Пять российских режиссеров — о том, что ждет российский независимый театр

ForbesКультура

«Живое всегда найдет способ прорасти»: что будет с российским независимым театром

После закрытия «Гоголь-центра» и кадровых перестановок в индустрии Forbes Life поговорил с пятью российскими режиссерами — о том, что ждет российский независимый театр в новых экономических, политических и социальных условиях

Милана Палей

Артисты балета во время исполнения постановки «Ренессанс 2021» в театре «Гоголь-центр» (Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС)

В последние месяцы российская театральная сцена претерпевает серьезные изменения. Почти сразу после объявления о начале «спецоперации»* на Украине Елена Ковальская, директор Центра имени Всеволода Мейерхольда, объявила, что покидает свою должность «в знак протеста». 12 апреля Анатолий Полянкин, ректор Высшей школы сценических искусств, уволил Константина Райкина с поста художественного руководителя из «Театральной школы Константина Райкина». 6 мая лишился должности режиссера Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова и Римас Туминас — это произошло после того, как в сеть попал ролик, где Туминас озвучил свою позицию, идущую вразрез с государственной.

В конце прошлого месяца Департамент культуры Москвы объявил о кадровых перестановках в московских театрах. В частности, «Гоголь-центру», «Современнику» и «Школе современной пьесы» назначили новых художественных руководителей. А уже 30 июня труппа «Гоголь-центра» последний раз выступила под управлением Алексея Аграновича со спектаклем «Я не участвую в войне» по произведениям Юрия Левитанского — проект «Гоголь-центр» официально прекратил работу. Свои прогнозы о будущем театральной индустрии в России Forbes Life дали пять независимых режиссеров.

Федор Елютин, основатель независимой театрально-продюсерской компании «импресāрио»:

Федор Елютин (Фото DR)

Об острых темах важно и нужно говорить, но я не знаю как — и у меня нет готового решения. Нужно изобретать новые методы и способы. Я считаю, в России может существовать независимый театр. И проект «импресāрио» — наглядное тому доказательство. Ситуация, в которой мы сегодня находимся, достаточно сложная и нестабильная. Но вместе с тем это вызов. Всегда нужно быть включенным, придумывать что-то, находить новые решения.

Да, немецкая театральная группа Rimini Protokoll забрала у нас лицензию на показ Remote Moscow (интерактивный спектакль в формате путешествия по Москве. — Forbes Life), и пока что планов на сотрудничество с другими европейскими компаниями нет. Когда они появятся, не знаю, будем наблюдать. Сейчас мы сосредоточили все внимание на своих спектаклях: «Пой, танцуй», «Bingo Show» и «Мы выйдем с тобой погулять в лес». Кроме того, у нас появился ряд заказчиков, представителей бизнеса, и мне кажется, за ними будущее нашего проекта — потому что это и другой чек, и другая степень вовлеченности.

С каждым днем остается все меньше инструментов для продвижения проектов через соцсети, и работать по билетам, как раньше, становится все сложнее. Но будем стараться сохранить и это направление. Последний проект, над которым мы работаем, называется «Большая рыбалка». Надеюсь, в августе уже покажем.

Валерий Печейкин, автор «Гоголь-центра» и куратор программы «Гоголь+»:

Валерий Печейкин (Фото Ксении Кугушевой)

У театра исторически два заказчика — это зрители и государство. Бывают времена и страны, когда желание зрителей ставится на первое место, а государства — на второе. Бывают и другие времена. А независимые проекты в России существуют уже давно и успешно, классический пример — Театр.doc. Кроме того, рядом с — уже бывшим — «Гоголь-центром» существует театральная школа Gogol School. По тому же адресу открыто пространство «Внутри», которое создал Олег Карлсон. У них есть свой репертуар, премьеры и, главное, зрители.

В отличие от кино театр — такая штука, которая существует только в момент исполнения. Конечно, спектакль можно записать на видео, но это не то. Почему? Потому что театр — это еще и социализация, в театр «выходят». И показ в широком смысле — это все: от гардероба до финальных поклонов. Перестановки коснулись в основном «локомотивных» театров, которые двигали актуальные практики и темы. Это движение прекратилось. Поэтому театр еще не «все», но театр — приехал. Почувствуйте разницу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я хочу построить наследие»: роман о рабыне, которая стала предпринимательницей «Я хочу построить наследие»: роман о рабыне, которая стала предпринимательницей

Отрывок из романа Ванессы Райли «Королева острова»

Forbes
Владимир Соловьев: ревнитель вселенской истины Владимир Соловьев: ревнитель вселенской истины

Философия всеединства Владимира Соловьева

Эксперт
Огнедышащий голос и путеводная ярость: 9 лиц Егора Летова Огнедышащий голос и путеводная ярость: 9 лиц Егора Летова

От музыканта до фантаста: ипостаси Егора Летова

Правила жизни
«Духовный потенциал человечества нельзя признать исчерпаемым» «Духовный потенциал человечества нельзя признать исчерпаемым»

Конфликт между «Я» и «Мы» является одним из стержней любой культуры

Эксперт
Что такое «мужской грипп» и существует ли он: только наука Что такое «мужской грипп» и существует ли он: только наука

Болеют ли мужчины как-то особенно?

ТехИнсайдер
Путь Bjőrn Путь Bjőrn

Как ресторан Bjőrn стал таким, каким все его сегодня знают

Bones
МОТ МОТ

МОТ рассказал о том, кто в России пишет хорошую музыку

ЖАРА Magazine
Восточные сказки, или Кто оставляет самые щедрые чаевые в отелях Восточные сказки, или Кто оставляет самые щедрые чаевые в отелях

Как шейх одной из стран Персидского залива всполошил весь Петербург

Правила жизни
Как объяснить даже детям, что такое маятник Фуко Как объяснить даже детям, что такое маятник Фуко

Как объяснить принцип маятника Фуко любому человеку можно за пять минут

ТехИнсайдер
Связь с телом: почему мы не слышим его сигналы и чем это опасно Связь с телом: почему мы не слышим его сигналы и чем это опасно

Наше тело — сложный и тонкий механизм, и оно постоянно подает нам сигналы

VOICE
Help! SOS! Help! SOS!

Что делать, если ребенок просит тебя забрать его из лагеря

Лиза
В бессмертье в двадцать лет ушла: отчаянный подвиг Наташи Качуевской в битве под Сталинградом В бессмертье в двадцать лет ушла: отчаянный подвиг Наташи Качуевской в битве под Сталинградом

Медсестра Наташа до самой смерти вытаскивала с поля боя раненых бойцов

ТехИнсайдер
Физики получили сплющенный вигнеровский кристалл Физики получили сплющенный вигнеровский кристалл

Признаки анизотропного вигнеровского поликристалла в пленках арсенида алюминия

N+1
Носки и лодыжки: Брэд Питт, Вин Дизель и другие мужчины-звезды, которые роскошно выглядят в юбках Носки и лодыжки: Брэд Питт, Вин Дизель и другие мужчины-звезды, которые роскошно выглядят в юбках

Мода давно вышла за грани гендерных стереотипов

VOICE
От общего к крупному От общего к крупному

Что документальное кино делает с реальностью?

Weekend
Котлета, богатырь, кафтан и еще 5 слов, которые только притворяются русскими Котлета, богатырь, кафтан и еще 5 слов, которые только притворяются русскими

Слова, которые так прочно закрепились в русском языке, имеют иностранные корни

ТехИнсайдер
Как выбрать повербанк или портативный аккумулятор Как выбрать повербанк или портативный аккумулятор

На что обратить внимание и за что не стоит переплачивать, выбирая повербанк

Maxim
Алло, вас грабят! Алло, вас грабят!

5 новых схем финансового мошенничества

Лиза
Школа автотуризма. Минимальный набор для небольшого путешествия Школа автотуризма. Минимальный набор для небольшого путешествия

Ну казалось бы, что может быть проще – собрались да поехали

4x4 Club
7 самых неловких моментов во время поцелуя и как их избежать 7 самых неловких моментов во время поцелуя и как их избежать

Что может пойти не так во время поцелуя?

Maxim
Контроль государства и контркультура: каким было российское кино в последние 20 лет Контроль государства и контркультура: каким было российское кино в последние 20 лет

Что произошло с российским кинематографом в XXI веке

Forbes
Как телефоны разрушают наши жизни Как телефоны разрушают наши жизни

Цифровой вампиризм. Что это такое?

Psychologies
Сериалы как средство побега от реальности: 7 увлекательных телешоу, в чьих вымышленных мирах можно раствориться Сериалы как средство побега от реальности: 7 увлекательных телешоу, в чьих вымышленных мирах можно раствориться

Эскапистские сериалы, которые представляют собой чисто жанровое развлечение

Правила жизни
«Уходят все»: Ирина Маслова о положении секс-работников в России и шоу «Рабы любви» «Уходят все»: Ирина Маслова о положении секс-работников в России и шоу «Рабы любви»

Ирина Маслова — почему важно вывести секс-работников в правовое поле

Forbes
Ресторатор Уиллиам Ламберти — о новом старте после 50 и семейных рецептах Ресторатор Уиллиам Ламберти — о новом старте после 50 и семейных рецептах

Ресторатор Уиллиам Ламберти — как добиться успеха, несмотря на закрытия проектов

РБК
Как 40 миллионов советских женщин лишились маленького черного платья Как 40 миллионов советских женщин лишились маленького черного платья

Почему девушкам в СССР так и не пришлось носить элегантные платья от Скиапарелли

VOICE
Краткая история БПЛА: для чего были созданы первые дроны и как они стали непревзойденными разведчиками Краткая история БПЛА: для чего были созданы первые дроны и как они стали непревзойденными разведчиками

Чтобы летало и чтобы управлялось дистанционно — в истории БПЛА это было важно

ТехИнсайдер
Что такое циркулярная ссора Что такое циркулярная ссора

Иногда ссора происходит по циркулярному принципу. Что это значит?

Psychologies
Мощь, комфорт, цифровизация: на атомных ледоколах до Северного полюса и по Северному пути Мощь, комфорт, цифровизация: на атомных ледоколах до Северного полюса и по Северному пути

Рассказываем о настоящем и будущем атомного флота России

ТехИнсайдер
5 лайфхаков для тех, кто планирует отдохнуть в Узбекистане 5 лайфхаков для тех, кто планирует отдохнуть в Узбекистане

Что стоит посмотреть в Узбекистане и зачем туда ехать?

Maxim
Открыть в приложении