Торговая наценка на отдельные продукты питания может доходить до 100–150 %

АгроинвесторБизнес

Сколько сети накидывают сверху

Торговая наценка на отдельные продукты питания может доходить до 100–150 %

Елена Максимова

Е. Разумный / «Ведомости»

Большинство продуктов питания реализовываются через розничную торговлю. При этом в Федеральную антимонопольную службу нередко поступают жалобы от производителей на слишком высокие наценки в ритейле, в том числе на продовольственные товары первой необходимости. В прошлом году ведомство выступило с инициативой о регулировании этого вопроса на законодательном уровне, однако по состоянию на начало лета 2022-го проект документа пока так и не появился.

В августе 2021 года в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить наценки, которые устанавливаются торговыми сетями на молочную продукцию, обратился Молочный союз России, получавший жалобы по данному вопросу от производителей из разных регионов — от Камчатки до Краснодарского края. По данным организации, наценки на молочную продукцию составляли от 50 до 150 %, чего нет ни в одной стране мира, отмечала тогда директор Союза Людмила Маницкая. «Именно на молокоемкие продукты идет большая накрутка. Молоко, кефир, ряженка — в меньшей степени, масло, сыр, сметана — здесь очень серьезные наценки», — цитировал ее тогда «Интерфакс». Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что ФАС приступила к подготовке законопроекта об ограничении наценок торговых сетей. При этом ритейлерам было предложено уменьшить торговые наценки добровольно, пока формируется документ.

В начале мая этого года в ФАС через Росптицесоюз с просьбой проверить ценообразование на данную продукцию обратились и производители яйца. Птицефабрики были недовольны низкими закупочными ценами, которые диктуют торговые сети: отпускные цены на яйцо, как отмечалось в письме, опустились до уровня себестоимости, хотя на полках магазинов не изменились. В частности, в апреле, несмотря на сезонный рост спроса на яйца перед пасхальными праздниками, отпускные цены для ряда компаний не превышали 40–45 руб. за десяток. В ритейле же стоимость яиц не менялась, а наценка на них была на уровне 40 %.

Согласно информации главы Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергея Юшина, в сетевой рознице ЦФО в середине мая яйца категории С0 стоили от 90 руб. до 140 руб./10 шт. По его мнению, предложение продукции от разных производителей по разной цене дает возможность покупателям выбирать тот продукт, который им нравится и по карману. «В ритейле в большинстве муниципалитетов страны высокая конкуренция, а значит, наценка на товары, особенно социально значимые, регулируется рынком и потребительским спросом, — обращает внимание эксперт. — За последние несколько лет около 40 % региональных сетей просто ушли с рынка — их было более тысячи, а осталось 600».

Е. Разумный / «Ведомости»

Главное — не переоценить

На продукты, не относящиеся к товарам повседневного спроса, особенно длительного срока хранения, наценки могут быть еще больше, чем на те же яйца или молочную продукцию, подчеркивает Юшин. Например, на карбонад и сырокопченую колбасу, по оценке НМА, она может составлять до 100 %, на пельмени — до 85 %. Но на рынке или в несетевых магазинах накрутка может быть еще выше, чем у ритейлеров, даже на базовые товары — в этих точках продаж на те же яйца она тоже порой доходит до 100 %.

Такие высокие наценки могут серьезно навредить производителям продукции, относящейся к категории «фреш», в том числе тепличных овощей, считает независимый эксперт отрасли. «В конце мая оптовая цена огурцов составляла 30 руб./кг, а на полке их продавали за 120 руб./кг», — знает он. Это существенно ограничивает спрос, ведь люди в большинстве своем не готовы покупать продукцию за такие деньги. В итоге товар залеживается на полках. При этом предприятия продолжают собирать огурцы — в конце мая они появляются не только в зимних теплицах, но и в парниках. Оптовая цена снижается, а розничная держится на высоком уровне. И эта проблема становится системной, утверждает спикер.

Розничная сеть «Магнит» устанавливает минимальные наценки, а иногда социально значимые товары продает по цене ниже закупочной, утверждает представитель пресс-службы ритейлера. «Этот ассортимент должен быть доступен покупателю с любым уровнем дохода», — поясняет он. Начиная с пандемийного 2020 года «Магнит» не раз вводил нулевые наценки на отдельные позиции товаров из базового ассортимента российского потребителя. В начале марта сеть добровольно ограничила накрутку цен на 304 товарные позиций в 27 категориях, входящих в базовую продовольственную корзину покупателя. В отношении таких категорий, как свекла, морковь, капуста, картофель, лук, молоко, творог, кефир, масло сливочное, сахар и хлеб, торговая наценка составляет не более 5 %, ограничение действует во всех 67 регионах присутствия компании.

На полках сети представлена продукция разных ценовых сегментов. И на товары из категории «средний плюс» и «премиум» наценка, естественно, выше, но доля продаж таких товаров существенно меньше, чем социально значимых, добавляет представитель «Магнита». В любом случае, по его словам, торговая наценка не дает ритейлеру сверхприбыли, она устанавливается на уровне, необходимом для покрытия расходов на логистику, аренду помещений, информационные технологии, обеспечение достойных условий работы персонала, открытие новых магазинов, обновление действующих точек. Доходность же ритейлеров по чистой прибыли составляет всего 2–3 %.

Все сети разделяют свой ассортимент на две большие группы, комментирует партнер консалтинговой компании Strategy Partners Анна Федорова. Первая — товары KVI (key value indicators) — те, которые покупают регулярно, о цене на них люди имеют представление и на этом основании формируют свою оценку, насколько дорогая та или иная торговая сеть. Ко второй группе относятся прочие продукты, которые традиционно называются back basket (остальная корзина). «Наценка на товары KVI минимальна, иногда такая продукция даже реализуется по цене ниже закупочной, товары же группы back basket — это то, на чем розничные сети зарабатывают, поэтому наценка здесь может быть от 15 % на среднепопулярный бренд сока до 200 % на что-то покупаемое крайне редко, например дорогие экзотические фрукты», — уточняет эксперт.

Сезонный фактор

«Уфагормолзавод» из Башкортостана работает со всеми торговыми сетями в регионе. Ценовая политика разных магазинов может существенно отличаться друг от друга, особенно в области установки цен на промотовары, рассказывает исполнительный директор компании Сергей Штукатуров. По информации директора «Деревенского молочного завода» (Кемеровская область) Александра Сухинина, в мае наценка в сетях на питьевое молоко, производимое предприятием, составляла 20 %, на творог, сметану и другую продукцию — 30–40 %. Однако он подтверждает, что ранее торговая наценка в молочной категории доходила до 100 %. «В прошлом году, зимой, например, молоко, которое мы отпускаем по цене 48 руб. за упаковку, в сети продавалось по 99 руб.», — вспоминает руководитель.

А вот производители яиц — «Волжанин» (Ярославская область) и «Птицефабрика “Синявинская”» (Ленинградская область) — не отмечают сверхвысоких наценок на свою продукцию. «Волжанин» работает и с федеральными, и с региональными торговыми сетями, рассказывает коммерческий директор компании Андрей Филимонов. По его словам, в яйце есть три категории, каждая из которых в плане торговой наценки живет своей жизнью. К первой относится брендированная продукция, и это верхний ценовой сегмент. Цена здесь в течение года фактически не меняется, а наценка ритейлеров, как правило, составляет 35 %. Есть собственные торговые марки (СТМ) — это средний ценовой уровень, по этой категории сети работают с определенными поставщиками. Волатильность торговой наценки и отпускных цен здесь выше, чем у брендированного яйца, и может колебаться в пределах 15–20 % в течение года, сообщает Филимонов. Еще один сегмент — СТМ нижнего ценового уровня или марки самих поставщиков в категории «эконом». Он самый массовый по объему продаж, при этом отпускные цены на продукцию данной категории определяются в ходе торгов и зависят от баланса спроса и предложения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История связи История связи

Почтовая служба оказала огромное влияние на развитие всей мировой инфраструктуры

Вокруг света
Богатство России будет прирастать… опилками Богатство России будет прирастать… опилками

На основе опилок можно сделать много важного и полезного

Наука и жизнь
Зимний пейзаж после боя Зимний пейзаж после боя

Весной 1938 года между СССР и Финляндией начались тайные переговоры

Дилетант
Вспомнить всё! Вспомнить всё!

Лучшие витамины и минералы для мозга и памяти

Лиза
Убийцы боялись сидеть с ним в одной камере: история Балашихинского потрошителя Убийцы боялись сидеть с ним в одной камере: история Балашихинского потрошителя

Балашихинский потрошитель пугал не только женщин и детей

VOICE
Политическая дерзость или умственная болезнь? Отрывок из книги о Петре Чаадаеве Политическая дерзость или умственная болезнь? Отрывок из книги о Петре Чаадаеве

Как «чаадаевское дело» помогает понять происходившее в России в начале XIX века

СНОБ
Он прошел через 872 дня блокады Ленинграда и выжил: удивительная история кота Максима Он прошел через 872 дня блокады Ленинграда и выжил: удивительная история кота Максима

Как кот по кличке Максим из блокадного Ленинграда смог дожить до окончания вoйны

ТехИнсайдер
Гимнастки и теннисистки: какие виды спорта позволяют женщинам зарабатывать больше Гимнастки и теннисистки: какие виды спорта позволяют женщинам зарабатывать больше

Гендерный дисбаланс в спорте постепенно выравнивается

Forbes
Цветок тройного назначения Цветок тройного назначения

Календула — неприхотливый однолетник с массой достоинств

Наука и жизнь
Как по дизайну квартиры понять характер владельца — объясняет эксперт Как по дизайну квартиры понять характер владельца — объясняет эксперт

Любителям покупать круглые пуфики приготовиться

Maxim
Кто такие подонки, и какую грамоту получил Филька? 10 крылатых выражений и их происхождение Кто такие подонки, и какую грамоту получил Филька? 10 крылатых выражений и их происхождение

Докопаемся до сути и разберемся с десятью крылатыми выражениями

ТехИнсайдер
Ад здесь. Зачем смотреть фильм «Продукты 24» Ад здесь. Зачем смотреть фильм «Продукты 24»

«Продукты 24» — фильм об ужасах повседневности

СНОБ
Хроматин в живой клетке проявил свойства жидкости Хроматин в живой клетке проявил свойства жидкости

Биофизики исследовали движение хроматина в живой клетке

N+1
Экономический бумт Экономический бумт

Пять кризисных эпох в истории дореволюционной России

Правила жизни
Приложения для сна: польза или вред? Приложения для сна: польза или вред?

Как приложения, призванные улучшить наш сон, делают его только хуже

Maxim
Наш человек в 70-х Наш человек в 70-х

Зинаида Пронченко о Джеймсе Каане

Weekend
Как нас развращает власть: 5 выводов Как нас развращает власть: 5 выводов

Почему среди тех, кто облечен властью, так много самодуров и упрямцев?

Psychologies
Симметрия инверсии времени оказалась важна для околомагических ядер Симметрия инверсии времени оказалась важна для околомагических ядер

Квадрупольный и магнитный дипольный моменты изотопов индия зависят от нейтронов

N+1
Как создать стикеры в Телеграме: пошаговая инструкция Как создать стикеры в Телеграме: пошаговая инструкция

Рассказываем, как сделать стикеры в Телеграме и поделиться своим стикерпаком

CHIP
Иван Шевченко: «Учиться на ошибках не зазорно» Иван Шевченко: «Учиться на ошибках не зазорно»

Пекарня при ресторане — деталь, которая указывает на уровень заведения

Bones
Большой отец Большой отец

Как Олег Кулик стал символом постсоветского искусства и разделил его судьбу

Weekend
Отрывок из книги Элин Хильдебранд «Лето 1969» Отрывок из книги Элин Хильдебранд «Лето 1969»

Глава из новой книги «Лето 1969» Элин Хильдебранд

СНОБ
До слез: эти 5 фильмов, основанных на реальных событиях, никого не оставят равнодушными До слез: эти 5 фильмов, основанных на реальных событиях, никого не оставят равнодушными

Пять картин с мотивирующими и вдохновляющими историями

ТехИнсайдер
5 животных, которых мы считаем безобидными, но их стоит бояться 5 животных, которых мы считаем безобидными, но их стоит бояться

Безобидные существа, от которых на самом деле стоит держаться подальше

ТехИнсайдер
Злодеи из кинокомиксов, которые в чем-то правы (и мы им даже сопереживаем) Злодеи из кинокомиксов, которые в чем-то правы (и мы им даже сопереживаем)

Суперзлодеи кинокомиксов порой интереснее любого добряка

Maxim
История одного здания: комплекс домов страхового общества «Россия» История одного здания: комплекс домов страхового общества «Россия»

Интересные подробности о комплексе зданий страхового общества «Россия»

Культура.РФ
Вы точно такого не знали: 5 русских слов, значение которых со временем Вы точно такого не знали: 5 русских слов, значение которых со временем

Слова, которые есть в современном языке, раньше имели совершенно другой смысл

ТехИнсайдер
Что делает высокие температуры такими смертоносными Что делает высокие температуры такими смертоносными

Почему жара так сильно сказывается на нашем здоровье?

ТехИнсайдер
Не нужно переплачивать: как правильно выбрать домашний WI-FI роутер Не нужно переплачивать: как правильно выбрать домашний WI-FI роутер

Как правильно выбрать роутер, чтобы не остаться без глобальной сети?

ТехИнсайдер
Как наш мозг управляет страхом и тревогой. В этом Как наш мозг управляет страхом и тревогой. В этом

Какую роль в нашем мозге играет миндалевидное тело?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении