Торговая наценка на отдельные продукты питания может доходить до 100–150 %

АгроинвесторБизнес

Сколько сети накидывают сверху

Торговая наценка на отдельные продукты питания может доходить до 100–150 %

Елена Максимова

Е. Разумный / «Ведомости»

Большинство продуктов питания реализовываются через розничную торговлю. При этом в Федеральную антимонопольную службу нередко поступают жалобы от производителей на слишком высокие наценки в ритейле, в том числе на продовольственные товары первой необходимости. В прошлом году ведомство выступило с инициативой о регулировании этого вопроса на законодательном уровне, однако по состоянию на начало лета 2022-го проект документа пока так и не появился.

В августе 2021 года в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить наценки, которые устанавливаются торговыми сетями на молочную продукцию, обратился Молочный союз России, получавший жалобы по данному вопросу от производителей из разных регионов — от Камчатки до Краснодарского края. По данным организации, наценки на молочную продукцию составляли от 50 до 150 %, чего нет ни в одной стране мира, отмечала тогда директор Союза Людмила Маницкая. «Именно на молокоемкие продукты идет большая накрутка. Молоко, кефир, ряженка — в меньшей степени, масло, сыр, сметана — здесь очень серьезные наценки», — цитировал ее тогда «Интерфакс». Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что ФАС приступила к подготовке законопроекта об ограничении наценок торговых сетей. При этом ритейлерам было предложено уменьшить торговые наценки добровольно, пока формируется документ.

В начале мая этого года в ФАС через Росптицесоюз с просьбой проверить ценообразование на данную продукцию обратились и производители яйца. Птицефабрики были недовольны низкими закупочными ценами, которые диктуют торговые сети: отпускные цены на яйцо, как отмечалось в письме, опустились до уровня себестоимости, хотя на полках магазинов не изменились. В частности, в апреле, несмотря на сезонный рост спроса на яйца перед пасхальными праздниками, отпускные цены для ряда компаний не превышали 40–45 руб. за десяток. В ритейле же стоимость яиц не менялась, а наценка на них была на уровне 40 %.

Согласно информации главы Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергея Юшина, в сетевой рознице ЦФО в середине мая яйца категории С0 стоили от 90 руб. до 140 руб./10 шт. По его мнению, предложение продукции от разных производителей по разной цене дает возможность покупателям выбирать тот продукт, который им нравится и по карману. «В ритейле в большинстве муниципалитетов страны высокая конкуренция, а значит, наценка на товары, особенно социально значимые, регулируется рынком и потребительским спросом, — обращает внимание эксперт. — За последние несколько лет около 40 % региональных сетей просто ушли с рынка — их было более тысячи, а осталось 600».

Е. Разумный / «Ведомости»

Главное — не переоценить

На продукты, не относящиеся к товарам повседневного спроса, особенно длительного срока хранения, наценки могут быть еще больше, чем на те же яйца или молочную продукцию, подчеркивает Юшин. Например, на карбонад и сырокопченую колбасу, по оценке НМА, она может составлять до 100 %, на пельмени — до 85 %. Но на рынке или в несетевых магазинах накрутка может быть еще выше, чем у ритейлеров, даже на базовые товары — в этих точках продаж на те же яйца она тоже порой доходит до 100 %.

Такие высокие наценки могут серьезно навредить производителям продукции, относящейся к категории «фреш», в том числе тепличных овощей, считает независимый эксперт отрасли. «В конце мая оптовая цена огурцов составляла 30 руб./кг, а на полке их продавали за 120 руб./кг», — знает он. Это существенно ограничивает спрос, ведь люди в большинстве своем не готовы покупать продукцию за такие деньги. В итоге товар залеживается на полках. При этом предприятия продолжают собирать огурцы — в конце мая они появляются не только в зимних теплицах, но и в парниках. Оптовая цена снижается, а розничная держится на высоком уровне. И эта проблема становится системной, утверждает спикер.

Розничная сеть «Магнит» устанавливает минимальные наценки, а иногда социально значимые товары продает по цене ниже закупочной, утверждает представитель пресс-службы ритейлера. «Этот ассортимент должен быть доступен покупателю с любым уровнем дохода», — поясняет он. Начиная с пандемийного 2020 года «Магнит» не раз вводил нулевые наценки на отдельные позиции товаров из базового ассортимента российского потребителя. В начале марта сеть добровольно ограничила накрутку цен на 304 товарные позиций в 27 категориях, входящих в базовую продовольственную корзину покупателя. В отношении таких категорий, как свекла, морковь, капуста, картофель, лук, молоко, творог, кефир, масло сливочное, сахар и хлеб, торговая наценка составляет не более 5 %, ограничение действует во всех 67 регионах присутствия компании.

На полках сети представлена продукция разных ценовых сегментов. И на товары из категории «средний плюс» и «премиум» наценка, естественно, выше, но доля продаж таких товаров существенно меньше, чем социально значимых, добавляет представитель «Магнита». В любом случае, по его словам, торговая наценка не дает ритейлеру сверхприбыли, она устанавливается на уровне, необходимом для покрытия расходов на логистику, аренду помещений, информационные технологии, обеспечение достойных условий работы персонала, открытие новых магазинов, обновление действующих точек. Доходность же ритейлеров по чистой прибыли составляет всего 2–3 %.

Все сети разделяют свой ассортимент на две большие группы, комментирует партнер консалтинговой компании Strategy Partners Анна Федорова. Первая — товары KVI (key value indicators) — те, которые покупают регулярно, о цене на них люди имеют представление и на этом основании формируют свою оценку, насколько дорогая та или иная торговая сеть. Ко второй группе относятся прочие продукты, которые традиционно называются back basket (остальная корзина). «Наценка на товары KVI минимальна, иногда такая продукция даже реализуется по цене ниже закупочной, товары же группы back basket — это то, на чем розничные сети зарабатывают, поэтому наценка здесь может быть от 15 % на среднепопулярный бренд сока до 200 % на что-то покупаемое крайне редко, например дорогие экзотические фрукты», — уточняет эксперт.

Сезонный фактор

«Уфагормолзавод» из Башкортостана работает со всеми торговыми сетями в регионе. Ценовая политика разных магазинов может существенно отличаться друг от друга, особенно в области установки цен на промотовары, рассказывает исполнительный директор компании Сергей Штукатуров. По информации директора «Деревенского молочного завода» (Кемеровская область) Александра Сухинина, в мае наценка в сетях на питьевое молоко, производимое предприятием, составляла 20 %, на творог, сметану и другую продукцию — 30–40 %. Однако он подтверждает, что ранее торговая наценка в молочной категории доходила до 100 %. «В прошлом году, зимой, например, молоко, которое мы отпускаем по цене 48 руб. за упаковку, в сети продавалось по 99 руб.», — вспоминает руководитель.

А вот производители яиц — «Волжанин» (Ярославская область) и «Птицефабрика “Синявинская”» (Ленинградская область) — не отмечают сверхвысоких наценок на свою продукцию. «Волжанин» работает и с федеральными, и с региональными торговыми сетями, рассказывает коммерческий директор компании Андрей Филимонов. По его словам, в яйце есть три категории, каждая из которых в плане торговой наценки живет своей жизнью. К первой относится брендированная продукция, и это верхний ценовой сегмент. Цена здесь в течение года фактически не меняется, а наценка ритейлеров, как правило, составляет 35 %. Есть собственные торговые марки (СТМ) — это средний ценовой уровень, по этой категории сети работают с определенными поставщиками. Волатильность торговой наценки и отпускных цен здесь выше, чем у брендированного яйца, и может колебаться в пределах 15–20 % в течение года, сообщает Филимонов. Еще один сегмент — СТМ нижнего ценового уровня или марки самих поставщиков в категории «эконом». Он самый массовый по объему продаж, при этом отпускные цены на продукцию данной категории определяются в ходе торгов и зависят от баланса спроса и предложения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Два гетмана Два гетмана

Из всех гетманов Войска Запорожского выделяются Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа

Дилетант
Субмарина-истребитель проекта 705: дерзкая авантюра Субмарина-истребитель проекта 705: дерзкая авантюра

Чем же был проект 705 – прорывом в будущее или дорогостоящей авантюрой?

ТехИнсайдер
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Многослойная история любви и предательства в романе Любови Бариновой «Кто ты будешь такой?» Многослойная история любви и предательства в романе Любови Бариновой «Кто ты будешь такой?»

Публикуем отрывок романа, вышедшего в «Редакции Елены Шубиной»

СНОБ
Эти галактические явления пугают даже опытных астрономов: чего мы не знаем о Вселенной Эти галактические явления пугают даже опытных астрономов: чего мы не знаем о Вселенной

Галактические явления, которые нарушают прогнозы и ставят в тупик

ТехИнсайдер
Скачок магнитного поля 1,1 миллиарда лет назад указал на солидный возраст внутреннего ядра Земли Скачок магнитного поля 1,1 миллиарда лет назад указал на солидный возраст внутреннего ядра Земли

В протерозое геодинамо генерировало поле, которое было сильнее современного

N+1
Там, где притаились тени: лабиринт ночи на Марсе Там, где притаились тени: лабиринт ночи на Марсе

Пару миллиардов лет назад Марс мог быть ещё одной колыбелью жизни

Наука и жизнь
Дамплинги Дамплинги

Вроде бы те же пельмени, но распахивают двери в мир гастрономических фантазий

Bones
Знатным скандинавам эпохи викингов приглянулся мех бобра Знатным скандинавам эпохи викингов приглянулся мех бобра

Бобровый мех выступал для местной скандинавской верхушки предметом роскоши

N+1
Как топ-менеджер Warner Bros. отказался от работы (и зарплаты) мечты, чтобы продавать китайскую лапшу быстрого приготовления Как топ-менеджер Warner Bros. отказался от работы (и зарплаты) мечты, чтобы продавать китайскую лапшу быстрого приготовления

Можно ли решиться бросить успешную карьеру, чтобы продавать рамен?

Inc.
Как сохранить молодость: 10 проверенных способов борьбы со старением Как сохранить молодость: 10 проверенных способов борьбы со старением

Вот несколько советов, как справляться с симптомами старения организма

ТехИнсайдер
Умер Борис Ротенберг, сын Ирины Антоновой Умер Борис Ротенберг, сын Ирины Антоновой

Вспоминаем о главной драме Ирины Антоновой

СНОБ
Второй после Чикатило: история советского маньяка по прозвищу «Мосгаз» Второй после Чикатило: история советского маньяка по прозвищу «Мосгаз»

Этого убийцу требовали наказать самым жестоким спосоом

VOICE
«Невозможность второго рода»: Явление квазикристаллов. «Невозможность второго рода»: Явление квазикристаллов.

Однако открытие того, что квазикристаллы — это реальность было подобно вспышке

N+1
Ресторан высокой битвы Ресторан высокой битвы

«Медведь»: повар как главное открытие современного сериала

Weekend
Олени погрызли кости морских черепах Олени погрызли кости морских черепах

Как травоядные восполняют нехватку минеральных веществ?

N+1
Что такое материнский инстинкт и почему у людей его, скорее всего, нет Что такое материнский инстинкт и почему у людей его, скорее всего, нет

Материнский инстинкт: в чем он проявляется и почему его нет у людей?

ТехИнсайдер
Болезнь Леди Гаги и Селены Гомес: чем опасна волчанка и как ее распознать Болезнь Леди Гаги и Селены Гомес: чем опасна волчанка и как ее распознать

Системная красная волчанка — «болезнь с тысячью лиц»

Psychologies
Рэйнор Винн: «Дикая тишина». Продолжение международного бестселлера «Соленая тропа» Рэйнор Винн: «Дикая тишина». Продолжение международного бестселлера «Соленая тропа»

Отрывок из романа-путешествия пожилой пары — в этот раз в Исландии

СНОБ
Семья, которая «владеет» Европой: чем живет клан Арно - родственники Натальи Водяновой Семья, которая «владеет» Европой: чем живет клан Арно - родственники Натальи Водяновой

Странно, что никто не снял фильм о Золушке с Натальей Водяновой в главной роли

VOICE
Как приспособиться к чему угодно Как приспособиться к чему угодно

10 способов приспосабливаться, проверенных героями сериалов

Weekend
«Свадьба превратилась в похороны»: рассказы ведущих и гостей о самых странных церемониях «Свадьба превратилась в похороны»: рассказы ведущих и гостей о самых странных церемониях

Ведущие и фотографы свадеб — о том, как (не) превратить праздник в трагедию

Maxim
Как повысить фпс в “Фортнайте”: только рабочие и безопасные методы Как повысить фпс в “Фортнайте”: только рабочие и безопасные методы

Если ваш компьютер соответствует требованиям Fortnite, но игра идет “нечисто”

CHIP
Золотая середина Золотая середина

Интерьер, в котором сочетаются классические элементы и мотивы ар-деко

SALON-Interior
Новая волна Новая волна

Дарья Мороз — о работе над сценарием «Содержанки. Перезагрузка» и своей ролью

OK!
Поэзия быта и апология безделья: лучшие фильмы Ричарда Линклейтера (и их особенности) Поэзия быта и апология безделья: лучшие фильмы Ричарда Линклейтера (и их особенности)

Лучшие фильмы Ричарда Линклейтера и выделяет ключевые приметы его стиля

Правила жизни
Ядерные испытания второй половины XX века и ядерный мистицизм Сальвадора Дали Ядерные испытания второй половины XX века и ядерный мистицизм Сальвадора Дали

Почему Сальвадор Дали променял Ленина на Гитлера и при чем тут Бог и атом

Правила жизни
Там, на неведомых дорожках Там, на неведомых дорожках

Как сделать садовую дорожку своими руками?

Лиза
Стандарт устойчивости: что такое таксономия и какое отношение она имеет к ESG Стандарт устойчивости: что такое таксономия и какое отношение она имеет к ESG

Как работает таксономия в России и мире

Forbes
Иван Шевченко: «Учиться на ошибках не зазорно» Иван Шевченко: «Учиться на ошибках не зазорно»

Пекарня при ресторане — деталь, которая указывает на уровень заведения

Bones
Открыть в приложении