбиоза с тюркскими соседями.

Впоследствии же уровень этого проникновения оказался настолько глубоким, что незаметно перекроил многие устои повседневной жизни — начиная с предметов быта и их наименований и заканчивая самим стилем взаимодействия внутри общества.

Многие следы этого влияния сумели пережить даже Петровскую эпоху и дойти до наших дней.

Свет веры и Тьма варварства

Идея противостояния Руси с мифическими врагами, которые иногда рассматриваются как прямое олицетворение кочевых народов, живших по соседству (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Яга-Баба, которую академик Борис Рыбаков отождествлял с женщинами-воительницами народа языгов), основывается на данных русской книжности и фольклора.

В фольклоре, записанном, правда, в сравнительно недавнее время, действительно нет недостатка в эпитетах, которыми наделяются степные враги Руси: «поганые», «идолища», «волки», «собаки». Для тюрок-язычников наименование их «волками», «собаками» и «воронами» вовсе не было обидным, так как это были их тотемные животные и, скажем, имя одного из половецких ханов XII века Кобяк так и переводится — Большая Собака.

Представления о содержании иных вероучений в русской крестьянской и городской среде были и в XIX веке довольно смутными. Согласно крестьянским отзывам, присланным в Этнографическое бюро князя Вячеслава Тенишева, магометане верили в двух богов — Аллаха и Магомета. Причем Магомет живет на седьмом небе, Аллах же — на десятом. Оба они отличаются суровостью, а потому турки и татары тоже суровы, в подражание своим богам.

В народном сознании особой разницы между турками и татарами, похоже, не прослеживалось. Болгары считали, что души грешных турок переходят в свиней, а души праведных — в собак, сидящих у ворот христианского рая. Но на русской почве подобных мотивов не зафиксировано.

Мифические «чужаки» древности, похороненные в курганах, у южных славян и в Карпатах нередко соотносятся с турками или татарами: «Война была тогда с турками, вот и остались с тех пор». Но в русской традиции воинственные противники-великаны, действовавшие в прошлом, почти никогда не связывались ни с турками, ни с татарами. Хотя внешне некоторые из таких ритуальных изображений напоминали степные балбалы («каменные бабы») тюркских народов.

В былинном эпосе тюркоязычные богатыри, такие как Саур или Сухан, поминают христианских святых и нарекают своих сыновей христианскими именами. Мы знаем, что торки, берендеи, черные клобуки и другие тюркские племена вполне вписались в социальную систему Древнерусского государства и охраняли его срединную часть от набегов своих степных сородичей.

Идея покорения восточных стран в какой-то степени проникала на Русь, в том числе благодаря переводным «Александриям», красочно живописующим походы Александра Македонского. Помимо этого византийская церковная литература, с которой знакомились русские читатели, призывала видеть в восточных народах прежде всего врагов веры. Поэтому и в былинах «поганые татары» занимаются тем, что захватывают Царьград («Идолище Поганое»), разбивают все святые образа, превращают церкви Божии в стойла и кормят в них коней. В такой версии освобождение Царьграда, несомненно, воспринималось как победа Света веры над Тьмой варварства.

Тот же самый взгляд был, к слову, распространен затем и на взятие Казани русскими войсками: мусульманская Казань скрыта «темным облаком», которое после ее падения рассеивается «лучами благоверия». Монгольское нашествие во многом воскресило те архетипы противостояния со Степью, которые постепенно забывались благодаря русско-половецким союзам и брачным отношениям среди князей и ханов. И острота борьбы вновь достигла предельного накала в памятниках Куликовского цикла и в так называемых воинских повестях, отголоски которых звучат даже в современных мультфильмах про богатырей.

Посольство великого князя Московского к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге. 1576 год

Безстудные и звероправные

Впрочем, и в литературных текстах постордынского времени, как, например, в «Степенной книге царского родословия», действуют такие сугубо отрицательные персонажи, как «безстудный царь Мамай», «звероправный царь Темирь-Аксак» (Тимур, Железный Хромец), «пронырливый и безбожный Тахтамыш», «поганый и лукавый Едигей» (основатель Мангытского (Ногайского) юрта темник Эдиге, 1352–1419). Правда, все эти персонажи не тюрки, а монголы по происхождению. Церковь старалась ограничить сближение с иноверцами и торговые отношения с ними. Но зачастую именно купцы, как и феодальные дружинники, оказывались более открытыми для общения с иноземцами, и как раз через них в древнерусский язык стали попадать такие восточные слова, как «алмаз» (из тюркского), «миткаль» (хлопчатобумажная ткань, из персидского), «салтан» (от арабского султан).

А в более позднее время, уже в московский период, — «рафли» (гадание на песке, от арабского рамль), «кандалы» (вероятно, от арабского кайдани — «двое пут»), «мухояр» (муар, плотная шелковая ткань, от арабского мухаййар), «мизгит» (мечеть, от арабского масджид, через тюркские языки), «мисюрка» (воинская шапка с железной маковкой и оплечьем, от арабского названия Египта — Миср), названия различных разновидностей кольчато-пластинчатого доспеха воина (бехтерец, калантарь, юшман, байдана) и набора вооружения конного лучника (саадак, колчан, кобура, поножи-батарлык, дротик-джирид, кинжал-канджар).

К купцам и дружинникам, смотревшим на Восток через призму не церковной «теории», а практического взаимодействия, примыкало еще и третье сообщество — паломников к христианским святыням Востока. Оно получило наименование «калик перехожих». Возможно, эти калики пересекались на своем пути со странствующими дервишами-каландарами, от которых позаимствовали многие сюжеты для рассказываемых ими историй и духовных стихов.

Скажем, сюжет о странствии тридцати птиц в поисках Бога встречается в старообрядческой книжности, а на Востоке стал основой для суфийских поэм «Беседы птиц» Аттара и «Язык птиц» Навои. Староверам на Руси, вероятно, был известен и романтический рассказ о любви Меджнуна и Лейли (может быть, при посредстве старотатарской книжности). Оба этих сюжета не имеют никакой видимой связи с христианством.

Игра в культурное «переворачивание»

Русские книжники XIII–XIV веков, по сути, приравнивали монгольское нашествие к нападению «безбожных агарян», «измаильтян», «врагов христианских». То есть не делали сколько-нибудь четкого различия между монголами-язычниками и, скажем, турками-мусульманами, начавшими в ту эпоху свои завоевания на Балканах.

В то же время русские православные идеологи постепенно пришли к осознанию того, что «восточные нехристи» могут быть включены в состав «Святой Руси», несмотря на их «инаковость», и поставлены на службу в качестве «своих поганых» для достижения неких высших целей. Выступая на Куликово поле, Дмитрий Донской называет монголо-татар «безбожными печенегами», подчеркивая преемственность с Древней Русью — с течением веков враги словно бы остаются одними и теми же.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сам себе доктор Сам себе доктор

Тренд на развитие ответственного отношения к здоровью набирает обороты

Эксперт
Рубин Черного Принца: проклятый камень британской короны, который достанется Карлу III Рубин Черного Принца: проклятый камень британской короны, который достанется Карлу III

Один из старейших камней, украшающий корону, по слухам — проклят

VOICE
Наталия Опалева: «Зверев — выдающаяся фигура в арт-сообществе 60–70-х годов» Наталия Опалева: «Зверев — выдающаяся фигура в арт-сообществе 60–70-х годов»

Наталия Опалева — об Анатолии Звереве и о том, чем ее привлекает музей

Эксперт
«Пошел дым и стало страшно»: 5 историй, как обманывают россиян на дорогах «Пошел дым и стало страшно»: 5 историй, как обманывают россиян на дорогах

Истории водителей, которые встретились с автоподставщиками

РБК
Когда возникает «наука», или История понятия «science» Когда возникает «наука», или История понятия «science»

Развитие научного знания в Англии в XVII веке

Знание – сила
Вспомнить все: как запустить игры с Dendy и SEGA на ПК? Вспомнить все: как запустить игры с Dendy и SEGA на ПК?

Сегодня мы расскажем вам, как запустить игры с 8- и 16-битных консолей на ПК

CHIP
5 самых мощных и больших машин в мире: техноколоссы для нестандартных задач 5 самых мощных и больших машин в мире: техноколоссы для нестандартных задач

Пятерка огромных машин, очаровывающих своей безудержной мощью

ТехИнсайдер
«Красные флаги» ревматологических болезней: когда пора обратиться к врачу «Красные флаги» ревматологических болезней: когда пора обратиться к врачу

Отрывок из книги «Ревматология по косточкам. Симптомы, диагнозы, лечение»

ТехИнсайдер
Почему кошки так любят вылизываться и зачем они лижут своих хозяев? Это проявление симпатии или желание съесть хозяина? Почему кошки так любят вылизываться и зачем они лижут своих хозяев? Это проявление симпатии или желание съесть хозяина?

Если кошка вас вылизывает, значит, принимает за «своего»

ТехИнсайдер
Что мы имеем в виду, когда говорим «sexy» Что мы имеем в виду, когда говорим «sexy»

Телесность и сексуальность в пространстве моды

Weekend
Телесный низ на экзистенциальной высоте Телесный низ на экзистенциальной высоте

Эротические эксперименты русского рока

Weekend
Скажите, доктор: как предотвратить болезни, которые могут появиться в старости Скажите, доктор: как предотвратить болезни, которые могут появиться в старости

Что нужно делать в 20, 30, 40 и 50 лет, чтобы жить не только долго

Правила жизни
Хотите похудеть или нарастить мышцы? Вот что нужно есть каждый день! Хотите похудеть или нарастить мышцы? Вот что нужно есть каждый день!

Измените питание с малого: повысьте количество белков в дневном рационе

ТехИнсайдер
Этой статуэтке 1800 лет — письмена на ней не удавалось расшифровать больше 100 лет Этой статуэтке 1800 лет — письмена на ней не удавалось расшифровать больше 100 лет

Что за письмена скрывала статуэтка Тустлы?

ТехИнсайдер
Убийственная сила сестринства: как женщины объединяются, чтобы избавиться от абьюзера Убийственная сила сестринства: как женщины объединяются, чтобы избавиться от абьюзера

Черная комедия о семье сильных женщин, в которую крайне неудачно попал абьюзер

Forbes
Преобразовать страх в интерес: как побороть неуверенность в себе Преобразовать страх в интерес: как побороть неуверенность в себе

Откуда берется неуверенность в себе, чем она отличается от низкой самооценки

Forbes
Как вести себя во время беременности: 3 совета мужчинам Как вести себя во время беременности: 3 совета мужчинам

Что делать будущему отцу, пока его жена беременна?

Psychologies
История одной вещи: ипликатор Кузнецова, который убил своего создателя История одной вещи: ипликатор Кузнецова, который убил своего создателя

Ипликатор Кузнецова — самое продаваемое медицинское изобретение времен СССР

Правила жизни
Один сериал, чтобы править всеми: каким получился «Властелин колец: Кольца власти» Один сериал, чтобы править всеми: каким получился «Властелин колец: Кольца власти»

Правда ли сериал «Властелин колец: Кольца власти» безнадежен?

Правила жизни
Андрей Миронов: неизвестная переписка Андрей Миронов: неизвестная переписка

Об Андрее Миронове с годами становится писать все труднее

Караван историй
Умер Жан-Люк Годар. Вспоминаем 7 фильмов основоположника «новой волны» Умер Жан-Люк Годар. Вспоминаем 7 фильмов основоположника «новой волны»

«Сноб» рассказывает о семи фильмах основоположника французской «новой волны»

СНОБ
Программы для восстановления данных: топ-5 лучших Программы для восстановления данных: топ-5 лучших

Программы для восстановления данных могут пригодиться при их случайном удалении

CHIP
Правило «30 на 30»: как эффективно бороться с прокрастинацией Правило «30 на 30»: как эффективно бороться с прокрастинацией

Почему мы так прокрастинируем, когда казалось бы в этом нет смысла?

Inc.
10 неожиданных, но работающих способов согреться 10 неожиданных, но работающих способов согреться

На улице уже похолодало, а отопление еще не дали?

Maxim
Фрагмент книги Михаила Горбачева «Остаюсь оптимистом» — о студенческой жизни будущего единственного президента СССР Фрагмент книги Михаила Горбачева «Остаюсь оптимистом» — о студенческой жизни будущего единственного президента СССР

Фрагмент автобиографической книги Михаила Горбачева «Остаюсь оптимистом»

Правила жизни
Не сотвори себе кумира: как современные байопики меняют отношение к музыкантам Не сотвори себе кумира: как современные байопики меняют отношение к музыкантам

Фильм, который рассказывает о событиях в жизни Элвиса Пресли

Forbes
5 причин, почему женщины чаще подают на развод 5 причин, почему женщины чаще подают на развод

Почему именно женщины становятся инициаторами завершения брака?

Psychologies
«Посудомоечная машина для мозга». Как правильный сон приводит нас к успеху (и что делать, если на него совсем нет времени) «Посудомоечная машина для мозга». Как правильный сон приводит нас к успеху (и что делать, если на него совсем нет времени)

Отрывок из книги «Жизнь в ресурсе» — как наладить свои отношения со сном

Inc.
Путешествие во времени Путешествие во времени

Рассказываем, как планировать будущее, чтобы пожить наконец в настоящем

VOICE
На Ставрополье нашли погребение женщины кобанской культуры с бронзовым зеркалом На Ставрополье нашли погребение женщины кобанской культуры с бронзовым зеркалом

Могилу VIII века до нашей эры обнаружили вне основного ареала этой культуры

N+1
Открыть в приложении