Пять российских режиссеров — о том, что ждет российский независимый театр

ForbesКультура

«Живое всегда найдет способ прорасти»: что будет с российским независимым театром

После закрытия «Гоголь-центра» и кадровых перестановок в индустрии Forbes Life поговорил с пятью российскими режиссерами — о том, что ждет российский независимый театр в новых экономических, политических и социальных условиях

Милана Палей

Артисты балета во время исполнения постановки «Ренессанс 2021» в театре «Гоголь-центр» (Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС)

В последние месяцы российская театральная сцена претерпевает серьезные изменения. Почти сразу после объявления о начале «спецоперации»* на Украине Елена Ковальская, директор Центра имени Всеволода Мейерхольда, объявила, что покидает свою должность «в знак протеста». 12 апреля Анатолий Полянкин, ректор Высшей школы сценических искусств, уволил Константина Райкина с поста художественного руководителя из «Театральной школы Константина Райкина». 6 мая лишился должности режиссера Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова и Римас Туминас — это произошло после того, как в сеть попал ролик, где Туминас озвучил свою позицию, идущую вразрез с государственной.

В конце прошлого месяца Департамент культуры Москвы объявил о кадровых перестановках в московских театрах. В частности, «Гоголь-центру», «Современнику» и «Школе современной пьесы» назначили новых художественных руководителей. А уже 30 июня труппа «Гоголь-центра» последний раз выступила под управлением Алексея Аграновича со спектаклем «Я не участвую в войне» по произведениям Юрия Левитанского — проект «Гоголь-центр» официально прекратил работу. Свои прогнозы о будущем театральной индустрии в России Forbes Life дали пять независимых режиссеров.

Федор Елютин, основатель независимой театрально-продюсерской компании «импресāрио»:

Федор Елютин (Фото DR)

Об острых темах важно и нужно говорить, но я не знаю как — и у меня нет готового решения. Нужно изобретать новые методы и способы. Я считаю, в России может существовать независимый театр. И проект «импресāрио» — наглядное тому доказательство. Ситуация, в которой мы сегодня находимся, достаточно сложная и нестабильная. Но вместе с тем это вызов. Всегда нужно быть включенным, придумывать что-то, находить новые решения.

Да, немецкая театральная группа Rimini Protokoll забрала у нас лицензию на показ Remote Moscow (интерактивный спектакль в формате путешествия по Москве. — Forbes Life), и пока что планов на сотрудничество с другими европейскими компаниями нет. Когда они появятся, не знаю, будем наблюдать. Сейчас мы сосредоточили все внимание на своих спектаклях: «Пой, танцуй», «Bingo Show» и «Мы выйдем с тобой погулять в лес». Кроме того, у нас появился ряд заказчиков, представителей бизнеса, и мне кажется, за ними будущее нашего проекта — потому что это и другой чек, и другая степень вовлеченности.

С каждым днем остается все меньше инструментов для продвижения проектов через соцсети, и работать по билетам, как раньше, становится все сложнее. Но будем стараться сохранить и это направление. Последний проект, над которым мы работаем, называется «Большая рыбалка». Надеюсь, в августе уже покажем.

Валерий Печейкин, автор «Гоголь-центра» и куратор программы «Гоголь+»:

Валерий Печейкин (Фото Ксении Кугушевой)

У театра исторически два заказчика — это зрители и государство. Бывают времена и страны, когда желание зрителей ставится на первое место, а государства — на второе. Бывают и другие времена. А независимые проекты в России существуют уже давно и успешно, классический пример — Театр.doc. Кроме того, рядом с — уже бывшим — «Гоголь-центром» существует театральная школа Gogol School. По тому же адресу открыто пространство «Внутри», которое создал Олег Карлсон. У них есть свой репертуар, премьеры и, главное, зрители.

В отличие от кино театр — такая штука, которая существует только в момент исполнения. Конечно, спектакль можно записать на видео, но это не то. Почему? Потому что театр — это еще и социализация, в театр «выходят». И показ в широком смысле — это все: от гардероба до финальных поклонов. Перестановки коснулись в основном «локомотивных» театров, которые двигали актуальные практики и темы. Это движение прекратилось. Поэтому театр еще не «все», но театр — приехал. Почувствуйте разницу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Если из носа часто идет кровь: как ее остановить и когда пора к врачу Если из носа часто идет кровь: как ее остановить и когда пора к врачу

Почему из носа идет кровь и когда это важный симптом проблем со здоровьем

РБК
Время Офелии: как драматическое искусство рассказывает истории о женщинах Время Офелии: как драматическое искусство рассказывает истории о женщинах

На европейской сцене воплощением женского тренда стала шекспировская Офелия

Forbes
6 моментов в сериале «Оби-Ван Кеноби», которые упустили 99% зрителей 6 моментов в сериале «Оби-Ван Кеноби», которые упустили 99% зрителей

Лишь только настоящие фанаты «Звездных войн» способны их заметить!

Maxim
Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога

Что делать при солнечном ожоге, чтобы ускорить заживление кожи и облегчить зуд

ТехИнсайдер
Физики напрямую увидели электронные вихри Физики напрямую увидели электронные вихри

Физики впервые напрямую увидели вихри электронной жидкости

N+1
Карла Суарес: «Гавана, год нуля» Карла Суарес: «Гавана, год нуля»

Глава из романа «Гавана, год нуля» — о том, как можно отвлечься от ужаса вокруг

СНОБ
Богатство России будет прирастать… опилками Богатство России будет прирастать… опилками

На основе опилок можно сделать много важного и полезного

Наука и жизнь
Как выйти из треугольника Карпмана Как выйти из треугольника Карпмана

Как и почему мы выбираем роли в конфликтах и созависимых отношениях?

Psychologies
Палеоантропологи обнаружили останки последнего неандертальца Италии Палеоантропологи обнаружили останки последнего неандертальца Италии

Палеоантропологи исследовали два нижних молочных моляра, найденные в Италии

N+1
Беречь лицо, не врать и не бояться: как «Гоголь-центр» стал зеркалом эпохи Беречь лицо, не врать и не бояться: как «Гоголь-центр» стал зеркалом эпохи

Какую роль сыграл «Гоголь-центр» в современной российской культуре

Forbes
Что такое материнский инстинкт и почему у людей его, скорее всего, нет Что такое материнский инстинкт и почему у людей его, скорее всего, нет

Материнский инстинкт: в чем он проявляется и почему его нет у людей?

ТехИнсайдер
Тиа Уильямс: «Семь дней в июне». История о первой любви, отмеченная книжным клубом Риз Уизерспун Тиа Уильямс: «Семь дней в июне». История о первой любви, отмеченная книжным клубом Риз Уизерспун

История, после которой твоя жизнь не будет прежней — роман «Семь дней в июне»

СНОБ
Личный опыт: как я стала жертвой эксгибициониста Личный опыт: как я стала жертвой эксгибициониста

Защититься от встречи с эксгибиционистом непросто

Psychologies
28-летний шотландец купил заброшенный каменный коттедж и меньше чем за год превратил его в уютный маленький дом 28-летний шотландец купил заброшенный каменный коттедж и меньше чем за год превратил его в уютный маленький дом

Чудесное преображение старого каменного дома

Правила жизни
Как одна смертоносная молекула стала причиной научных открытий и преступлений XX века Как одна смертоносная молекула стала причиной научных открытий и преступлений XX века

О происхождении современного синтетического пигмента — берлинской лазури

Forbes
10 признаков того, что ты психологически стабилен 10 признаков того, что ты психологически стабилен

Список, по которому можно определить — ты уже на пределе, или еще вывозишь

Maxim
Как в 50 выглядеть на 35: в чем главный секрет невероятной молодости королевы Рании Как в 50 выглядеть на 35: в чем главный секрет невероятной молодости королевы Рании

Как супруга короля Иордании Рания в 51 год умудряется выглядеть на 35 лет

VOICE
Как после развода одеваются бывшие жены самых богатых мужчин мира Как после развода одеваются бывшие жены самых богатых мужчин мира

Женам самых состоятельных мужчин на планете иногда не хватает... Развода!

VOICE
Никаких квестов: как Tripledot зарабатывает миллионы долларов на мобильных играх Никаких квестов: как Tripledot зарабатывает миллионы долларов на мобильных играх

Как британская игровая студия Tripledot сорвала куш

Forbes
7 киноляпов, которые режиссеры хотели от вас скрыть. Но им не удалось 7 киноляпов, которые режиссеры хотели от вас скрыть. Но им не удалось

Даже в самых кассовых фильмах бывают киноляпы

ТехИнсайдер
Укус Тарантула: как звезда может провалиться в черную дыру Укус Тарантула: как звезда может провалиться в черную дыру

Иногда Вселенная обходится без фейерверка

Forbes
«Мальчик, который не переставал расти… и другие истории про гены и людей». Отрывок из книги Эдвина Керка «Мальчик, который не переставал расти… и другие истории про гены и людей». Отрывок из книги Эдвина Керка

Отрывок из книги врача Эдвина Керка о генетических заболеваниях

СНОБ
Путь самурая: как философия бусидо помогает сохранить честь в сложные времена Путь самурая: как философия бусидо помогает сохранить честь в сложные времена

Как современный человек может рассматривать кодекс чести самурая

Forbes
Что такое Что такое

В Турции изобретен главный стоматологический тренд последних лет

VOICE
Империя и летаргия Империя и летаргия

Памяти Андрея Филиппова

Weekend

Бесценные рукописи и архивы с редкими фактами о жизни актера Петра Вельяминова

Коллекция. Караван историй
«Начальники тоже люди»: они устают тащить на себе выгоревших сотрудников и, выгорая следом, массово увольняются «Начальники тоже люди»: они устают тащить на себе выгоревших сотрудников и, выгорая следом, массово увольняются

Почему руководители массово покидают свои посты и чем это грозит?

VC.RU
Без вины виноватые. Как перестать чувствовать ответственность за то, что невозможно контролировать Без вины виноватые. Как перестать чувствовать ответственность за то, что невозможно контролировать

Как не чувствовать себя виноватым в том, на что не можешь повлиять?

Inc.
10 знаковых произведений для фортепиано за последние 300 лет 10 знаковых произведений для фортепиано за последние 300 лет

Какие произведения для фортепиано нужно обязательно услышать?

Правила жизни
Открыть в приложении