Призрак русского файрвола
Государство ищет способ «закрыть» русский сегмент интернета.
Чтобы защитить или контролировать?
Законопроект о «суверенизации интернета» предусматривает формирование автономной отечественной интернет-инфраструктуры, которая не позволит атакам из-за рубежа лишить россиян доступа во Всемирную паутину, а также обережет нас от вирусных и информационных атак. По крайней мере, так утверждают авторы документа — депутат от ЛДПР Андрей Луговой и сенаторы-единороссы Андрей Клишас и Людмила Бокова. Их оппоненты предупреждают о попытках полностью поставить интернет под контроль государства и создать возможности для блокировки любой неугодной информации.
Законодатели ссылаются на сентябрьскую Стратегию по кибербезопасности США, которая впервые разрешает атаковать противников в киберпространстве, — и Россия названа в числе главных угроз. Предлагаемые меры защиты «имеют непосредственное отношение к национальной безопасности. Хаос и одномоментное отключение могут дорого стоить», — заявил депутат от ЕР Евгений Ревенко. «Речь не идет о том, чтобы отгородиться от остального мира, от информации. Речь идет о разработке технических условий, при которых интернет сможет функционировать нормально даже в тех случаях, когда в отношении нас будут кибератаки или попытки отключить», — добавляет первый зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в разговоре с «Экспертом» сообщил: «Мы стараемся на максимум сохранить те свободы, которые у нас есть, но вместе с тем нужно все-таки находить варианты, чтоб мы могли заблокировать слишком вредную информацию, которая может привести к стрессовым ситуациям в масштабах всей страны».
Противники законопроекта проводят параллели с китайским «файрволом», отделяющим жителей КНР от Google, Twitter, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и других глобальных площадок. Действующая в Китае национальная система фильтров и блокировки неугодных правительству ресурсов позволяет поддерживать в интернете выгодный власти информационный фон. Прошедшие на уровне комитетов чтения, правда, пока не дают полной информации о перспективах «русского файрвола» и его технической реализации. По мнению ученого секретаря Института проблем информатики РАН Виктора Захарова, «у китайцев государственная сила и власть по-другому устроена, она может это проделать технически. А у нас это не так управляемо».
Техническая и финансовая сторона вопроса — в центре дискуссии. Планируется создать национальную систему доменных имен и разработать особые правила маршрутизации трафика. Это не позволит нашим противникам «закрыть» зону .ru. Все российские интернет-провайдеры должны будут установить в своих сетях технические средства, чтобы государство самостоятельно могло блокировать все запрещенные ресурсы. Этим займется Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования в составе Роскомнадзора.
На данный момент, как указано в предоставленном «Эксперту» заключении Института исследований интернета, принимавшего участие в рабочей группе «Связь и ИТ» при правительстве РФ, «Роскомнадзор не обладает соответствующей инфраструктурой: оборудованием, программным обеспечением, а также кадрами — командой профессиональных специалистов».
Не совсем понятна и конечная стоимость инициативы. Например, депутат от «Единой России» Юрий Березуцкий заинтересовался рентабельностью, «тем более что закон не подтвержден с финансовой точки зрения», добавил он. Действительно, финансовый вопрос оказался чрезвычайно сложным даже для инициаторов закона. Например, Андрей Луговой сообщил, что «не потребуется дополнительных средств бюджета». Андрей Клишас тоже заявил, что 20 млрд рублей уже предусмотрены нацпроектом «Цифровая экономика». Все не так однозначно для зама главы Минкомсвязи Олега Иванова, сообщившего в Думе, что «не зная окончательно структуру сетей операторов связи, структуру взаимосвязи, которая между ними существует, мы не можем до конца сказать, сколько будет стоить такая система». При этом, по данным рабочей группы «Связь и ИТ» при правительстве, только единовременные затраты на проект могут составить до 25 млрд рублей. При этом на компенсации ущерба, причиненного операторам связи и пользователям, предлагается предусмотреть до 134 млрд рублей в год. Бюджет же на 2019–2021 годы предусматривает всего 1,8 млрд рублей на функционирование системы управления сетями. Ничего удивительного в том, что Счетная палата не поддержала эту инициативу. «Реализация законопроекта приведет к росту стоимости товаров и услуг на российском рынке, что содержит риск увеличения расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ», — говорится в отзыве ведомства.
Тем не менее и правительство, и профильные комитеты Госдумы поддержали инициативу.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl