Пролегомены к «философии нового порядка»
Книгу «Преображение гуманизма», как и формулирование исторического оправдания двойственности России, должен был бы написать философ, но написал физик

Книга о гуманизме вполне ожидаема от автора, который является председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. Действительно, разве не человек с его неотъемлемыми правами является центральной темой особой мировоззренческой парадигмы, которая сформировалась в эпоху европейского Ренессанса и до сего дня является стержневой концепцией того, что можно обозначить как идеологию Запада?
Выражение «сей день» кажется довольно точным, но на самом деле оно очень относительно. Ведь еще сравнительно недавно, практически «вчера», то, что обозначается понятием «человек», не вызывало сомнений в своей аутентичности. По своему смыслу и содержанию оно наполнялось такими эмпирически наблюдаемыми атрибутами, как пол, раса, этничность, возраст, а также такими неотъемлемыми правами, как свобода совести, мысли и слова, свобода собраний, свобода политического участия и проч. Но уже сегодня эта человеческая эмпирия и эта сфера человеческой свободы подвергается основательной коррекции — вплоть до практически полного отрицания в проекте, который обозначается как «трансгуманизм».
В самом деле, как с точки зрения традиционного гуманистического мировоззрения, предполагавшего вполне определенную идентичность каждого человека, выраженную рядом бинарных оппозиций (мужчина/женщина, белый/черный, взрослый/ребенок, верующий/атеист и т. д.), реагировать на появление множества так называемых гендеров (gender)? Ведь помимо «классической» тетрады LGBT, добавляется еще и «пятый элемент» в виде Q — queer, то есть, вспоминая одноименный рассказ Василия Шукшина, «странные люди». Те, кто по-особому определяет себя по отношению к половой (и не только) идентичности и на этом основании требует причисления себя к законной разновидности Humanum Genus.
И это совсем другая история, нежели та, что вызвала к жизни энциклику папы римского Льва XIII. Его послание о «Роде человеческом» от 20 апреля 1884 года исходило из фундаментальной христианской оппозиции, наиболее выразительно представленной в учении Августина Блаженного о Граде Земном и Граде Небесном в трактате De Civitate Dei. Понтифик все же причислял к роду человеческому и последователей Сатаны, каковыми, в его понимании, являлись масоны. Но как быть сегодня с теми, кто, начиная с трансгендеров и заканчивая еще неизвестно кем, являет все новые и новые репрезентации идентичности, не просто нарушающие, а рушащие традиционные представления о человеке и человеческой природе? А если добавить к этому еще и технологический прогресс, способный превратить человека в «человека-машину», о котором предтеча современных трансгуманистов Ламетри мечтал еще в 1747 году?
Все эти сюжеты так или иначе находятся в поле зрения автора, и потому его книга актуальна предельно. И ее заголовок сразу озадачивает парадоксом: «преображение» ведь термин отчетливо христианский, а «гуманизм» в конечном счете оказался антагонистом христианства! Не собрался ли автор христианизировать гуманизм или, наоборот, гуманизировать христианство, подумает озадаченный читатель. Тем более что эпиграфом к ней автор избрал слова из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым».
Эпиграф этот, несомненно, намекает на то, что автор будет следовать совету апостола, полагая мудрость в противоречии всем устоявшимся канонам понимания гуманизма. И этот намек в дальнейшем действительно находит свое подтверждение. Не в том смысле, что Валерий Фадеев предложил абсолютно оригинальную версию истории и толкования гуманизма, а в том, что сумел эту до мелочей разработанную научную тему подать с собственной, индивидуальной точки зрения. Не игнорируя научные авторитеты, но и не повторяя за ними уже ставшие прописными истины.
И вообще, сама стилистика книги выдержана таким образом, что ее жанр определить не совсем просто. Это не научно-популярная книга, но и не научный трактат, не политическая публицистика, но и не лишенное публицистичности вглядывание в европейскую и отечественную историю. Не то, что обозначается туманным термином «эссе», но и не без эссеистичности коротких главок, выстроенных в последовательности, позволяющей прослеживать судьбу гуманизма от момента зарождения до сегодняшнего кризиса.
В одной из таких главок эта судьба представлена наглядно — с помощью четырех картин. Начало гуманистической «одиссеи», согласно Фадееву, это представление о человеке как «Сыне Божием», как о Богочеловеке, изображенном на византийской иконе «Богоматерь Владимирская». Точка отрыва — «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи, утверждающий себя в качестве Протагоровой «меры всех вещей» и центра Вселенной, обозначенной квадратом, вписанным в круг. Точка помутнения и деградации человеческого образа — автопортрет немецкого художника-экспрессиониста Эгона Шиле (1911).